Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Идеи педагогов- новаторов этико- эстетического направления
Процесс обучения они рассматривают как средство воспитания гражданина.
Основатель этого направления- учитель литературы Е. Н. Ильин. В основе методики- принцип обучающего воспитания, когда приоритет в “обучение- воспитание” отдается воспитанию, а обучение становится составной частью и основным средством воспитания.
Особенности новаторской технологии Е. Н. Ильина:
Искусство воспитания- одно из самых древних и сложных, но начинается оно с простого: принять и полюбить ученика таким, какой он есть; Почаще спрашивайте себя- зачем я иду на урок. Мы идем к ребятам, чтобы они были лучше, добрее, гуманнее и мужественнее, чем мы с вами, чтобы умели выходить из любых тупиков. Идя вперед, а не пятясь назад, чтобы всякий ровнялся на свою судьбу, а не завидовал чьей- то легкой, устроенной.
Таким образом, перед нами прошла целая плеяда талантливых педагогов- новаторов, которые изучая вместе со школьниками старое “изученное идеологами” содержание с помощью созданных ими прогрессивных технологий, сумели заглянуть в будущее школы:
Итоги новаторского движения::
Критерии передового опыта:
Вопрос № 8. Сущность воспитания. Основные направления воспитательного процесса. Принципы воспитательного процесса.
Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной своей целью формирование личности нужной и полезной обществу.
Особенности процесса воспитания:
Функции воспитания:
Эти функции взаимообусловлены и реализуются во взаимодействии воспитателей и воспитуемых.
Психолого- педагогическая характеристика процесса воспитания
Процесс воспитания обладает своей спецификой, обусловливающей его относительную самостоятельность в сравнении с обучением по задачам, содержанию, методам и организации.
Существо процессов воспитания составляет единство деятельности воспитателей, осуществляющих педагогическое воздействие на ум, чувства и волю воспитуемых, которые активно реагируют на эти воздействия с учетом своих потребностей и мотивов. Основу структуры процесса воспитания составляют: субъект воспитания ( педагоги- воспитатели); объект воспитания ( отдельная личность или коллективов), цели и задачи воспитания, система отношений и воздействий, а также связи между этими звеньями.
Педагогические воздействия бывают прямыми ( непосредственными) или косвенными ( опосредованными). Сильное влияние на воспитуемого оказывает личный пример воспитателя.
Принципы воспитания
Принципы воспитания- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предьявляемые к принципам воспитания:
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Принцип государственной целесообразности и законности требует подчинения всей деятельности педагогов задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
Как лицо, состоящее на службе государстве, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания.
Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. И. И. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал “ жизненным воспитанием”.
Воспитывающая сила коллектива заключается в самом процессе коллективного труда. Воспитательные возможности коллектива заключаются и в формировании общественного мнения, выражающего требования, предъявляемые к каждому человеку, регламентирующего его поведение.
Большое значение в решении воспитательных задач имеет коллективное настроение.
Большой силой воздействия на людей обладают коллективные традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся стилем и порядком людей, что объединяет их.
Сплоченный коллектив характеризуется здоровым морально- психологическим климатом, активностью, высокой требовательностью к каждому из своих членов.
Индивидуальный подход в воспитании означает изучение и учет сильных и слабых сторон личности, анализ внешних и внутренних проявлений.
В самом общем плане программа изучения индивидуальных особенностей личности включает анализ ее биографических данных,, уровня развития идейных, профессиональных, нравственных, интеллектуальных, волевых качеств, физического развития и состояния здоровья. О каждом человеке необходимо знать все. что способствует его гармоническому развитию.
5. Опора на положительное.
Мудрые педагоги ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании других заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Философская основа этого принципа- известное философское положение о “ противоречивости” человеческой природы. Добиться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного- задача воспитания.
6. Единство, согласованность и преемственность в воспитании ( единство воспитательных воздействий).
Этот принцип также называется принципом координации усилий, школы, вуза, семьи и общественности. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам- Раку, Лебедю и Щуке.
Правила реализации этого принципа:
Выбирая метод, воспитатель должен быть, уверен в успехе. Поэтому надо предвидеть результат.
Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм педагога к воспитанникам.
Классификация методов.
Методы воспитания
Убеждения. Упражнения.
Рассказ Упражнение
Объяснение Приучение
Разъяснение Педагогические требования Наказание
Лекция Общественное мнение
Этическая беседа Поручение
Увещевание Воспитательные ситуации
Внушение
Инструктаж
Диспут
Доклад
Пример
Методы формирования сознания личности.
1-ый этап правильно
Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли