Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:11, доклад
В конце 18 века, в Париже В. Гаюи предпринял попытки обучения слепых детей, затем данные эксперименты были продолжены в Великобритании, Австрии, Германии и США. Еще ранее обучали детей с нарушениями слуха (1620 г., Мадрид). Обучение и воспитание умственно-отсталых началось в нач. 19 в. во Франции (Ж. Итар), а в середине века появилась целостная медико-педагогическая система французского врача и педагога Э. Сегена.
Методические материалы
Авторы – составители:
М.Ф. Луканина
О.Ю. Камакина
В конце 18 века, в Париже В. Гаюи предпринял попытки обучения слепых детей, затем данные эксперименты были продолжены в Великобритании, Австрии, Германии и США. Еще ранее обучали детей с нарушениями слуха (1620 г., Мадрид). Обучение и воспитание умственно-отсталых началось в нач. 19 в. во Франции (Ж. Итар), а в середине века появилась целостная медико-педагогическая система французского врача и педагога Э. Сегена. Наибольшую популярность, однако, завоевала система итальянского врача и педагога М. Монтессори, благодаря хорошим результатам коррекционной работы, а также активной просветительской деятельности, проводимой автором в разных странах.. С работами М. Монтессори и О. Декроли связывают появление самого термина «Коррекция», что хронологически относится концу 19-началу 20 вв.
Это способствовало активному становлению и развитию дефектологии и пониманию термина «коррекция» в рамках этой науки:
В определении педагогической энциклопедии «Коррекция (от лат. correctio - исправление, улучшение) в специальной педагогике обозначает исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий».
В отечественной педагогике и дефектологии аномальными* считались дети, имевшие значительные физические и психические отклонения, которые приводили к нарушению общего развития, для которых было необходимым специальное обучение и воспитание. Иногда такие дети встречались и в массовой школе. Дефект (от лат. defectus – недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не определяет аномального развития (например, потеря слуха на одно ухо, зрения на один глаз и т.д.). Однако во многих случаях термины «дефективный» и «аномальный» использовались как равнозначные. Данной терминологии придерживались многие известные специалисты медицины, педагогики и психологии (Выготский Л.С., Мясищев В.Н., Россолимо Г.И., Граборов Н.А., Рауф и многие другие).
Коррекционная педагогика изучает не только дефективных, аномальных, но и детей, имеющих незначительные отклонения от нормы, а также категорию детей, которых называют «исключительные дети»*. В зарубежной педагогике (англоязычных трудах) появились и другие термины: handcappid children (англ.) - «дети с нарушениями», а также exceptinal children - «исключительные дети», «категория детей, развитие которых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, которые в отечественной дефектологии обозначаются как аномальные, к этой категории относят также и одаренных детей, что пока не поддерживается российскими педагогами и психологи, однако многие из них согласны с утверждением, что не всегда легко определить в процессе обучения, является ли ребенок одаренным или проблемным (см. приложение № 4).
Вместо термина «коррекция» некоторые зарубежные авторы используют понятие «интервенция», содержанием которого являются теоретические представления о природе онтогонистического развития, как процессе, обусловленном взаимодействием наследственности, среды и проявлениями активности самой личности. В наиболее широком смысле интервенция понимается, как систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него (А.М. Clarke, A. Clarke, 1986), поддержав или улучшив тем самым потенциал развития ребенка. Направленная интервенция, таким образом, рассматривается как система плановых (и неплановых) воздействий, с целью произвести определенные изменения в проблемных компонентах системы - личности, среде, либо во взаимодействии личности и среды (H. Adelman, L. Taylor, 1985).
Сластенин В.А., определяет новое направление следующим образом: «...коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи)». На наш взгляд, такое определение необоснованно узко с учетом рассмотренного пути возникновения данной науки.
Сегодня существует несколько подходов к пониманию объекта, предмета коррекционной педагогики, связи ее с другими схожими направлениями, например с реабилитационной, социальной, специальной педагогикой и др. Следовательно, проблема определяет необходимость некоторой терминологической ясности.
Во многих нормативных документах педагогической деятельности, компенсирующее обучение рассматривается как одна из форм активной психолого-педагогической помощи детям группы риска и школьной и социальной дезадаптации. Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных условиям воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения. В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Социальная педагогика (педагогика социальной работы) выделяет, по мнению Краевского В.В. педагогические аспекты непедагогической в целом деятельности - социальной работы. Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых, способствующие лучшей социальной адаптации.
Лечебная педагогика - «отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефектов. Термин употребляется главным образом в немецкоязычной литературе, в современных отечественных педагогических науках практически не используется». (Дефектология: словарь-справочник/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, - с. 41). Существует и другая точка зрения: « Лечебная педагогика - сравнительно новая отрасль педагогики. Развивается она на границе с медициной. Основным предметом ее является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками».
Коррекционная педагогика- система включения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии в нормальный учебно-воспитательный процесс. Следовательно, это направление, объединяющее все ранее перечисленные. В поле зрения коррекционной педагогики включены не только аномальные, но и дети, которых можно объединить термином «исключительные».
Реабилитационная педагогика - педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью коррегирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности, с последующей его полной реабилитацией (Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. - М.: Аграф, 1996, с.8).
Данные отношения можно, на наш взгляд, схематизировать следующим образом:
Реабилитационная педагогика
Коррекционная педагогика
Социальная педагогика
Компенсирующее обучение
Лечебная педагогика
При обучении проблемных, дезадаптированных детей становится актуальной проблема индивидуализации и дифференциации. В педагогической энциклопедии понятие индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». Дифференциация, в работах И. Унт, доктора педагогических наук, подразумевает учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения по соответствующим учебным планам и программам. Различие данных терминов помогает понять отношения таких наук, как специальная, общая и коррекционная педагогика.
Специальная педагогика, как наука об обучении детей с глубокими и стойкими дефектами и аномалиями определяет дифференцированное обучение*. Сам процесс обучения начинается только после проведения коррекционных мер, направленных на устранение или ослабление дефекта ребенка.
Специальная педагогика |
Общая педагогика |
Дефектология
Класс компенсации
Класс коррекции
Класс ЗПР
Класс выравнивания
Ближайшими этапами реализации
всех моделей системы коррекционно-
- дальнейшая разработка типологии детей риска, детей с трудностями в обучении дошкольного и школьного возраста с целью осуществления дифференцированного подхода к их обучению, развитию общих способностей и коррекции;
- совершенствование систем педагогического, психологического, медицинского диагностирования с целью определения адекватного коррекционно-развивающего процесса, сохранения и укрепления здоровья детей;
- создание системы
профилактической работы в
- отработка и широкая апробация критериев и методики оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
Данная деятельность норматирована приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.09.1992 (см. Хрестоматию).
МЕТОДЫ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ в методике Кащенко содержали в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской «исключительности».
Кроме общепедагогических методов Кащенко использовал группу СПЕЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, которые были направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выраженных ненормальностей и недостатков характера. В нее включались: коррекция тиков, «коррекция детской скороспелости» (акселерации), исправление недостатков истерического характера и многие другие.
Процесс осуществлялся в несколько этапов:
Родители в таком случае должны были строго следовать предписанным инструкциям, которые включали в себя следующие мероприятия:
Большинство исследователей
признают, что норму следует