Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи муниципальной методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы: - создание проекта деловой игры; - описание последовательности действий;
- описание организации проведения игры; - составление задания для участников;
- подготовка оборудования.
«Круглый стол»
Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.
Литературная или педагогическая газета.
В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, (сочинительство, владение речевыми навыками, образность высказываний и т.д.)
Творческие микрогруппы.
Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику
или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один - два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.
Работа над единой методической темой.
При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.
Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.
Особое место в повышении профессионализма и творчества воспитателей и специалистов отводится самообразовательной работе в сочетании с методическим сопровождением. Наиболее действенными, эффективными и результативными формами выступают собеседование, индивидуальная консультация по изучению, обобщению и распространению ППО, проведению открытых мероприятий, подготовки материалов к фестивалям, конкурсам и аттестации, работа с педагогом в аттестационный период, курирование работы микро-групп под руководством воспитателей.
Конкурсы профессионального мастерства – наиболее интересная форма работы с кадрами. Такие конкурсы необходимо проводить ежегодно: во-первых, любому педагогу предоставляется возможность раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал; во-вторых, поощрить и поддержать воспитателя и специалиста, творчески использующего свой педагогический опыт, имеющего устойчивый конечный результат в работе, умеющего анализировать собственную деятельность; в-третьих, наиболее рационально и комплексно реализовать план работы на учебный год и сообщение из опыта работы педагога с демонстрацией результатов деятельности, проработка теоретической базы проблемных вопросов ДОУ; в-четвертых, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.
Таким образом, на семинарах, педсоветах можно подвести педагогов к восприятию обсуждаемой темы и закрепить (уточнить) их знания. Наряду с вышеназванными приёмами (разогревки - самооценки) и другие приёмы являются своеобразной методической разминкой. С этой же целью можно использовать «конверт недописанных фраз», или метод недописанного тезиса. В данном случае педагогам предлагается закончить фразу.
Метод проектов, успешно использующийся как инновационный в работе с детьми и родителями, также способствует и повышению компетентности педагогов в работе с детьми.
Заключение
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в психологической и педагогической науке. Поэтому методическая работа не является службой корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Список литературы
1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 29 - 32.
3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М,: ООО «Издательство Астрель», 2002. - С. - 399.
4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
5. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144.
6. Бородич А. М. Методика развития речи. – М., 1981 г.
8. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. - М., Просвещение. 1990. С - 143.
9. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96с.
10. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. - 2006. № 6. - с. 70 -78.
11. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.
12. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
13. Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
14. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. - М. 2005. С. – 264
15. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М. 2005. с.-152.
16. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
20. Никишина И.В. Технология управления методической работой. - Волгоград, 1996. - С. 94 - 106.
21. Позняк Л. Заведующий в системе управления ДОУ.// Дошкольное воспитание. 1993.№1 с.-55.
22. Позняк Л. Основы управления ДОУ. М. 1994. с.-4-5.
23. Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 1999.
24. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151.
25. Фалюшина Л.И. Управление ДОУ. М. 2003. с.-80.
26. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: АРКТИ, 2009.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Совет педагогов - семинар-практикум (сценарий)
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Предварительная работа:
- знакомство с литературой по теме Совета педагогов.
ЛИТЕРАТУРА:
- Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство". С. Птб. Акцидент. 1997
- Шулешко Е. Е. , Ершова А. П. , Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.
- Волков Б. С. , Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001
- Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68
Ход проведения Совета педагогов.
Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут).
Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
1 задание (6-7 минут).
Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).
Вопросы следующего содержания:
- Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).
- Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
- Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.
- Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.
- Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
- Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
- Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
- Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.
- Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
- Напишите все учреждения науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
- Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи.
- и т. п.
После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
2 задание. Психологический ринг. (7-8 минут).
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.
- устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.
- систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.
- психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.
- у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
- у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест.
- Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
- дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
- Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ
- 3 задание. (5-6 минут).
Информация о работе Организация методической работы по развитию речи в детском саду