Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:11, доклад
В конце 18 века, в Париже В. Гаюи предпринял попытки обучения слепых детей, затем данные эксперименты были продолжены в Великобритании, Австрии, Германии и США. Еще ранее обучали детей с нарушениями слуха (1620 г., Мадрид). Обучение и воспитание умственно-отсталых началось в нач. 19 в. во Франции (Ж. Итар), а в середине века появилась целостная медико-педагогическая система французского врача и педагога Э. Сегена.
В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он проявляется так, как ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что считает правильным и красивым.
Однако этот вид нормы следует принимать с оглядкой, в сочетании с другими видами норм, например социальными правилами и другие.
По отношению к детям понятие
нормы несколько видоизменяется
В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста, как в отдельных составляющих, так и в целом.
Ребенок считается нормальным, если:
Другие проявления ребенка относят к аномальности (абнормальности) и это становится основанием для проведения коррекционной работы.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, цели и принципы организации коррекционной работы в школе.
Одним из самых сложных вопросов проведения коррекционной работы является вопрос о том, кто должен принимать решение о необходимости и целесообразности проведения коррекционной работы - родители, ребенок, психолог, общество, общеобразовательные учреждения, представители власти. На практике эта проблема решается довольно сложно вплоть до достижения ребенком подросткового возраста и начала его самостоятельности. Например, любая диагностика ребенка может проводиться только с письменного согласия его родителей и нет инструкций о тех случаях, когда родители хотят провести обследование ребенка, а он категорически против, или когда категорически против родители, а педагогический коллектив решительно настаивает. А если в процессе обучения ребенок не достиг желаемых результатов, то решение может быть принято только по такой схеме: учитель - психолог - обследование ребенка - собеседование с родителями - коллегиальное согласие - направление ребенка на ПМПК
Цели коррекционной работы определяются с учетом закономерностей психического развития и сензитивных периодов ребенка, динамики его роста. Исследователи (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Бурменская Г.В., Дубровина И.В. и другие) выделяют три основных направления в области постановки коррекционных целей:
При конкретизации целей необходимо руководствоваться некоторыми правилами:
Основные этапы коррекции:
- консультирование родителей;
- подбор детей в группы;
- информирование и обсуждение коррекционных программ с педагогами, администрацией;
Принципы построения коррекционных программ
Ведущими принципами построения коррекционных программ (по работам Л.С. Выготского, Г.В. Бурменской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер) являются:
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССЕ (КЛАССАХ)
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 № 333 (приводится выборочно).
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Класс (классы) компенсирующего
обучения (далее компенсирующие
классы) создаются в
Цель организации
В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (ЗПР, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и другие).
Основными показателями отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательном учреждении, выражающиеся в низком уровне сформированности психологических (включая общую личную незрелость) и психофизических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности и соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.п.).
Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного образования детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории детей.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И
КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ
2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются по предложению совета этого учреждения.
2.2. В компенсирующие
классы направляются или
2.4. Отбор детей в компенсирующие
классы на основе психолого-
2.6. Наполняемость классов
компенсирующего обучения
2.8. Обучающиеся, освоившие
программы общеобразовательных
предметов в компенсирующих
2.9. При отсутствии положительной
динамики развития в условиях
компенсирующего обучения, обучающиеся
в установленном порядке направляются
на медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССАХ
3.1. Программы по
СТЕПЕНЬ РИСКА
Н. Вайзман, В. Зарецкий
( Школьный психолог.№ 25, июль, 1998)
Понятие «дети педагогического риска» имеет широкое толкование. Оно связано как со школьной дезадаптацией, так и с системой компенсирующего обучения. Школьная дезадаптация - состояние учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, не умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ведущим фактором ШД является психический: многочисленные исследования за последние 40 лет выявили психическую патологию у 85-95% школьно-дезадаптированных учащихся. ШД вследствие социально-педагогической запущенности в чистом виде встречалась лишь у 7-12% школьников.
Риск еще не значит, что наступит ШД. Она опосредуется многими социально-биологическими факторами, среди которых, как показали исследования нейропсихологов (А.В. Семенович, А.А. Цыганюк, 1997) , ведущая роль принадлежит дефицитарности первичных церебральных механизмов.
Компенсация или коррекция?
Когда готовилось положение о коррекционных классах начальной школы, предусматривалось, что там будут учиться дети с соц. - пед. запущенностью, психоневрологическими отклонениями, нарушениями работоспособности, минимальной мозговой дисфункцией и школьно-незрелые.
Однако в окончательном
Соединение многих диагнозов, напр. Социально-педагогическая запущенность и ЗПР церебрально-органического характера не обеспечивают первым стимула к саморазвитию и коррекции.
Вместе со всеми
Ссылки на интеграцию обучения за границей, где в высокоразвитых странах учатся вместе дети с ограниченными возможностями (инвалиды) и здоровые, не выдерживают никакой критики. Там к каждому ребенку инвалиду приставлен учитель-дефектолог, обучающий его по специальной индивидуальной программе до 22 лет. Стоимость такого обучения очень высока, что не применимо в нынешних условиях к нашей системе образования.
Оптимальный, но трудно осуществимый экономически вариант обучения «детей риска» предложен Е.А.Ямбургом в его адаптивной школе для всех.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(Н. Вайзман. Реабилитационная педагогика. - М., 1996. - С. 133-134)
Уже в младшем школьном возрасте встречаются нарушения поведения учащихся. Они выражаются, прежде всего, в чрезмерной двигательной активности (гиперактивности). В происхождении гиперактивности учеников выявлено значение перинальной патологии. Учащиеся, страдающие двигательной расторможенностью, эмоционально лабильны, раздражительны, отвлекаемы, аффекты их бурные, но поверхностные. Любое дело, как и игру, они не доводят до конца. Умственная деятельность их не целенаправленна, поведение неустойчиво. Сверстники часто не уважают и не любят таких учеников. А они, в свою очередь, переживают такое отношение к себе товарищей, но не замечают своего недостатка.
Гиперактивность детей обусловлена органическим поражением мозга. Вследствие этого у школьников отмечаются специфические изменения нейродинамики нервных процессов. Гиперактивность, проявляющаяся в первую половину дня, свидетельствует о высокой возбудимости нервных процессов, а во вторую - о недостаточности тормозных процессов.