Организация и методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта:
Закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине «Организация и методика профессионального обучения»

Задача курсового проекта:
- Разработать модель деятельности мастера и учащихся на основе темы № 29 «Пайка , Лужение , Клепка »
- Изучить научно-методическую литературу
- Дать характеристику учебной документации

Содержание

Введение 2
1.Анализ (характеристика) темы № 29 «Пайка , лужение , клепка» 4
2. Учебно – воспитательные цели и задачи темы 5
3. Распределение темы на подтемы 8
4. Планирование и нормирование производственного обучения 12
5 Материально – техническая база при изучении темы 16
6. Разработка учебно - технической документации 20
7. Подготовка мастера к изучению темы 22
8. Организация и методика производственного обучения 25
9. Учёт производственного обучения при изучении темы 32
10.Методическая работа мастера 33
Заключение 36
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой илья.doc

— 834.00 Кб (Скачать файл)

     памяти, могли уверенно, безошибочно, с достаточной полнотой и скоростью воспроизвести их в производственной деятельности.

 

     4. Планирование и  нормирование производственного  обучения

     Под планированием производственного обучения понимается система мер (мероприятий), направленных на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях. 
 
Основой производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях является участие учащихся в производительном труде. Вместе с тем программа производственного обучения не раскрывает, какие конкретно, в какой последовательности, сколько учебно-производственных работ должен выполнить учащийся, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. Эта задача перевода требований учебной программы на язык конкретной учебно-производственной деятельности учащихся решается путем правильно организованного планирования производственного обучения. Большую роль играет правильно организованное планирование производственного обучения для установления связей производственного обучения со специальными предметами. 
 
Учитывая все это, основными задачами планирования производственного обучения являются :

      
                 1) Обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов и программ ;                                                          
.                                                     
                 2) Обеспечение правильного подбора учебно-производственных работ, соответствующих программам производственного обучения, распределения их между учебными группами, полной и равномерной загрузки учащихся, рационального использования учебно-материального оснащения ;                                                       
; 
                 3) Создание условий для рациональной организации и своевременного материально-технического оснащения производственного обучения; 
 
Планирование производственного обучения - задача производственно-педагогическая. Это требует от мастеров производственного обучения глубоких знаний производственно-технических возможностей процесса производственного обучения, владения психолого-педагогическими основами производительного труда учащихся на различных периодах производственного обучения.                   

 
Планирование производственного обучения включает следующие основные элементы: 
          Педагогически обоснованный подбор учебно-производственных работ учащихся;

     Разработку на этой основе перечней таких работ; 
          Планирование учебно-производственной деятельности группы на определенный отрезок времени;                                      
; 
 
Учебно-производственные работы должны соответствовать учебно-техническим и учебно-технологическим требованиям. Учебно-технические требования характерны при подборе учебно-производственных работ для изучения операций; учебно-технологические – для работ комплексного характера.
 
 
 
 
 
 

     Учебно-технические  требования и учебно-технологические  могут изменяться в связи с  изменением технического оснащения  и организации производственного  обучения. Таким образом процесс  подбора учебно-производственных работ  можно представить следующей  схемой. 
 
 

       

     

         

       
 
 
 
 
 

     Схема 2. Процесс подбора учебно-производственных работ 

     В основе учебно – производственных работ лежит техническая норма  времени.

     Техническая норма времени – это норма  времени положенная на изготовление или обработку какой-либо детали, либо конструкции, принятая на предприятии.

Переводной  коэффициент 

Табл. 2 Таблица  переводного коэффициента

Доля  профессий ручного  труда
Месяц обучения               1                                  2 курс 3 курс
Сложность месяцев
2 разряд 2 разряд 3 разряд 4 разряд
Сентябрь - 3 2  
Октябрь - 2,5 1,9 2,8
Ноябрь 5 2,5 1,8 2,6
Декабрь 5 2,5 1,7 2,4
Январь 4,5 2,0 1,6 2,2
Февраль 4 2,0 1,5 2,0
Март 4 2,0 1,4 1,6
Апрель 3,5 1,5 1,2 1,2
Май 3,5 1,5 1 1,0
Июнь 3,5 1,5 1 1,0
Июль 3,5 1,5 1 1,0

 
 
 
 
 

    5.Материально – техническая база при изучении темы

     Учебная мастерская - специальное помещение  профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения. 
 
В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины. 
 
Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных. 
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов. 
 
Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения
.                                               .. 
 
Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности. 
 
 
Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности. 
 
Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.                                 

 
Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. 
 
Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры. 
 
 

     Рабочее место учащегося

     Под рабочим местом учащегося следует  понимать определённую часть площади  мастерской, находящуюся в ведении  одного учащегося, с расположенным на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами. Оборудование должно обеспечивать высокую производительность и давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями ПО, технической эстетики. На рабочем месте находится только то, что нужно для текущей работы. Инструменты и детали располагаются в таком порядке, чтобы ими можно было пользоваться удобно. Что берут правой рукой — кладут справа, что левой рукой — слева. Всякая вещь должна иметь своё место. Такое расположение инструментов, заготовок, материалов обеспечивает минимум утомительных движений при работе.

         Рабочее место мастера  ПО

     Рабочее место располагается так, чтобы  мастер мог видеть все рабочие  места учащихся и наблюдать за их работой. В свою очередь и учащиеся должны видеть и слышать все, что рассказывает и показывает мастер со своего рабочего места. Рабочее место возвышается над полом на 250—300 мм. К рабочему месту предъявляются требования: удобство, скорость и качество функций по обучению учащихся; образцовое оснащение, эстетическое оформление учебно- производственными работами, оборудованием, технической документацией, ТСО. Все должно находиться на своих местах, «под рукой», не требовать много времени на поиск. Площадь подиума 12 м2. На подиуме размещается методический шкаф, стол, демонстрационный верстак, станок. В методическом шкафу размещаются ТСО, инструменты, документация, чертежи, карты. Рабочее место мастер должен содержать в образцовом состоянии, чтобы оно было пр                  

     6. Разработка учебно - технической документации 

  Учебно  – техническая документация является основой для любых видов специальных  работ, от наличия этой документации  и её полноты зависит качество обучения. Нужно, чтобы с самого начала обучения учащиеся могли обращаться к  такой документации и выполнять по ней все необходимые работы.

  К учебно-технологической документации относят:

чертежи на изготовляемые изделия с техническими требованиями;

средства  письменного инструктирования —  инструкционные (вариант — операционные) и инструкционно - технологические карты, а также различного рода инструктивные памятки.

  Инструкционная  карта - это основной нормативный  документ, определяющий способы внедрения  передовых приёмов и методов  труда. Инструкционная карта содержит подробное описание рекомендуемых приёмов труда при выполнении конкретных операций (их состав, последовательность, продолжительность выполнения движений, приёмов и др.). Кроме того, в карте даётся характеристика оснащения, планировки рабочего места, условий труда, систем обслуживания и др. Приводятся научно обоснованные нормы времени и выработки с приложением необходимой технической документации (схемы, рисунки, эскизы, планировки рабочего места и др.).

  Располагая  инструкционными и инструкционно  – технологическими картами, учащиеся в ряде случаев могут обойтись без объяснений мастера. Поэтому мастер больше внимания уделяет выполнению ими отдельных операций, правильности применения новейших приемов работы, соблюдению правил безопасности труда. Кроме того, такие карты приучают учащихся самостоятельно выполнять работу, выбирая способы действий, определенную последовательность работы, необходимые: инструменты, приспособления, оборудование.

  Инструкционные  карты выполняют на бланках. Как  правило, они содержат эскизы переходов и наиболее удобны для учащихся. Инструкционные карты могут быть выполнены в виде описания порядка обработки деталей, т.e. как операционные. В этом случае не требуется ни специальных бланков, ни эскизов переходов. Операционные карты более сложны и в них отсутствуют эскизы переходов.

  По  содержанию они могут быть разными, но в них обязательно указывается последовательность упражнений или работ и даются краткие указания о характере, особенностях и способах выполнения трудовых движений и трудовых  приёмов.

  Работа  по инструкционной карте приучает учащихся самостоятельно выполнять работы в определённой последовательности с применением необходимых инструментов, приспособлений, оборудования.

  Инструкционные  карты и другую техническую документацию постепенно следует усложнять и на последних этапах обучения они практически не должны отличаться от применяемых на производстве. 
 
 
 
 
 
 

7. Подготовка мастера  к изучению темы

     На  этапе подготовки к изучению учебного материала темы мастер прежде всего анализирует содержание учебной программы, выделяя, какие трудовые приемы, способы, виды работ должны изучить учащиеся, планирует последовательность их изучения, при необходимости вносит коррективы в содержание и структуру материала темы, намечает способы установления связей между уроками по теме, между теорией и практикой. 
Готовясь к изучению «операционных» тем учебной программы, он планирует систему уроков по теме. При распределении учебного материала темы на уроки следует исходить прежде всего из требования четкости цели и определенности содержания урока. При этом учитывается его посильность и доступность, сложность и трудоемкость изучаемых и отрабатываемых на уроке трудовых приемов и способов, новизна их для учащихся, взаимосвязь, важность для выполнения работ в будущем, объекты учебно-производственных работ, на которых они будут отрабатываться. В этой работе недопустим формальный подход к распределению материала, когда предусмотренные к освоению трудовые приемы и способы механически распределяются на определенное количество уроков по теме.

Информация о работе Организация и методика профессионального обучения