Основы коррекционной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:11, доклад

Краткое описание

В конце 18 века, в Париже В. Гаюи предпринял попытки обучения слепых детей, затем данные эксперименты были продолжены в Великобритании, Австрии, Германии и США. Еще ранее обучали детей с нарушениями слуха (1620 г., Мадрид). Обучение и воспитание умственно-отсталых началось в нач. 19 в. во Франции (Ж. Итар), а в середине века появилась целостная медико-педагогическая система французского врача и педагога Э. Сегена.

Вложенные файлы: 1 файл

луканина камакина основы коррекционной педагогики.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Не менее важное значение имеет  умение импонировать детям, владеть  ими. Импонировать своим увлекательным рассказыванием, творческой постановкой школьных занятий, ораторской одаренностью, своим хорошим мастерством, искусным участием в спорте и т.п. Короче говоря, живое увлечение своей работой, а не казенно-чиновничье отношение к ней, естественно, предполагает за собой интерес к какой-либо общественной работе, к той или иной отрасли теоретических и прикладных знаний, к какому-нибудь виду искусства. Умение делится своим увлечением с детьми, конечно, в доступной им форме, все это, судя по нашему опыту, в высшей степени облегчает личное общение воспитателя и воспитанника и значительно способствует их близким и дружеским отношениям.

 

 

ИГРОВАЯ  КОРРЕКЦИЯ  СТРАХОВ

 

(Захаров А.И. Как   предупредить отклонения в поведении  ребенка. - М., 1993. - С. 143-146)

 

Известно, что игра представляет собой  естественный вид творчества детей, действие в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, чердакам, изображают «казаков-разбойников». В большом городе они часто лишены этого. Подвижную игру заменяют интеллектуальные занятия,  к тому же если ребенок единственный, то он как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось. «...»

Условно комплекс подвижных игр  по преодолению страхов можно обозначить как 5+5. В первую пятерку войдут игры, проводимые как в помещении детского сада, так и на улице во время прогулки.

  1. Игры с мячом: футбол, регби, внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай», «поймай» и т.п., а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
  2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
  3. Борьба-соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защитится рукой или картонным щитом).
  4. Лазанье наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя) 4 перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т.д.
  5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернутся обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Все эти несложные игры развивают  быстроту реакций, умение ориентироваться  в незнакомой обстановке, уменьшают  эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место. Воспитатель незаметно  помогает слабым, которые, как и остальные участники игры, заслуживают одобрение и похвалы.

Следующие пять игр развивают достигнутые  результаты и позволяют в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

Первая игра - «Пятнашки» - служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья - можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не более 5 минут, до появления первой усталости. «...»

«Жмурки». Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, столик, детская коляска. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом. «...»

Игра «Прятки» проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном и спортивном зале - везде, где можно спрятаться, встать за выступ, ничем не обнаружить себя. «...»

В игре «Кто первый?» дети выстраиваются  в одну линию, а ведущий сообщает, что, как только он  скажет определенное слово, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем, чтобы проскочить между ними и, вернувшись, взять первым приз (картинку, значок, конфетку и т.п.). Пусковым словом может быть одно из названий животных, или цвета, или мебели в группе. Но, прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности, внезапности. «...»

«Быстрые ответы». Игровая площадка  разделяется  на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как это часто и делают сами  дети. «...» Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель облегчающими вопросами помогает и им, так что все в конце концов достигают финишной черты и получают призы. «...»

Следующим этапом игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известным сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? -М., 1991.
  2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. - М, 1981.
  3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. - М., 1996.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - Т.5. - М., 1983.
  5. Выявление  и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей / Под ред. Л.С Волкова. - Л., 1985.
  6. Давыдов М.Д. Некоторые причины возникновения педагогической запущенности у детей и ее предупреждение. - Махачкала, 1978.
  7. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Л.В., Лубовского Л.И Кузнецовой. - М., 1984.
  8. Дети с отклонениями развития /Сост. Н.Д.Шматко. - М., 1997.
  9.   Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
  10. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л., 1988.
  11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1984.
  12. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб, 1998.
  13. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.
  14.   Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. -М., 1997.
  15. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М., 1997.
  16.   Овчарова Р.В.Пракитическая психология в начальной школе. - М., 1996.
  17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М., 1996.
  18.   Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.
  19. Познай себя: развитие памяти и интеллекта. – СПб., 1994.
  20. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1995.
  21. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье -М., 1989.
  22. Рубинштейн С.Я.О воспитании привычек у детей. - М., 1995.
  23. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1995.
  24.   Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. -Минск, 1997.
  25. Степанов В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным детям. - М., 1991.
  26. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М., 1990.
  27. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/ Сост. В. Астапов. - М., 1995.
  28. Хрестоматия по детской психологии/ Под ред. Бурменской Г.В. – М., 1996.
  29. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М., 1995.
  30. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. - М., 1995.
  31. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и иреальность. -М., 1996.

 

 

 

 

 

 

Тест американского психолога  П. Торранса «Готовность педагога

к работе с одаренными детьми»

 

Инструкция: отметьте знаком « + « те качества, которые вам нравятся в  учениках, а знаком «- «, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело, коллективист.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро на лету схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.  
  16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

 

 «Четные  качества обычно  характерны для одаренных детей, если у Вас больше «+», то работа с одаренными детьми для Вас!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Соединение, объединение.


Информация о работе Основы коррекционной педагогики