Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:34, контрольная работа
2. Определите этапы становления игры у детей раннего возраста. Отметьте своеобразие руководства предметными и сюжетно-ролевыми играми младших школьников
3. Напишите письменный отчет по теме «Игры детей раннего возраста»
4. Составить развернутый план проведения сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте детей 3 год жизни.
4. Выделите основные линии развития сюжетно-ролевых игр у детей в дошкольном возрасте. Перечислите основные задачи и приемы руководства играми детей разных возрастных групп.
IV семестр
2. Определите этапы становления
игры у детей раннего возраста.
. Можно выделить два
периода: предметно-игровая
3. Напишите письменный отчет по теме «Игры детей раннего возраста»
1. Своеобразие развития
игровой деятельности детей
Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре. Приобретенные знания становяться более обобщенными, игровая деятельность обогащается, способствует всестороннему психическому развитию ребенка. Самостоятельная игра на протяжении раннего и дошкольного возраста качественно меняется. Ее развитие определяется характером ведущей деятельности- на первом году жизни это общение со взрослым, на втором и на третьем- предметная деятельность. Благодаря общению со взрослым происходит освоение действий с предметами и эмоционально-положительная мотивация этих действий, у ребенка формируется потребность в игре, манипулировании игрушками. Перед воспитателем встает задача всемерно способствовать обогащению представлений ребенка путем содержательного общения с ним посредством игры, так как именно в ней малыши доступным путем усваивают новые сведения об окружающем мире и учатся действовать в предметной среде.
2. Этапы развития игровой деятельности. Можно выделить два периода: предметно-игровая деятельность ребенка, содержанием которой являются действия с предметами и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение. Первый этап (ознакомительная игра) может затянуться до конца первого года жизни. В часы бодрствования малыша взрослый должен привлекать его внимание к ярким, крупным контрастным предметам, вкладывать в руки. Если разнообразить игрушки по форме, упругости, звучанию, то у ребенка на основе обследования будут формироваться предметно-специфические действия. После 9-10 мес деятельность ребенка с предметами протекает в форме отобразительной игры: например с куклой- он начинает ее укачивать. Подражая действиям взрослого- в кукле ребенок видит живой образ. В первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов к отражению практических смысловых связей между ними, к обыгрыванию сюжетов из жизни-доступных пониманию ребенка. Действия малыша становяться не только предметно-специфическими, но и предметно-опосредованными ( например, использование кроватки для укладывания куклы, кубиков для строительства домика или ворот). Игровая деятельность ребенка третьего года жизни протекает вформе сюжетно- отобразительной игры-где происходит не механическое формирование связей между отдельными действиями, а смысловое единство всей цепочки действий. Эти связи должны быть доступны пониманию малыша. Воспитателю необходимо создать условия для формирования такой игровой деятельности, которая отражала бы знакомые сюжеты и передавала смысловые связи между предметами. Характерной чертой сюжетно-отобразительной игры детей трех лет является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Таким образом ребенок присваивает общественно-исторический опыт. Постепенно малыши начинают действовать характерно для определенного лица- ребенок как мама готовит обед и кормит кукол. Фактически ребенок берет на себя определенную роль, но не заявляет о ней. Для того, чтобы игра развивалась, воспитателю необходимо знакомить детей с разными формами социальной деятельности. Иногда действия производятся с помощью предмета-заместителя –условный характер действий свидетельствует о высоком уровне их обобщенности и является хорошим показателем психического развития детей.
3. Характеристика игр детей раннего возраста: адаптационные, отобразительные, сюжетно-отобразительные; условия их развития.
Адаптационные-по мотиву, заданному
взрослым с помощью предмета-игрушки соверш-ся
действия –манипуляции, которые направлены
на выявление особенностей игрушки.Отобразительные-
4. Комплексный метод руководства играми детей
1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, рассматривая иллюстрации- усваивание назначения предметов, смысл действий людей. Следствием чего является формирование первых эмоционально-нравственных оценок.
2.Для перевода реального
опыта в игровой, условный
3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим.Важно расширять тематику игрушек, подбирать их с разной степенью обобщенности образа.
4. Для закрепления в
самостоятельной инициативной
Все компоненты комплексного руководства формирование игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста.
4. Составить развернутый
план проведения сюжетно-
1. Определить цель игры
2. Дать детям игровое задание
3. Предоставить детям материал для игры
4. Обозначить начало игры, прокомменнтировать игровое задание, обратить внимания на причинно-следственные связи.
5. Задавать наводящие вопросы, комментировать действия детей
6. Подвести итог
6. Составить конспект проведения (от 1-го лица) сюжетно-отобразительной игры сдетьми 2-3 летнего возраста.
«Кукла заболела»
Цель- формировать у детей чуткое внимательное отношение к заболевшему. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями.
Игровое задание: Вылечить больную куклу.
Материал: куклы, Набор «Доктор Айболит».
Игра: « Дети, наши куклы-долго гуляли вхолодную погоду, наелись снега и заболели. Давайте будем их лечить. А вот медвежонок- у него перевязана лапка, потому что он играл со спичками и обжегся». Поговорив с игрушкой ребенок понимает, что ее беспокоит и советуется с воспитательницей как лучше лечить. « Что нужно сделать когда заболел?- Правильно- лечь в постельку, померить температуру, выпить много-много морса или молока с медом. Давайте положим наших кукол и напоим их лекарствами и померим температуру. Куда мы ставим градусник? А еще нужно пить таблетки и поласкать горлышко. Вот молодцы, с такими заботливыми детками наши куклы быстро вылечатся и смогут снова играть!»
4. Выделите основные линии
1. Сюжетно-ролевую игру от других видов отличает наличие сюжета- здесь нет заранее сформулированных четких правил допускаются широкие вариации в выборе и использовании предметов ( игрушки, предметы-заместители,). Сюжет иры это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание сюжетов игр детей изменяется с возрастом детей. Преимущественными темами игр детей 2-4 лет является жизнь семьи, детского сада, а в старшем дошкольном возрасте в играх детей отражается профессиональная деятельность взрослых, общественные события. Хотя это деление условно, так как в одной игре могут сочетаться элементы и быта и труда и общ жизни: мама отводит дочку-куклу в сад на новогодний утренник и спешит на работу. Но в каждой в каждой игре есть преобладающий мотив. Помимо воссоздания деятельности взрослых дети могут брать насебя роли животных, сказочных персовнажей: Я лунтик- я хочу помочь бабе Капе собрать ягодки… Также в играх может быть воссоздание действий эмоционально-значимых взрослых и просто фантазирование- создание в игре особой действительности-возможность ребенка комбинировать события менять мета и отношения действующих лиц. Можно выделить три типа ситуций, которые находят отражение в детских играх: 1.где ребенок активно действует наравне со взрослым ( как папа, как мама)2. Ситуация, вкоторой ребенок включен как объект ( его лечит врач, еговезут на машине) 3. Ситуации где дети не включены в деят-ть взрослых, а наблюдают ее. Педагогическойзадачей является обогащение реального опыта детей в активной деятельности и формирование умения воспроизводить сами игровые действия-движения. Резултаты исследований показали, что наиболее эффективной педагогич ситуац является совместная игра взрослого с ребенком. –Малышей знакомят с трудом окружающих людей, они узнают о животных и их детенышах. Педагогу необходимо заостарять внимание на личных качествах людей, вызывать к ним уважение, симпатию. Важно, чтобы при наблюдении за деят-ю взрослых дети чувствовали себя активными участниками. Также для стимуляции воображения воспитатель выразительно читает познавательный рассказ. Показывает картину. Если дети с интересом воспроизводят в игре ролевые действия, то можно подвести их к отображению ролевого взаимодействия. С этой цельюнеобходимо объяснять , что люди различных профессий разговаривают между собой, решают споры, советуются, помогают друг другу. Можно также установить различные содержательные связи между игрой и занятиями по изобразительной деятельности( можно слепить угощениедля кукол), в играх необходимо закреплять представления о направлении движения, количестве товаров, продуктов.
Такжедетей нацеливают на освоение выразительных жестов, движений,мимики. Обучающие игры могут иметь фронтальнуюи индивидуальную формы проведения. Фронтально проводяться диактические игры, инсценировки, игры имитационного характера. Чтобы продемострировать взаимодействие например между поваром и шовером педагог побуждает детей к речевому диалогу с воображаемымм собеседником. Многие способы ролевого поведения разных видов дети осваивают на музыкальных и физкультурных занятиях. В общеразвив упражнения можно включить сюжетные упражнения имитиационного характера и сопровождатьдаправлении вижения детей словами. Также необходима работа в направлении развития творческого воображения, формирования диалогов, выразительной интонации .Для этого малыши с помощью воспитателя раызгрывают сказки, народные песенки. Огромное значение имеет правильная организация предметно-игровой среды. Должны быть различные предметно-тематические уголки- модули- магазина. Кухни, парикмахерской, мастерской, а также, животные, машинки, куклы .
5. Составьте перечень игр, учитывающих особенность застенчивого ребенка. Развитию интересов, инициативы и самостоятельности у застенчивых детей способствует выполнение ими ролей в любымих играх, таких как роль воспитателя, или музыкального работника. Воспитатель может стимулировать активность ребенка:» Накорми своих деток-кукол, расскажи им сказку. Ты хорошо рассказываешь, твоя куколка хочет послушать еще.» Также индивидуальная ролевая игра является своеобразной деятельностью ребенка в процессе которой укрепляется уверенность в себе. Игры в »рассказывание», «занятие по счету» с куклами,мишками,зайцами- очень нравятся застенчивым детям . Также воспитывают уверенность в себе игры в «театр». Воспитатель может порекомендовать ребенку:» Покажи зайчику сказку про лису и зайца» Эти советы охотно принимались робкими застенчивыми детьми. Также развивают уверенностьигры- подражания любимым профессиям или героям- роль милиционера, доктора, летчика и т.д.
6. Подберите пример конструктивныхзадач к режиссерской игре.
7. Представьте классификацию
По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.
Игры с предметами и игрушкамисоответствуют задачам развития предметно-игровой деятельности малышей. Они начинают прктически понимать различия междукубом и шаром.Позже дети осваивают несложные действия с предметами-орудиями, знакомяться со свойствами предметов. Действия с предметами ставят задачу добиться результата-заложены предпосылки трудовой деятельности. Постепенно включаются задачи различать величину, форму. Цвет, после 1,5 лет возможна ориентировка на 2 признака- величину, форму и цвет.
Информация о работе Основные линии развития сюжетно-ролевых игр