Организационно-педагогическая работа классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы наглядно показать работу классного руководителя в классе. Какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы. Классный руководитель выполняет отнюдь не последнюю роль в школьном коллективе.

Содержание

Глава I Предназначение классного руководителя в школе
1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2.Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3. Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.4. Педагогические задачи классного руководителя
1.5. Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1.Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2. Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3. Сплочение коллектива класса

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Предназначение классного руководителя в школе.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо  без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов  и педагогических ошибок.

Опыт  на практике

I.  Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в VII классе, где ему было также поручено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но ученик молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с обидой сказал: «А я знаю, как решать задачу…» Учитель проявил рассудительность и с ласковым голосом возвратил его к доске. Семиклассник вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.

Есть ученики, которые не проявляют  должной усидчивости в работе, не могут заставить себя выполнять  домашние задания. На учебной работе и поведении школьника сказываются  условия семейного воспитания, состояние  здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в  постоянном общении, и т.д.

II.  Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К.Ф. Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большинство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется  педагогическое творчество. Понятие  «творчество « ассоциируется  с создание «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», самостоятельной  созидательной деятельностью в  различных областях производительного  труда, науки и культуры.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством классного  руководителя (воспитателя). Оно характеризуется  внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализаций методов  и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического  процесса.

 

2.2.Наблюдение классного руководителя за учащимися

 

Объективность выявления уровня воспитанности  школьника и ученического коллектива зависит от правильного использования  разнообразных методов исследования. Важное место среди них занимает наблюдение. Это специально организованное восприятие проявлений в поведении  и жизнедеятельности личности и  коллектива. Прежде всего важно уяснить, что изучать, за чем наблюдать  и как фиксировать результаты наблюдения. Наблюдение бывает сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении классный руководитель фиксирует все, что удается заметить в поведении, высказываниях, эмоциональных реакциях учеников. При выборочном наблюдении отмечаются отдельные процессы и  явления, например взаимоотношения  между мальчиками и девочками, наличие  у школьника учений общественной работы и т.д.

Наблюдение должно быть планомерным  и систематическим. Важно наметить план наблюдения, в котором предусмотреть  не только программу, но и последовательность, время и место наблюдения. Систематичность  наблюдения предполагает регулярность его осуществления.

Наблюдение обычно проводится в  естественных условиях обучения и воспитания, в различных видах деятельности учащихся. Наблюдая за учащимися на своих уроках и уроках других учителей, классный руководитель выявляет особенности  их познавательной деятельности, отношение к учебному предмету, их интересы и способности, умения и навыки учебной деятельности, волевые качества и т.д.

Для выявления взглядов, убеждений  и идеалов школьников большое  значение имеют их ответы, высказывания на уроках литературы, истории обществоведения, а также классных часах, диспутах.

Личность и коллектив наиболее ярко проявляются в сложных условиях – при выполнении сложной комплексной  работы, в походе и т.д. В этих ситуациях  классный руководитель должен быть особенно внимателен.

Весьма ценной формой обобщения  результатов изучения школьников являются «Педагогические консилиумы» - совещания  учителей класса, проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается  характеристика класса и отдельных  учеников, коллективно выявляются причины  отставания в учебе или недостатков  в поведении тех или иных школьников и намечаются меры индивидуального  подхода к ним.

Распространенной формой фиксирования результатов изучения учащихся является педагогический дневник классного  руководителя, который используется при составлении характеристик  учащихся и классного коллектива.

2.3.Сплочение коллектива класса

 

Успешное воспитание учащихся немыслимо  без сплоченного, педагогически  управляемого первичного коллектива, каким является класс, пионерский отряд, комсомольская группа.

Воспитание личности в коллективе – ведущий принцип социалистической педагогики. Первичный коллектив  – это большая воспитательная сила, так он способен удовлетворять  духовные потребности подростков и  старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив дает возможность  каждому школьнику приобрести необходимый  опыт общественной жизни и развивать  свои лучшие индивидуальные качества.

Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живет. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности  первичного коллектива главная роль принадлежит классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с  организации их деятельности.

Педагог ставит перед классом общественно  значимую и привлекательную для  учащихся цель, открывает для них  перспективу интересной и содержательной совместной жизни.

Одновременно с этим классный руководитель помогает учащимся создавать органы внутриколлективного самоуправления. На первых порах, предварительно ознакомившись  с учащимися лично и по документам, он может сам назначить ответственных за ту или иную работу школьников (староста класса, дежурные). Вместе с вожатым он готовит школьников к выборам пионерского актива.

За этим коротким организационным  этапом следует выявление актива класса и формирование всех органов  самоуправления в первичном коллективе.

Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нем возникают прежде всего  деловые отношения – отношения  ответственной зависимости. Они  являются основными в коллективе. Но вскоре складываются и межличностные  товарищеские отношения между учащимися, основанные на взаимной заинтересованности школьников. Постепенно возникает и  еще один вид межличностных отношений - избирательные отношения между  друзьями в классе в соответствии с личными симпатиями.

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые  связи учащихся.

Актив относительно стабилен, но классный руководитель создает усло вия для  планомерной смены поручений  учащимся в самоуправлении, чтобы  исполнительность и умение руководить формировались в единстве.

Итак, коллектив формируется в деятельных отношениях. Наиболее интенсивно он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда школьники не просто выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи А.С. Макаренко настаивал, чтобы перед коллективом последовательно выдвигались все более сложные и увлекательные задачи. Коллектив, по его убеждению, живет перспективной, завтрашней радостью.

Жизнь коллектива учащихся украшают традиции. Классный руководитель помогает школьникам постепенно установить свои традиции: отмечать знаменательные даты, проводить вечера любимых героев, писателей, праздновать дни рождения учащихся и т.д.

Традиции класса должны не идти вразрез  с общешкольными традициями, а  дополнять их. Традиции школы связывают  духовными нитями первичные коллективы.

Регулирующим и дисциплинирующим фактором воспитания А.С. Макаренко  называл общественное мнение. Зафиксированные  в общественном мнении общепринятые суждения, оценки и отношения к  нравственным ценностям выступают  как общие требования к личности.

Формирование и управление этой реальной силой воспитания, однако представляет собой немалые трудности. Оценочные суждения подростков нередко  строятся преимущественно на чувстве  и недостаточно осознаются. Кроме  того, складываются они порой подспудно, незаметно, а укоренившись, стойко удерживаются в сознании школьников. Примером негативного общественного мнения в коллективах школьников может служить так называемая психология троечника – нарочитая переоценка тройки.

Формирование положительного общественного  мнения протекает главным образом  при коллективном обсуждении общих  проблем, результатов выполненной  работы, поведения отдельных членов коллектива. Непременным условием успеха в этой работе являются доверительные  и уважительные взаимоотношения  участников обсуждения, а также психологически тонкие оценки поступков людей, когда  возникают яркие примеры, достойные  восхищения. В результате этого школьник выбирает тип соответствующего поведения.

Формированию общественного мнения активно содействует классная стенная  газета и разумно оформленные  наглядные материалы. Стенгазета –  это выражение коллективной мысли, пропагандист высоких моральных  принципов и норм. Классный руководитель направляет работу редколлегии на то, чтобы стенгазета отражала волнующие  проблемы класса. стимулировала коллективную жизнь и деятельность учащихся.

А.С. Макаренко выдвинул идею защищенности в коллективистическом воспитании. Он писал, что ни один воспитанник, как  бы он ни был мал и слабосилен или нов в коллективе, не должен чувствовать своего обособления  и беззащитности. В  этом, в частности  состоит гуманизм коллективистического воспитания.

Коллектив должен не только защищать, но и возвышать личность школьника, удовлетворяя его потребность в  признании, стремление к самоутверждению  среди сверстников своими делами на общую пользу. Задача классного  руководителя – помочь школьнику  занять лучшую для него позицию в  коллективе. А коллектив класса призван  выявлять и развивать такие качества подростков, которые помогали бы им становиться активнее, увереннее  в себе и деловитее. Учитывая личные интересы и возможности школьника, коллектив класса доверяет ему общественную работу, учит ее успешно выполнять. Общественное признание успехов  стимулирует лучшие проявления школьника  и вдохновляет на новые достижения.

Требовательность первичного коллектива к школьнику  сочетается с воспитанием  у школьников дружественности, внимательности и чуткости в отношениях друг с  другом. В.А. Сухомлинский в связи  с этим писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленные воспитателями. Но еще сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитателя заключается  в том, чтобы каждый ребенок пережил  чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную  минуту».

Классный руководитель организует общение учащихся в различных  формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному взаимообогащению. Это  достигается путем  поощрения  сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учении, поощрения дружбы, не выходящей за рамки коллективных целей. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых группировок.

 

- -

Информация о работе Организационно-педагогическая работа классного руководителя