Основные этапы развития педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)
  • Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему “со радость”, сочувствие.
  • Общайтесь с ребенком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
  • Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
  • Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
  • Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
  • Говорите с детьми спокойным, располагающем к себе голосом и экспрессией.
  • Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
  • Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
  • Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершит достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
  • Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
  • Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
  • Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а так же объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
  • Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
  • Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
  • Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
  • Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
  • Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
  • Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание желания детей по содержанию урока.
  • Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
  • Поощряйте детей ставить вопросы, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
  • Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснить ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
  • Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
  • Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
  • Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
  • Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решения задачи, как обсуждать, оценивать.
  • Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
  • Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражении при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
  • Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
  • Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
  • Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
  • Пользуйтесь способом “допущения” ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
  • Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
  • Помогайте ребенку превзойти самого себя.
  • Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
  • Задавайте детям домашнее задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
  • Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий последующих классов.
  • Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способом их решения.
  • Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
  • Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои “пятиминутные уроки”, помогайте им в проведении таких урок>в.
  • Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать, кто их автор.
  • Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.
  • Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведение интересного урока.
  • Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
  • Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.
  • Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
  • При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
  • Поощряйте само оценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
  • Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
  • Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.

Эти правила, отмечает Ш.А. Амонашвили, не исчерпывают всю гамму личностно-гуманного общения учителя с учениками и являются, скорее описанием приемов, однако следованием их может стать первыми шагами учителя по пути демократизации и гуманизации педагогического процесса

Одним из вариантов реализации гуманистического подхода в бучении, по мнению Ш.А. Амонашвили, является педагогика сотрудничества, идею которой в том, чтобы “сделать ребенка нашим (взрослых – учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты”.

III. Интегральная модель, обоснованная М.Н. Берулаевой, помогает найти компромисс между традиционной моделью, приоритетом которой является прочное усвоение знаний, умений и навыков, и личностным подходом. Она предполагает, что выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума, но и на индивидуально-пихических и личностных свойствах.

Реализация интегральной модели исключает изолирование или выпячивание роли какого-либо одного из аспектов в обучении и в этом смысле противостоит его субъективной модели.

М.Н. Берулаева подчеркивает, что для успешной реализации, гуманистической парадигмы необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий:

  1. Нужен учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент. Создать такой корпус просветителей в одночасье невозможно, но поставить такую цель – чрезвычайно важно.
  2. Нужно конструировать новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.
  3. Нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

В заключение необходимо кратко остановиться на сущностных чертах гуманистического подхода в обучении:

  • Гуманистический подход предполагает широкое понимание процесса учения как дела становления человека.
  • Он основан на допущении, что человек изначально свободен, и, следовательно, ответственен за свои действия и их последствия.
  • Признание самоценности каждой личности.

Практика гуманистической школы выработала конкретные формы и методы педагогической деятельности. Среди них:

  1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.
  2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.
  3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
  4. Формирование гомогенных классов и параллелей.
  5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности.
  6. Психологическая безопасность, защита учащихся.
  7. Вера в учащегося, его силы и возможности.
  8. Принятие учащегося таким, каким он есть.
  9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.
  10. Изменение целевой установки школы.
  11. Обоснованность уровня развития каждого ученика.
  12. Исключение заочного обучения (экстерната), как такового, что не обеспечивает “духовных встреч с учителями”.
  13. Переориентация внутренних личностных установок учителя.
  14. Усиление гуманитарного образования.

Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако установлено, что аутентичность, эмпатия и безусловное одобрение положительно кореллируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе.

 

 

 

 

 

Основные идеи педагогики сотрудничества. Новаторство в педагогике.

Основные принципы новой модели.

 

  1. Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.
  2. Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.
  3. Идея деятельного становления призвания человека.

Изменилась структура образовательного процесса  в новой модели образования. Если структура традиционного образования сводилась к следующей логической схеме: предмет – учитель – воспитанник, то в новой модели образовательного процесса стала иной: воспитанник – призвание – предмет- учитель – урок – воспитанник.

В традиционной схеме образования предмет для воспитанника задается внешними целями, не затрагивающими интерес и его мотивацию. Новая модель образования сначала связывает воспитанника с призванием, а затем мотивировано, под призвание вводится предмет, специально адресованный воспитаннику в качестве урока.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов.

 Судьба “новаторов” драматична. Основной конфликт драмы заключен  в том, что будучи людьми, смотрящими  в будущее, они создали технологии, обращенные в будущее, мировоззренчески оставаясь в прошлом.

Все новаторское движение можно представить как:

    • новаторы целеполагания ( Ш. А. Амонашвили);
    • новаторы рационального обучения ( В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Б. |И. Дегтярев, С. Д. Шевченко);
    • новаторы обучающего воспитания ( Е. И. Ильин, Т. И. Гончарова, Е. Ю. Сазонов, А. А. Дубовский, М. П. Щетинин);
    • новаторы как организаторы обучения и воспитания для актуальной общественной пользы ( И. Н. Иванов. Г. Г. Кравцова, А. Б. Резник).

Педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели. Она вся “рассыпана” по сотням книг, статей. Поэтому она считается “проникающей технологией” входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Ее характеристики:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, общеобразовательная.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Традиционное обучение: учитель – субъект, а ученик – объект педагогического процесса.

 В педагогике сотрудничества: ученик субъект учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями.

Принципы сотрудничества распространяются и на окружающую среду – родителей, семью, общественные и трудовые организации.

Особенности содержания и методики.

  1. новый взгляд на личность как цель образования,
  2. гуманизация и демократизация педагогических отношений,
  3. отказ от прямого принуждения как метода (принуждения до рамок наказания),
  4. новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, ее интересы, способности, особенности мыслительных процессов, прогнозирование развития личности, индивидуальные программы ее развития, его коррекция),
  5. формирование положительных Я-концепций (все дети талантливы, создавать ситуацию успеха, ребенок хорош – плох его поступок, в каждом ребенке – чудо! Ожидай его!).

Таким образом, основополагающий интерес в анализе опыта педагогов- новаторов состоит в выявлении тенденции будущего.

Новаторские идеи Ш. А. Амонашвили

Известный ученый, доктор психологических наук, учитель в начальной школе. Его идеи:

  1. Обучение шестилеток. Идея начального образования, представляющая единство обучения и воспитания, подготовка ребенка к будущей жизни- это, без сомнения, тенденция новой педагогики.
  2. “Скрытая позиция педагога” понимается как высочайшее мастерство новатора. Учитель, по Амонашвили.- это тот, который знает, как готовить школьника к жизни, но при этом никогда ему этого не скажет ( ребенку это не интересно). Но для этого:
  • мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть;
  • мы должны понимать  детей. Ребенок маленький, а дела и заботы у него большие.
  • Мы должны быть оптимистами, вникать во внутренний мир ребенка и искать методические пути его преобразования;
  • Мы обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада. Нам должно быть присуще все наилучшее, что может нравиться в человеке.
  1. Амонашвили обращает внимание на активное творческое приобретение знаний. “Хочется ли ребенку брать от учителя готовые развивающие знания и глотать их безо всяких усилий? Нет, не хочется. На таких уроках ему становится скучно и неинтересно. Учиться с охотой и увлечением он будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность .
  1. Сотрудничество учителя и ученика, предполагающего совместное преодоление трудностей;
  2. Педагогический процесс должен предоставлять ребенку радость жизни;
  3. Принципы педагогической деятельности по Амонашвили:
  • Любить ребенка. Это облегчит и образование и воспитание.
  • Очеловечивать среду, в которой живет ребенок ( обеспечить комфорт души, отсутствие страха, неуверенности, униженности).
  • Прожить в ребенке свое детство.

Идеи педагогов- новаторов- рационалистов

 

В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Б. И. Дегтярев, С. Д. Шевченко создали технологию, с помощью которой было возможно наиболее актуальное логическое усвоение системы знаний. Они ввели в практику преподавания идеи алгоритмизации и программирования, создали множество приемов запоминания, опережающих теоретических алгоритмов ( опорные конспекты, новые виды проверки знаний).

Родоначальником такого подхода был В. Ф. Шаталов. Его опыт известен в начале 70 х гг ( первая публикация в 1971 г). Он исследовал новые формы ученического труда:

  1. Четкая, строго определеная ориентация учебного процесса;
  2. ведущая роль теоретических знаний ( Л. Ф. Занков)- фундамент, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех учеников;
  3. Опора на практику делается после изучения теоретического материала;
  4. Изложение материала большими блоками ( тема, раздел) позволяет лучше осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные теоремы, правила, параграфы;
  5. Работа над новым материалом проходит ряд этапов:
  • Развернутое образно- эмоциональное объяснение учителем собранных для урока параграфов;

Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли