Организация методической работы по развитию речи в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи муниципальной методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

При таком построении доклада у слушателей воспитывается умение анализировать сложный процесс формирования речи детей.

 

                           3. Пути повышения уровня знаний  и мастерства воспитателей

Совершенствование профессионального  мастерства должно стать необходимостью, насущной потребностью для каждого сотрудника детского сада. Ответственность всех за работу каждого должна сочетаться с ответственностью каждого перед коллективом за свою работу. 
Прежде всего, заведующая должна осуществлять контроль за самостоятельным повышением квалификации воспитателей. Она контролирует изучение необходимой литературы, консультирует воспитателей по отдельным вопросам методики развития речи, помогает составлять индивидуальные планы повышения квалификации.

Большое внимание необходимо уделять обучающимся заочно. Заведующая должна не только создавать условия для успешной учебы воспитателей, но и помогать им, а также использовать их знания для повышения квалификации остальных сотрудников детского сада. Например, обучающийся в вузе может познакомить товарищей со своей контрольной работой, с докладом в спецсеминаре по методике развития речи, в которых обобщается опыт его работы в детском саду, и т. д.

Заведующая осуществляет контроль за учебой воспитателей в методических объединениях, кружках, семинарах при отделах народного образования.

Самообразование - это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические  журналы не просто изучаются и  систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Лекции, встречи со специалистами  также способствуют повышению квалификации воспитателей. Можно организовать встречу с логопедом, врачом-гигиенистом, детским писателем, библиотекарем, учителем печальных классов, педагогом-словесником, артистом. Следует практиковать лекции, беседы, консультации научных работников, аспирантов, преподавателей педучилищ, институтов, занимающихся проблемами развития речи. Тематика таких бесед должна охватывать наиболее важные и трудные для воспитателей проблемы, знакомить с достижениями науки. 
Повышают профессиональный уровень воспитателей различного рода экскурсии (в другие детские сады, в музеи и на предприятия), коллективное прослушивание литературных концертов, просмотр детских спектаклей и кинофильмов.

Одним из показателей  профессиональной компетентности воспитателя  является его способность к самообразованию. Ведь воспитатель 21 века - это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Современная система  образования требует от воспитателя  постоянного совершенствования  знаний. Знания можно получать разными  способами. Но большинство новых  знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через  пять лет. Следовательно, наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.

Самообразование – это  целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических  знаний, совершенствованию имеющихся  и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Основными критериями самообразования  педагогов являются: эффективность  профессиональной педагогической деятельности , творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.

Самообразование предусматривает  расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование  уровня профессиональной подготовки.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь  возможность подготовиться и  перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что  свидетельствует о более высоком  профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно  организованная работа по самообразованию  должна стать стимулом как для  повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию, имеющихся  и приобретению новых профессиональных навыков и умений.

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Система самообразования  позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших  психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое  и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной среде, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Формы самообразования  многообразны:

- работа в  библиотеках с периодическими  изданиями, монографиями, каталогами;

- участие в  работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

- получение консультаций  специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

- работа с  банком диагностических и коррекционно-развивающих  программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта.

Таким образом, самообразование  – это одна из эффективных форм повышения квалификации педагога, которое  даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

 Наиболее адекватной формой системы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и важным звеном дополнительного педагогического образования остаются районные методические объединения.

 В течение года проводится три-четыре заседания методического объединения воспитателей. Особое внимание уделяется выбору формы проведения мероприятия. Организация педагогов  в форме   гостевого  обмена опытом,  методобъединения – мастерской,  работа  проблемной  группы позволяют  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, что в свою очередь  позитивно отражается на организации воспитательно – образовательного процесса.

Важным инструментом поиска ответов является выполнение  «домашнего задания» воспитателями в  период между заседаниями.  Например:

  • разработка образовательной программы,
  • составление календарно – тематического плана, цикла занятий.

Интересна в использовании   форма  гостевого обмена опытом.   В период между заседаниями педагоги подготовливают презентации своих групп, организовывают  экскурсии.   Как итог  мероприятия - «круглый стол», за которым  воспитатели  смогут обсудить возникающие проблемы. Готовясь к обсуждению, педагоги знакомятся с разнообразной методической литературой, готовят памятки, оформляют  выставку дидактических пособий, что является важным средством развития творческой активности. 
В  процессе работы методического объединения  удачно используется такая форма работы,  как методобъединение – мастерская. На заседании методического объединения, возможно, представить  опыт  работы в  процессе проведения «мастер - класса».             

При проведении  методических объединений, используя такие формы, обеспечивается  психологический комфорт педагогов, учитываются  индивидуальные качества участников, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическая  готовность.  
От организаторов методического объединения зависит, сумеют ли они организовать встречи, встречи с проблемой, противоречием, встречу с новыми знаниями, новыми подходами, встречу с креативными людьми, встречу с успехом в профессиональной деятельности, приносящую радость открытий и педагогических свершений.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые  в конечном итоге будут содействовать  дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности через:

  • наставничество;
  • оказание помощи в самообразовании через подборку методической литературы, периодических изданий по интересующим вопросам;
  • стимулирование молодых специалистов к изучению опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • усиление организации адресной методической помощи в организации воспитательно-образовательной работы.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим педагогам  в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

«Молодой специалист – коллега» – обеспечение молодого специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечат прохождение адаптации молодого специалиста в профессии в лёгкой степени; обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками успешного взаимодействия в коллективе.

«Молодой специалист – ребенок» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста.

«Молодой специалист – родители» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с родителями;

4. Пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы. 
Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени (у детей четырех лет — воспитание звукопроизношения, у детей пяти лет — формирование монологической речи, у детей шести лет — формирование навыков звукового анализа речи и т. д.), знакомит с основными ошибками в речи детей.

Информация о работе Организация методической работы по развитию речи в детском саду