Организационно-педагогическая работа классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы наглядно показать работу классного руководителя в классе. Какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы. Классный руководитель выполняет отнюдь не последнюю роль в школьном коллективе.

Содержание

Глава I Предназначение классного руководителя в школе
1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2.Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3. Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.4. Педагогические задачи классного руководителя
1.5. Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1.Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2. Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3. Сплочение коллектива класса

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Предназначение классного руководителя в школе.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Сущность  этого метода заключается в том, чтобы наблюдая за учащимися в  различных условиях учебной и  внеклассной работы, выявлять особенности  их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные явления. Например, когда наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдерживаться и ведет себя неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д. логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, нужно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы. Подобные наблюдения и фактический материал классный руководитель должен накапливать не только по учебной учащихся, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общественно полезной деятельности, состоянию здоровья и физического развития, поведению в свободное время и т.д.

Индивидуальные  групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как  относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие  трудности испытывает в овладении  знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о  своих успехах и неудачах в  учебе, характере отношений с  одноклассниками и т.д.

Изучение  результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные  конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные  поделки. Классный руководитель нередко  дает им различные поручения. В итоге  обнаруживается, что некоторые школьники  любят рисовать, другие с увлечением изучают математику, третьи занимаются коллекционированием, четвертые посвящают  свой досуг изготовлению различных  моделей и т.д. По результатам  этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях  и способностях учащихся, делать прогнозы их развития, устанавливать контакты с учителями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали  все это в своей работе.

Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет  накапливать представления о  том, как живет и работает тот  или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера  в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют  здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все  это дает материал для дальнейшего  улучшения внеклассной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведение не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую ранее уборку  участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, классный руководитель, предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении учащихся могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу, и др. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.

Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. Об их сущности речь шла в  главе, в которой раскрывались методы педагогического исследования. Здесь, же нужно сказать, что они позволяют  накапливать материал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и  склонностях.

Изучение  школьников – процесс непрерывный. Классный руководитель не только обращает внимание на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, Нои на те изменения, которые происходят в их развитии. Вот почему с помощью рассмотренных  выше методов классный руководитель определяет также ту динамику, которой  характеризуется уровень воспитанности  школьников, и прогнозирует дальнейшую коллективную и индивидуальную  работу в классе. Все это требует, чтобы оно  постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах  изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С. Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник  изучения учащихся, регулярно записывал  важнейшие факты их поведения, видел  тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу. 

Для практической работы классного  руководителя больше всего подходит следующая классификация методов

 воспитания:

- методы  убеждения, с помощью которых  формируются взгляды, представления,  понятия воспитуемых, происходит  оперативный обмен информацией 

( внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения);

- методы  упражнений (приручений), с помощью  которых организуется деятельность  воспитуемых и стимулируются  позитивные ее мотивы (различные  виды заданий на индивидуальную  и групповую деятельность в  виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера,  создание ситуаций успеха);

- методы  оценки и самооценки, с помощью  которых производится оценка  поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым  в саморегуляции их поведения  ( критика, поощрения, замечания,  наказания, ситуации доверия,  контроля, самоконтроля, самокритики.

 

 

 

 

 

1.5.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УМЕЛОСТЬ

 

Есть просто умелый классный руководитель (воспитатель), который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть классный руководитель, который  проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов  в своей работе. Многие же классные руководители, кроме мастерства обогащают  методику обучения и воспитания. А  есть классные руководители – новаторы, которые делают настоящее педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

В чем же состоит  сущность этих характеристик деятельности классных руководителей и каковы показатели их профессионального роста ?

Под педагогической умелостью классного руководителя следует понимать такой уровень  профессионализма, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владении психолого-педагогической теорией  и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а  также довольно развитые профессионально-личностные качества, что в своей совокупности позволяет  достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Французский физик Паскаль  верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который  надо наполнить, а факел, который  надо зажечь».

Педагогическая  умелость – это основа профессионализма классного руководителя, без которой  невозможно работать в школе. Она  базируется на достаточной теоретической  и практической подготовке классного  руководителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и  совершенствоваться в школе. Так, классному  руководителю необходимо знать способы  подготовки к учебным занятиям, правильно  определять структуру, содержание и  методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы  и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько  упрощая дело, можно сказать, что  система этих знаний, умений и навыков  в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются  в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что  все классные руководители хорошо владею этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

 

II глава

Организационно-педагогическая

 работа классного руководителя

 

2.1 Работа классного руководителя  по изучению  учащихся

 

Современный классный руководитель –  тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт  с учителями и учениками, умело  организует совместную деятельность в  школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все  богатство своей души он с готовностью  дарит ученикам.

Лучшие человеческие и профессиональные качества личности классного руководителя успешно формируются у молодого учителя при активной учебе в  вузе и путем самовоспитания.

 «Если педагогика хочет воспитывать  человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать  его тоже во всех отношениях».  Это высказывание К.Д. Ушинского  является правилом для каждого классного руководителя. Педагог – это практический психолог. Чтобы успешно работать, он постоянно изучает воспитанников.

Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения  принципами и методами педагогического  исследования. В отличие от педагогов-теоретиков  классный руководитель изучает своих  воспитанников в чисто практических целях: лучше знать, чтобы лучше  воспитывать.

Для получения объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и  других свойствах школьника классный руководитель выполняет следующие  основные требования: изучает школьника  в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения; изучает  школьника целостно, во всех его  проявлениях; изучая, воспитывает –  воспитывая, изучает.

Программа изучения личности школьника  включает в себя прежде всего ознакомление с условиями его жизни в  семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения  в семье, условия для учебы  и т.д. Классного руководителя интересует также здоровье родителей, возможность  наследственной предрасположенности  детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.

Другим важным вопросам является отношение  школьника к  окружающим – родителям, учителям, товарищам по классу и  другим. Следует отметить, насколько  он уважителен, вежлив или груб, склонен  идеализировать людей или критиковать  их, требователен больше к себе или  к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать  или подчиняться.

Необходимо установить его отношение  к учению и труду: добросовестно  или недобросовестно учится, какие  предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по классу лучше учиться, как развита самостоятельность  и др., как относится к физическому  труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к  инструментам и материалам, насколько  бережлив и аккуратен в труде.

Успешность учения во многом зависит  от дарований и способностей школьника. Поэтому важно определить, какими способностями он обладает, какой  у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем  интересуется во внеурочное время, как  проводит свой досуг.

Особый вопрос для изучения школьника  – его отношение к общественной работе: какие поручения и как  выполняет; как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.

Профессор К.К. Платонов рекомендует  классному руководителю в процессе изучения учащихся выделить две группы свойств и качеств личности:

  1. Особенности общих свойств и качеств личности – направленность личности, ее моральные качества, характер, темперамент и  способности :
  2. Особенности отдельных психических процессов – особенности восприятия и внимания, психомоторные особенности, особенности мышления, памяти, эмоционально-волевые особенности. Изучение направленности ученика даст ответ на вопрос: «Чего он хочет ? »; изучение его способностей – на вопрос: «Что он может?»; изучение характера – на вопрос: «Кто он есть ?».

Изучение учащихся не самоцель. Оно  дает возможность классному руководителю прогнозировать развитие школьника, предвидеть и предупреждать его трудности  в учении, создавать для его  развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития школьника нуждаются учителя, обучающие его, и родители.

Классный руководитель изучает  также коллектив своего класса, характеристикой  которого обычно открывается план работы. Основными показателями воспитанности  и зрелости коллектива являются организованность, сплоченность, наличие здорового  общественного мнения, гуманность внутриколлективных отношений.

Информация о работе Организационно-педагогическая работа классного руководителя