- Проявляйте живой интерес к жизни ребенка,
к его радостям, огорчениям, стремлениям,
успехам, неудачам, к его личностным переживаниям;
при необходимости содействуйте, помогайте,
выражайте ему “со радость”, сочувствие.
- Общайтесь с ребенком как с взрослым,
от которого ждут взаимного доверия, уважения,
понимания.
- Делайте день рождения каждого ребенка
праздником в классе, высказывайте ему
пожелания, преподносите ему в подарок
уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте
ему почувствовать, как его любят, уважают
учитель и товарищи, каких успехов они
от него ждут.
- Устанавливайте с каждым ребенком личные,
доверительные взаимоотношения, вызывайте
доверие и искренность ребенка к вам вашей
доверительностью и искренностью к нему.
- Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь,
играйте, шалите вместе с ними.
- Говорите с детьми спокойным, располагающем
к себе голосом и экспрессией.
- Свою раздражительность поведением ребенка
выражайте ноткой намека на то, что вы
от него этого не ожидали, что у вас о нем
более высокое представление.
- Выражайте живой интерес к увлечениям
(хобби) отдельных детей (собирание марок,
открыток, составление альбомов и т.д.),
участвуйте в них.
- Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь,
когда тот или иной ребенок совершит достойный
поступок, проявляет смекалку и сообразительность,
мыслит сосредоточенно.
- Поощряйте творческую деятельность детей,
помогайте им писать пьесы, ставить спектакли,
оформлять их художественно и музыкально,
готовить художественные утренники, выступать
со своей самодеятельностью перед родителями,
другими учениками, детсадовцами.
- Научите детей выпускать книжки с собственными
рассказами, сказками, сочинениями, стихами
и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте
их, берите их с разрешения автора показать
своим коллегам.
- Предлагайте детям стать художниками
книжек с рассказами, стихами, сказками,
напечатанными на листках, которые следует
сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать
в них картины по содержанию произведения,
а так же объяснить слова, поставить вопросы
к тексту.
- Извиняйтесь перед ребенком, если по
какой-либо причине не можете сразу ответить
на познавательный вопрос, с которым он
обращается к вам; объясните причину откровенно,
скажите, что дадите ответ через несколько
дней, и не забудьте выполнить обещание.
- Приобщайте родителей к школьной жизни
своих детей, приглашайте их руководить
кружками, дежурить в школе, устраивайте
с ними встречи детей.
- Пишите письма родителям с положительной
оценкой поступка ребенка, по поводу достижения
успеха в учении, по любому значительному
поводу, достойному одобрения.
- Предлагайте родителям присутствовать
на уроках.
- Делайте урок аккумулятором жизни детей,
цените, любите, принимайте и провожайте
каждый урок.
- Знакомьте детей с планом урока, с содержанием
заданий, принимайте во внимание желания
детей по содержанию урока.
- Приглашайте детей быть соучастниками
ваших педагогических поисков, высказывать
свое мнение по поводу того или иного метода,
задания и т.д., применяемых вами с целью
апробирования.
- Поощряйте детей ставить вопросы, выражать
собственное мнение, утверждать свою позицию,
относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным
суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно,
с достоинством.
- Провоцируйте дискуссии детей с вами,
давайте им возможность доказывать вам,
объяснить ошибку, опровергать ваше утверждение
и тогда, признав их правоту, выражайте
им благодарность за то, что не дали вам
углубиться в своем заблуждении.
- Учите детей этично высказывать и доказывать
свое мнение, спорить.
- Поощряйте поисковую, исследовательскую
деятельность детей, отдельного ребенка,
практикуйте на уроках чтение научных
докладов, обсуждение отдельных вопросов.
- Учите детей думать, проявляйте свое
поощрительное отношение к детям, умеющим
думать, размышлять, обдумывать.
- Размышляйте вслух сами, чтобы давать
детям образцы, как думать, как искать
решения задачи, как обсуждать, оценивать.
- Часто предлагайте детям письменные
задания с размышлениями о самом себе,
о своих взаимоотношениях с окружающими
его людьми, об отношении их к нему.
- Подчеркнуто уважайте право ребенка
оберегать его спокойствие от шума и другого
рода раздражении при обдумывании задачи,
при выполнении письменной работы.
- Можно самому тоже писать вместе с детьми
сочинение, выполнять самостоятельные
задания, контрольную работу, а затем знакомить
их с результатами своих стараний, давайте
возможность высказывать свои оценочные
суждения.
- Призывайте детей самим находить и исправлять
допущенные ошибки в своих письменных
работах; исправленные самими ошибки в
дальнейшем не считать за ошибки.
- Предлагайте детям на уроках альтернативные
материалы, задачи и задания.
- Пользуйтесь способом “допущения” ошибок,
давайте детям возможность обнаруживать
их и исправлять; благодарите детей за
содействие.
- Не ставьте одного ребенка в пример другому
ни в прилежании, ни в поведении.
- Помогайте ребенку превзойти самого
себя.
- Замечайте и радуйтесь, когда ребенок
достигает успеха.
- Задавайте детям домашнее задания в ненавязчивых
формах, разрешайте самим тоже задавать
себе задания.
- Предлагайте детям задания с целью определения
своих предельных возможностей, давайте
им возможность пробовать себя в отношении
заданий последующих классов.
- Поощряйте стремление детей браться
за решение сложных задач и заданий, помогайте
им учиться способом их решения.
- Приобщайте детей к подбору учебного
материала, предлагайте им заполнять учебники
своими страницами с дополнительным материалом.
- Предлагайте желающим готовить и проводить
на уроках свои “пятиминутные уроки”,
помогайте им в проведении таких урок>в.
- Обращайтесь к детям с просьбой помочь
вам составить для использования на уроках
сложные задания, головоломки и ребусы
и при их применении на уроках не забывайте
указывать, кто их автор.
- Проявляйте интерес к тому, понравился
ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.
- Выражайте детям свою благодарность
за содействие в проведение интересного
урока.
- Приносите детям свои извинения, если
урок не вызвал в них эмоционального и
интеллектуального удовлетворения, пытайтесь
вместе с детьми выяснить причины.
- Придавайте особое значение усилиям,
стараниям ребенка в выполнении задания,
интересуйтесь, с какими трудностями встречался
ребенок и как их преодолевал.
- Проявляйте свое оптимистическое отношение
к возможностям ребенка, особенно когда
его постигает неудача.
- При своих оценочных суждениях по поводу
работы ребенка больше опирайтесь на положительное,
достигнутое, на продвижение; ошибки и
неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
- Поощряйте само оценочную и оценочную
деятельность каждого ребенка, давайте
ему возможность оценивать свою работу
вслух, высказывать свою оценку о работе
товарища.
- Стремитесь к овладению изящным исполнением
педагогических процессов.
- Следите за чистотой вашей речи, не допускайте
ее загрязнения.
Эти правила, отмечает Ш.А. Амонашвили,
не исчерпывают всю гамму личностно-гуманного
общения учителя с учениками и являются,
скорее описанием приемов, однако следованием
их может стать первыми шагами учителя
по пути демократизации и гуманизации
педагогического процесса
Одним из вариантов реализации гуманистического
подхода в бучении, по мнению Ш.А. Амонашвили,
является педагогика сотрудничества,
идею которой в том, чтобы “сделать ребенка
нашим (взрослых – учителей, воспитателей,
родителей) добровольным и заинтересованным
соратником, сотрудником, единомышленником
в своем же воспитании, образовании, обучении,
становлении, сделать его равноправным
участником педагогического процесса,
заботливым и ответственным за этот процесс,
за его результаты”.
III. Интегральная модель, обоснованная
М.Н. Берулаевой, помогает найти компромисс
между традиционной моделью, приоритетом
которой является прочное усвоение знаний,
умений и навыков, и личностным подходом.
Она предполагает, что выбор технологий
должен основываться не только на требованиях
социума, но и на индивидуально-пихических
и личностных свойствах.
Реализация интегральной модели исключает
изолирование или выпячивание роли какого-либо
одного из аспектов в обучении и в этом
смысле противостоит его субъективной
модели.
М.Н. Берулаева подчеркивает, что для
успешной реализации, гуманистической
парадигмы необходимо выполнение, по крайней
мере, трех условий:
- Нужен учитель с высоким уровнем развития
нравственных и интеллектуальных качеств,
подлинный интеллигент. Создать такой
корпус просветителей в одночасье невозможно,
но поставить такую цель – чрезвычайно
важно.
- Нужно конструировать новые технологии
обучения, максимально учитывающие предпочитаемые
ребенком способы переработки учебного
материала.
- Нужны принципиально новые технологии
воспитания и в целом развития личности,
стимулирующие самообучение, самовоспитание
и саморазвитие.
В заключение необходимо кратко остановиться
на сущностных чертах гуманистического
подхода в обучении:
- Гуманистический подход предполагает
широкое понимание процесса учения как
дела становления человека.
- Он основан на допущении, что человек
изначально свободен, и, следовательно,
ответственен за свои действия и их последствия.
- Признание самоценности каждой личности.
Практика гуманистической школы выработала
конкретные формы и методы педагогической
деятельности. Среди них:
- Дифференциация учебно-воспитательной
деятельности.
- Индивидуализация процессов воспитания
и обучения.
- Создание благоприятных условий для
развития наклонностей и способностей
каждого воспитанника.
- Формирование гомогенных классов и параллелей.
- Комфортность учебно-воспитательной
деятельности.
- Психологическая безопасность, защита
учащихся.
- Вера в учащегося, его силы и возможности.
- Принятие учащегося таким, каким он есть.
- Обеспечение успешности обучения и воспитания.
- Изменение целевой установки школы.
- Обоснованность уровня развития каждого
ученика.
- Исключение заочного обучения (экстерната),
как такового, что не обеспечивает “духовных
встреч с учителями”.
- Переориентация внутренних личностных
установок учителя.
- Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую педагогику
трудно оценивать статистически. Однако
установлено, что аутентичность, эмпатия
и безусловное одобрение положительно
кореллируют с развитием обучаемых и отрицательно
с такими проблемами, как дисциплина и
негативное отношение к школе.
Основные идеи педагогики сотрудничества. Новаторство
в педагогике.
Основные принципы новой модели.
- Человек находится в активно-деятельном
отношении к миру и самому себе.
- Активность субъекта выступает в высшем
своем творческом проявлении, когда субъект
поднимается до становления самого себя.
- Идея деятельного становления призвания человека.
Изменилась структура образовательного
процесса в новой модели образования.
Если структура традиционного образования сводилась
к следующей логической схеме: предмет – учитель – воспитанник,
то в новой модели образовательного процесса
стала иной: воспитанник – призвание – предмет-
учитель – урок – воспитанник.
В традиционной схеме образования предмет
для воспитанника задается внешними целями,
не затрагивающими интерес и его мотивацию.
Новая модель образования сначала связывает
воспитанника с призванием, а затем мотивировано,
под призвание вводится предмет, специально
адресованный воспитаннику в качестве
урока.
Педагогика сотрудничества является
одной из наиболее всеобъемлющих педагогических
обобщений 80-х годов. Название технологии
было дано группой педагогов – новаторов.
Судьба “новаторов” драматична.
Основной конфликт драмы заключен
в том, что будучи людьми, смотрящими
в будущее, они создали технологии,
обращенные в будущее, мировоззренчески
оставаясь в прошлом.
Все новаторское движение можно представить
как:
- новаторы целеполагания ( Ш. А. Амонашвили);
- новаторы рационального обучения ( В.
Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Б. |И. Дегтярев,
С. Д. Шевченко);
- новаторы обучающего воспитания ( Е. И.
Ильин, Т. И. Гончарова, Е. Ю. Сазонов, А.
А. Дубовский, М. П. Щетинин);
- новаторы как организаторы обучения
и воспитания для актуальной общественной
пользы ( И. Н. Иванов. Г. Г. Кравцова, А. Б.
Резник).
Педагогика сотрудничества пока не воплощена
в конкретной модели. Она вся “рассыпана”
по сотням книг, статей. Поэтому она считается
“проникающей технологией” входящей
во многие современные педагогические
технологии как их часть.
Ее характеристики:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По характеру содержания: обучающая +
воспитательная, общеобразовательная.
По преобладающему методу: проблемно-поисковая,
творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все
категории).
Целевые ориентации: переход от педагогики
требований к педагогике отношений; гуманно-личностный
подход к ребенку, единство обучения и
воспитания.
В концепции среднего образования Российской
Федерации сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей
деятельности взрослых и детей, скрепленной
взаимопониманием, проникновением в духовный
мир друг друга, совместным анализом хода
и результатов этой деятельности.
Традиционное обучение: учитель –
субъект, а ученик – объект педагогического
процесса.
В педагогике сотрудничества: ученик
субъект учебной деятельности. Поэтому
два субъекта одного процесса должны действовать
вместе, быть сотоварищами, партнерами.
В рамках общешкольного коллектива
отношения сотрудничества устанавливаются
между учителями, администрацией, ученическими
и учительскими организациями.
Принципы сотрудничества распространяются
и на окружающую среду – родителей, семью,
общественные и трудовые организации.
Особенности содержания и методики.
- новый взгляд на личность как цель образования,
- гуманизация и демократизация педагогических
отношений,
- отказ от прямого принуждения как метода
(принуждения до рамок наказания),
- новая трактовка индивидуального подхода
(отказ от ориентировки на среднего ученика,
поиск лучших качеств личности, ее интересы,
способности, особенности мыслительных
процессов, прогнозирование развития
личности, индивидуальные программы ее
развития, его коррекция),
- формирование положительных Я-концепций
(все дети талантливы, создавать ситуацию
успеха, ребенок хорош – плох его поступок,
в каждом ребенке – чудо! Ожидай его!).
Таким образом, основополагающий
интерес в анализе опыта педагогов- новаторов
состоит в выявлении тенденции будущего.
Новаторские идеи Ш. А.
Амонашвили
Известный ученый, доктор психологических
наук, учитель в начальной школе. Его идеи:
- Обучение шестилеток. Идея начального
образования, представляющая единство
обучения и воспитания, подготовка ребенка
к будущей жизни- это, без сомнения, тенденция
новой педагогики.
- “Скрытая позиция педагога” понимается
как высочайшее мастерство новатора. Учитель,
по Амонашвили.- это тот, который знает,
как готовить школьника к жизни, но при
этом никогда ему этого не скажет ( ребенку
это не интересно). Но для этого:
- мы должны быть людьми доброй души и любить
детей такими, какие они есть;
- мы должны понимать детей. Ребенок
маленький, а дела и заботы у него большие.
- Мы должны быть оптимистами, вникать
во внутренний мир ребенка и искать методические
пути его преобразования;
- Мы обязаны олицетворять человека будущего,
человека нового склада. Нам должно быть
присуще все наилучшее, что может нравиться
в человеке.
- Амонашвили обращает внимание на активное
творческое приобретение знаний. “Хочется
ли ребенку брать от учителя готовые развивающие
знания и глотать их безо всяких усилий?
Нет, не хочется. На таких уроках ему становится
скучно и неинтересно. Учиться с охотой
и увлечением он будет в том случае, если
педагог вовлекает его в разнообразную
деятельность .
- Сотрудничество учителя и ученика, предполагающего
совместное преодоление трудностей;
- Педагогический процесс должен предоставлять
ребенку радость жизни;
- Принципы педагогической деятельности
по Амонашвили:
- Любить ребенка. Это облегчит и образование
и воспитание.
- Очеловечивать среду, в которой живет
ребенок ( обеспечить комфорт души, отсутствие
страха, неуверенности, униженности).
- Прожить в ребенке свое детство.
Идеи педагогов- новаторов- рационалистов
В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова,
Б. И. Дегтярев, С. Д. Шевченко создали технологию,
с помощью которой было возможно наиболее
актуальное логическое усвоение системы
знаний. Они ввели в практику преподавания
идеи алгоритмизации и программирования,
создали множество приемов запоминания,
опережающих теоретических алгоритмов
( опорные конспекты, новые виды проверки
знаний).
Родоначальником такого подхода
был В. Ф. Шаталов. Его опыт известен в начале
70 х гг ( первая публикация в 1971 г). Он исследовал
новые формы ученического труда:
- Четкая, строго определеная ориентация
учебного процесса;
- ведущая роль теоретических знаний (
Л. Ф. Занков)- фундамент, на котором базируется
быстрое продвижение вперед всех учеников;
- Опора на практику делается после изучения
теоретического материала;
- Изложение материала большими блоками
( тема, раздел) позволяет лучше осмыслить,
осознать логические взаимосвязи там,
где раньше были лишь отдельные теоремы,
правила, параграфы;
- Работа над новым материалом проходит
ряд этапов:
- Развернутое образно- эмоциональное
объяснение учителем собранных для урока
параграфов;