Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 07:42, курсовая работа
Цель курсового проекта:
Закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине «Организация и методика профессионального обучения»
Задача курсового проекта:
- Разработать модель деятельности мастера и учащихся на основе темы № 29 «Пайка , Лужение , Клепка »
- Изучить научно-методическую литературу
- Дать характеристику учебной документации
Введение 2
1.Анализ (характеристика) темы № 29 «Пайка , лужение , клепка» 4
2. Учебно – воспитательные цели и задачи темы 5
3. Распределение темы на подтемы 8
4. Планирование и нормирование производственного обучения 12
5 Материально – техническая база при изучении темы 16
6. Разработка учебно - технической документации 20
7. Подготовка мастера к изучению темы 22
8. Организация и методика производственного обучения 25
9. Учёт производственного обучения при изучении темы 32
10.Методическая работа мастера 33
Заключение 36
Список литературы
В подготовку мастера входит три важных компонента: планирование, подготовка материально – технической базы, личная подготовка мастера.
Таб.3 Подготовка мастера к изучению темы
Этапы подготовки | Планирование | Материально – техническая база | Личная подготовка мастера |
Подготовка к учебному году | Подготовка к учебному году заключается в том, что мастер изучает квалификационную характеристику профессии, учебный план, программу ПО, специальной технологии. | В подготовку материально – технической базы к учебному году входит проверка всех дидактических, технических и других средств обучения необходимых на протяжении всего учебного года. | Долг
мастера — тщательно готовиться
к проведению каждого урока. Выполнение
этого требования обязательно, каким бы
долголетним опытом ни обладал мастер.
Для этого следует прежде всего внимательно
ознакомиться с методическими материалами
и пособиями. Подготавливая к уроку свое
рабочее место, мастер подбирает наглядные
пособия, ТСО, учебно-техническую документацию,
инструменты, приспособления.
Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) закрыть чехлами или держать в шкафу, так как пособия с большим интересом воспринимаются, когда учащиеся их видят впервые. Для успешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт. Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам учащихся, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого урока –зависит от умений мастера подбирать и объяснить факты, примеры. Необходимо заранее установить последовательность объяснений, показа учащимся приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как. Держать инструменты, какова структура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы. |
Изучение темы | Подготовка к изучению темы заключается в том, что мастер анализирует программу ПО, продумывает место каждой темы в процессе обучения распределяет материал темы на уроке, определяет какие упражнения следует провести, какие учебные пособия, оборудование, инструменты, технические документы надо заблаговременно подготовить по теме. | Материально – техническая база выбирается и настраивается под изучение определённой темы на определённый период времени. В неё вносятся изменения в зависимости от типа темы, одни средства обучения заменяются другими, более подходящими для изучения темы | |
Подготовка к уроку | Порядок
и содержание подготовки к уроку
ПО заключается в следующем: 1) мастер
прежде всего анализирует результаты предыдущих уроков и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока; 2) мастер определяет структуру урока и время на каждый элемент, решает какие учебно-производственные работы будут выполнять учащиеся; 3)
определив структуру урока, 4) мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый учащийся и вся группа; 5)
подготавливает заготовки, |
Особое
внимание мастер уделяет своевременной
и качественной подготовке своего рабочего
места, необходимых инструментов, приспособлений,
материалов, заготовок, наглядных пособий,
чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убедиться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов. |
8. Организация и методика производственного обучения по теме
№ 29 «Пайка , Лужение , Клепка»
Организация производственного обучения является сложным и многосторонним процессом. Сам по себе процесс производственного обучения может меняться в зависимости от темы или подтемы, но в его основе всегда лежит подготовка нескольких основных компонентов:
А) Разработка учебной документации;
Б) разработка учебно – технической документации;
В) подготовка дидактических средств обучения
Г) подготовка необходимого оборудования, инструмента и материалов;
Д) личностная подготовка мастера.
Лишь
на основе вышеуказанных компонентов
можно организовать полный и качественный
процесс производственного
Организационные формы обучения
Под организационными формами производственного обучения понимают способы организации учебного процесса и учебно-производственного труда учащихся, формы руководства их деятельностью, а также структуру построения учебных занятий. Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными особенностями содержания разделов учебной программы, материально-техническим обеспечением обучения. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов, и только педагог профессионального обучения принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии. Он должен ясно осознавать, в какой степени успех учебно-воспитательного процесса зависит от организационных форм (как урочных, так и неурочных).
В настоящее время на производственном обучении установились три основные формы организации учащихся: фронтальная (фронтально-групповая); звеньевая (бригадная); индивидуальная.
В условиях темы № «Пайка , Лужение , Клепка» мастер производственного обучения использует звеньевую (бригадную) форму обучения, так как при её применении достигается лучшая слаженность учащихся в работе, рациональный расход времени, а так же более высокий результат проведённых работ. Учащиеся делятся по звеньям, расходятся по рабочим местам, каждый из них проводит определённые операции, с течением урока учащиеся меняются обязанностями. Такой подход позволяет занять сразу всех учащихся, и существенно сэкономить время. При выполнении работ мастер совершает регулярные обходы, корректирует действия учащихся, указывает на ошибки, объясняет способы их устранения.
Основные типы уроков и их особенности
Урок является основной формой организации учебной работы в учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного обучения имеют свою специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.
Во-первых,
занятия по производственному обучению
имеют большую
Во-вторых, занятия по производственному обучению требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это — непременное условие вне зависимости от темы занятия, так как применяемые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелости их использования обучаемыми.
В-третьих, само построение занятий по производственному обучению, предполагая значительную долю самостоятельности со стороны учащихся, требует от мастера усиления контроля над всеми аспектами ситуации в группе: от предупреждения типичных ошибок в действиях учащихся до предотвращения возможной травмы.
В зависимости от дидактических целей уроки по теоретическому обучению делятся наследующие основные типы:
урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени — самостоятельная работа учащихся);
урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);
урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);
комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);
совмещенный (так называемый бинарный) урок, — педагогическая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.
Естественно, у каждого типа урока имеются различия по построению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как правило, включает:
Уроки производственного обучения можно представить по следующим типам: вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);
урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;
урок по выполнению комплексных работ — занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;
урок
по проверке знаний, навыков и умений учащихся
— контрольно-проверочный.
Таб. 4 Структура урока производственного обучения
Элементы структуры урока | Элементы дидактической структуры урока | Содержание деятельности мастера по | Содержание деятельности учащегося |
Организационный этап | Организация урока | Проверка явки
учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку |
Подготовка к уроку |
Вводный
инструктаж Основная
часть Заключительный инструктаж |
Целевая установка Актуализация
знаний учащихся Формирование
ориентировочной основы действий Формирование новых способов действий |
Сообщение темы
и цели урока Организация беседы
с учащимися по предстоящей работе:
разъяснение нового материала, вопросы
к учащимся Осуществление
и объяснение способов технологической
последовательности Показ трудовых
приёмов мастером; выдача заданий
на урок; организация и руководство
самостоятельной деятельности учащихся Мастер совершает
5 целевых обходов в течении
которых проверяет работу учащихся,
выполнение техники безопасности, соблюдение
последовательности работ, помогает учащимся
в работе, указывает на ошибки и рассказывает
способы их устранения. Подведение итогов урока; Выставление оценок учащихся с разбором допущенных ошибок; Определение темы и цели следующего урока. Выдача домашнего задания |
Восприятие
разъяснений мастера Отвечают на
вопросы, задают вопросы мастеру Воспринимают, осознают последовательность выполнения работ. Получают задание на урок Готовят рабочее
место, знакомятся с инструктивной документацией Начало выполнения упражнений Выполнение упражнений Получение инструкций, опознавание основных приёмов самоконтроля. Выполнение упражнений,
самоконтроль, исправление ошибок Проведение уборки
рабочих мест, представление выполненной
работы мастеру для оценки Учащиеся слушают Осознание оценки за работу Записывают домашнее задание |
В
процесс производственного
Методами П.О. называют способы и приёмы, при помощи которых мастер сообщает учащимся учебный материал, формирует у них знания, умения и навыки, а учащиеся сознательно усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, овладевают профессиональным мастерством.
Методы ПО классифицируются на три группы:
1) Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с технической документацией, письменное инструктирование.
2) Наглядные - личный показ мастером трудовых действий, демонстрация наглядных пособий, использование ТСО, наблюдение учащихся.
3) Практические - упражнения, самостоятельная работа учащихся, лабораторно-практические работы; активные методы: деловые игры, производственно-технические задачи, задания творческого характера.
В теме № «Пайка , Лужение , Клепка» мастер производственного обучения использует три метода, в начале урока он проводит беседу с учащимися, разъясняет процесс работ, отвечает на вопросы учащихся. Затем мастер производит демонстрацию трудовых приёмов и операций, которые нужно выполнять по ходу работ. Показывает, как правильно использовать инструмент, а так же совершает типичные ошибки и приводит способы их устранения. После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе, производят все необходимые трудовые приёмы и операции, мастер в это время совершает целевые обходы и корректирует их работу.
В процессе урока мастер использовал несколько методов обучения, что позволило ему изложить учащимся все подробности темы, продемонстрировать правильное выполнение работ и устранение ошибок, и в конечном итоге получить высокий результат выполненных работ.
9. Учёт производственного обучения при изучении темы
Задачи учёта ПО заключаются в том, чтобы проверить насколько полно и своевременно выполняются учебные планы и программы, каковы качества профессиональных умений и навыков, объём знаний учащихся, проконтролировать посещаемость занятий, выполнение планов производственного обучения.
Все эти данные учёта неразрывно связаны между собой. Отсутствие хотя бы одного из них не даёт возможности получить полное и ясное представление о действительном состоянии, о работе мастера, об уровне обучаемости учащихся и о состоянии всего учебного процесса.
Информация о работе Организация и методика профессионального обучения