Организационно-педагогическая работа классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы наглядно показать работу классного руководителя в классе. Какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы. Классный руководитель выполняет отнюдь не последнюю роль в школьном коллективе.

Содержание

Глава I Предназначение классного руководителя в школе
1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2.Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3. Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.4. Педагогические задачи классного руководителя
1.5. Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1.Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2. Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3. Сплочение коллектива класса

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Предназначение классного руководителя в школе.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Классный руководитель ставит и  осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей  к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно  вовремя поощрить, других- умело  наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко  и всесторонне их изучить. Классному  руководителю надо хорошо знать о  своих учениках, понимать их, уметь  организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее  знание учащихся поможет уладить  недостатки в поведении.

Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической  работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать  учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного  руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.

Однако  сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные  формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной  деятельности классного руководителя.  

Для организации  внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах  из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную  и воспитательную работу ведет несколько  учителей, деятельность которых нуждается  в определенной координации.

Классный  наставник, учитель и воспитатель  в одном лице является главным  действующим лицом в системе  вальдорфской  педагогики. Стержневой идеей его деятельности является индивидуальный подход, в результате которого он должен путем выявления  склонностей, способностей, типов восприятия и мышления сформировать учебный  план для каждого ученика. Классный руководитель в течение восьми лет  преподает общеобразовательные  предметы и обеспечивает взаимодействие учеников с другими преподавателями  и родителями. Задачей вальдорфской педагогики является «искусство пробуждать»  творческие природные способности  человека, воспитание свободной, духовно  развитой личности.

Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как  создание и воспитание ученического коллектива, организация  общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно  не входят в обязанности учителей – предместников и возлагаются  на классного руководителя.

Институт  классных руководителей в нашей  школе имеет свою историю. ДО 1917 г. в гимназиях и других средних  учебных заведениях Российской империи  существовала должность классного  наставника, на которую назначались  штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведение. Была учреждена  также должность помощника классного  наставника, или классного надзирателя, который следил за поведение учащихся в классе и вне школа ( на улицах, в театрах, на частных квартирах  и т.д.).

В своеобразной форме этот институт существует также  и в современных школах некоторых  зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием  и дисциплиной учащихся. Их обязанность  – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который  они преподают. Все остальное  – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту  должность чаще всего берут молодых  людей, так как в бельгийских  школах большинство учителей женщины.

Классный  руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и  проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.  

Основная  задача классного руководителя - скоординировать  все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством  включения их в многообразные  виды деятельности и взаимоотношений.

Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в  классе взаимоотношениями. Отношения  с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного  руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного  коллектива, каждого конкретного  ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение  активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий  для активизации усилий детей  по решению собственных проблем.

 

 

 

 

    1. Основные функции и обязанности  классного руководителя

в школе

 

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования  ребенка в общеобразовательном  учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому  развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом  развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход  целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого  ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых  на него воздействий; координирует учебную  деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций. Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя.

 

организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) –состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.

воспитательную (формирование личности и коллектива)

коммуникативную (организация общения);

координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

коррекционную (преобразование, изменение личности);

экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Идейно-воспитательная функция -проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию.

Стимулирующе-тормозящая функция- дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную.

Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководи-телю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.

 

 

В качестве важнейших функций ( от лат.functio  - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско- стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них.

а) Когнитивно-иагностическая функция (от лат.cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности.

б) Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, ч то  участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием м свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы ( например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

в)  Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся

г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.

Информация о работе Организационно-педагогическая работа классного руководителя