Организационно-педагогическая работа классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы наглядно показать работу классного руководителя в классе. Какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы. Классный руководитель выполняет отнюдь не последнюю роль в школьном коллективе.

Содержание

Глава I Предназначение классного руководителя в школе
1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2.Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3. Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.4. Педагогические задачи классного руководителя
1.5. Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1.Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2. Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3. Сплочение коллектива класса

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Предназначение классного руководителя в школе.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д.

 

Осуществление указанных функций  связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных  на него обязанностей.

К ним  относятся:

а)  всестороннее изучение учащихся;

б) разъяснение  и внедрение правил поведения  учащихся;

в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а  также регулирование объема домашних заданий;

г) периодическое  проведение ученических собраний в  классе;

д) вовлечение учащихся в кружковую работу;

е) организация  общественно полезного труда;

ж) оказание помощи в работе добровольных детских  и юношеских организаций и  объединений.

Основные обязанности классного руководителя определены Уставом средней общеобразовательной школы. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими учителями, ученическим комитетом, пионерским отрядом и комсомольской организацией, с воспитателями группы продленного дня, а также советами содействия семье и школе на предприятиях и учреждениях; оказание своевременной учебной помощи учащимся; проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья учащихся; организация общественно полезного труда воспитанников; ведение установленной документации (составление плана работы на четверть, оформление классного журнала, контроль за дневниками учащихся класса); представление руководству школы сведений об успеваемости; посещаемости и поведении учащихся.

Классный  руководитель работает под непосредственным руководством директора школы и  его заместителей. Они же оказывают  ему необходимую организационно-педагогическую помощь.

 

1.3.Цель обучения и воспитания  классного руководителя

 

Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося  в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей  индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Управляя  ученическим коллективом класса, координируя деятельность педагогов, работающих с данным классом, классный руководитель занимает двоякую позицию. С одной стороны - он представитель  администрации школы, а с другой - представляет интересы учащихся своего класса в ходе управленческой деятельности.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я – концепции». Роджерс  назвал «значимым для человека учение»  и считал, что только таковым оно  и может быть. Он определял следующие  условия, при которых оно может  состояться:

  1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
  2. Классный руководитель чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т.е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.
  3. Классный руководитель проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть.
  4. Классный руководитель проявляет эмпатию к ученику, способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
  5. Классный руководитель играет роль помощника  и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

Для родителей  и учителей ученые гуманистической  школы предлагают такие приемы в  общении с ребенком: «Я высказывания»  активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Можно выделить  следующие закономерности воспитания.

  1. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.
  2. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие через физические упражнения,

Нравственное  – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.

  1. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, классный  руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания  за- 
  2. трудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем классного руководителя.

Хороший учитель чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор.

- только  в условиях любви и защищенности  ребенок свободно и вольно  выражает свои отношения благоприятно  развивается. Поэтому воспитание  включает в свое содержание  демонстрацию любви в адрес  ребенка, умение понять, помочь  ребенку, простить его оплошности, защитить;

- организуемая  деятельность должна сопровождаться  или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый  ребенок.

Как указывал Л.С. Выготский, « учитель с научной  точки зрения – только организатор  социальной воспитательной среды, регулятор  и контролер ее взаимодействия с  каждым учеником».

Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха.

- воспитание  должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать  себя объектом приложения педагогических  нравоучений, не должны постоянно  осознавать свою подверженность  продуманным педагогическим влиянием. Скрытая позиция классного руководителя  обеспечивается совместной деятельностью,  интересом классного руководителя  к внутреннему миру ребенка,  предоставлением ему личностной  свободы, уважительным и  демократическим  стилем общения.

- целостность  личности предписывает классному  руководителю целостность воспитательных  влияний.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния   на сознание, чувства поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с воспитателем.

 

 

1.4. Методы воспитания для практической  работы классного руководителя

 

Изучение  школьников классным руководителем  проводится с помощью различных  методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и  внеурочной работы, индивидуальные и  групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод  компетентных оценок. Как же использовать  их в процессе воспитания школьников? Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся.

Информация о работе Организационно-педагогическая работа классного руководителя