Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:11, доклад
В конце 18 века, в Париже В. Гаюи предпринял попытки обучения слепых детей, затем данные эксперименты были продолжены в Великобритании, Австрии, Германии и США. Еще ранее обучали детей с нарушениями слуха (1620 г., Мадрид). Обучение и воспитание умственно-отсталых началось в нач. 19 в. во Франции (Ж. Итар), а в середине века появилась целостная медико-педагогическая система французского врача и педагога Э. Сегена.
Коррекция гиперактивности младшего
школьника представляет собой решение
комплексной медико-
На уроках физкультуры с помощью
специальных следует
В коррекционной работе нужно отталкиваться от того, чего хочет сам ребенок. И только на следующем этапе педагог программирует дальнейшие мероприятия. Знание положительных сторон ребенка, его установок, даже одаренности в чем-то позволяет правильно, научно обоснованно организовать педагогическую коррекцию его чрезмерной двигательной активности. Часто в семьях таких детей двигательное беспокойство присуще и взрослым, что принуждает, в интересах ребенка, просить их умерить его.
Медработники с помощью
ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО
КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-патопсихологическая диагностика). - М., 1993. - С. 140-143)
Одним из ведущих критериев прогноза психического развития аномального ребенка является соотношение признаков незрелости и симптомов повреждения в клинико-психологической структуре нарушений познавательной деятельности. Анализ корреляции данных комплексного исследования и катамнестических сведений показывает, что прогностически более благоприятен то вариант задержки психического развития, при котором признаки незрелости преобладают над явлениями поврежденности мозговых структур (вариант ЗПР-1) и, наоборот прогностически менее благоприятен клинический вариант (ЗПР-2) с обратным соотношением: признаки поврежденности перекрывают черты имеющейся незрелости (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение признаков незрелости и повреждения ЦНС
в клинических проявлениях ЗПР
Типы нарушений |
Признаки незрелости |
Признаки повреждения |
Эмоциональные расстройства. |
Синдром психической неустойчивости: эмоциональная лабильность; легкая пресыщаемость; нестойкость аффекта; поверхностность переживаний; внушаемость; непосредственность; легкая отвлекаемость на внешние раздражители. |
Аффективные расстройства по возбудимому, эйфорическому, дисфорическому типу: выраженная стойкость и сила аффекта; вязкость, монотонность, ригидность переживаний, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении своих желаний, негативизм, агрессивность. |
Энцефалопатические расстройства. |
Легкие и нестойкие церебрально Невротические реакции, астено-невротические состояния (нестойкие логоневроз, страхи, гиперкинезы). |
Церебрастения с явлениями внутричерепной гипертензии; требуется длительное лечение, легкая декомпенсация при психофизических перенапряже-ниях. Неврозоподобные состояния (мононеврозы, стойкие энурез, энкопрез, заикание, гиперкинезы). Психопатоподобный эпилептиформный апатикоастенический симптомы. |
Неврологические расстройства. |
Симптомы незрелости без признаков органического повреждения. Нестойкие вегетативные нарушения. |
Легкая очаговая симптоматика. Пирамидная, экстрапирамидная и стволовая симптоматика.
Церебрально-эндокринные |
Нарушения ВПФ: а) нарушения модально-специфических функций. |
Нестойкие, динамические. Неспецифический характер нарушений. Легкие диффузные. Мозаичность нарушений, обусловленная асинхронией отдельных функций. |
Стойкие. Специфический характер нарушений. Парциальные. Тотальность нарушений, обусловленная грубым недоразвитием мозга. |
б) нейродинамические нарушения. |
Лабильность психического тонуса в сочетании с повышенной истощаемостью. |
Инертность, замедленность темпа с явлениями либо без явлений истощаемости психического тонуса. |
в) нарушения регуляции. |
Импульсивность, слабость контроля при нарастании явлений истощаемости и утомления. Вторичная пресыщаемость, нестойкость мотивации при нарастании явлений утомления. Вторичные нарушения программирования на истощении. |
Импульсивность, слабость контроля менее зависимые от утомления, персевераторность. Первичные нарушения инициирования и произвольности, грубые нарушения мотивации. Вторичные нарушения программирования в связи с дефектностью отдельных морально-специфических функций. Первичные нарушения программирования. |
ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
(дети которых склонны к неврозам)
(Захаров А.И. Как
предупредить отклонения в
Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов и рассматриваемые далее особенности воспитания детей, нужно выделить неблагоприятные черты личности родителей, прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями по сравнении с отцами: сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться; аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения главным образом в сторону его снижения; тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, или противоречивость личности в целом, обусловленная трудносовместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик; доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов. Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами.
Царевна Несмеяна. Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышено принципиальна и честолюбива, сдержана в проявлении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но что называется без души и учета реальных обстоятельств.
Именно такой матери мальчик 7 лет, страдающий неврозом с тиками, сказал: «Мне хочется, чтобы мама была коррекция: мне всегда доброй, чтобы она меня не ругала, чтобы она меня ласкала, не била, просто бы сказала спокойно - и все».
Снежная королева Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоцентричная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.
Спящая красавица. Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.
Есть нечто общее между тремя психологическими типами матери-«царевны»: 1) она всегда молода и прекрасна; 2) исключительно много времени уделяет себе; 3) исходит только из своей точки зрения; 4) хочет покровительствовать; 5) высокомерна, претенциозна по отношению к другим, которых всегда считает ниже себя; 6) стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать среди окружающих; 7) не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна без восхищения и признания со стороны других.
Унтер-Пришибеев. Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к недостаткам и слабостям, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.
Суматошная мать. Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует.
Наседка. Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном от кажущихся трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности и активности.
Вечный ребенок. Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки» кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.
Приведенные психологические портреты следует интерпретировать скорее как определенные и взаимно перекрывающие психологические образы или тенденции в отношении в отношении матерей к детям, чем как застывшие личностные типы. «...»
У отцов аффективная
Если из возраста родителей, обращающихся к нам за помощью, вычесть среднюю продолжительность неврозов у детей (равную 3 годам), то окажется, что средний возраст матери при заболевании ребенка составляет 34 года, а отца 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода внутренним кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. «...»
Таким образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.
РИСОВАНИЕ СТРАХОВ
(Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993. - С. 138-140)
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунка позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и, тем более беспокойстве, дети рисуют мало, предпочитают другие виды деятельности. «...»
Темы для рисования первых двух занятий в группе выбираются самими детьми. Это могут быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человечек и т.п. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии. «...»
Тема «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем») дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более если страхи отличаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать.
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх во многом уже реализован как нечто уже произошедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.
КАЧЕСТВА ХОРОШЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА
(Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994. - С. 188-189)
Для дефектолога существенно важно никогда не упускать из вида, что трудные случаи, когда дети совершенно выбиты из детского и подросткового коллектива, не есть проявления злой воли, а результат известного влияния среды и предрасположения. Здесь педагогу необходимо учитывать всю социально-биологическую картину личности своего воспитанника и помнить, что он имеет дело с детьми исключительными в отношении характера, исключительными по недостаткам интеллекта, с нервными, психопатами, иначе говоря с ненормальными, больными. Когда педагог всегда и всюду об этом помнит и также не упускает из виду причины, формы и степени трудновоспитуемости, тогда можно быть уверенным, что отношение его будет разумным и при всяком сильном проявлении какой-либо резко выраженной аномалии. Педагогу надо себя в этом смысле воспитывать и путем самотренировки выработать тактику подобно тому, как это делает психиатр по отношению к своим больным. Ведь в самом деле сразу не устранишь различные, иногда притом и тяжелые, недостатки характера, немедленно не переделаешь исключительного ребенка; здесь нужна большая выдержка, необходимо терпение и умение довольствоваться небольшими постепенными успехами.
Работа над своей личностью неизбежна и в смысле приобретения достаточной теоретической и практической подготовки. Учитель-практик без научной подготовки и прекрасный теоретик, который блестяще может говорить о воспитании, одинаково беспомощны перед воспитуемым ребенком.
Исключительные дети довольно часто требуют индивидуализации педагогического подхода к себе, они требуют вдумчивого педагогического понимания дефективных и нормальных проявлений своего поведения. Отсюда понятно, что педагог-дефектолог тем более нуждается в солидной подготовке. Солидность его подготовки будет сказываться, с другой стороны, в том, что педагог-дефектолог твердо помня общепринципиальную целенаправленность педагогического процесса в целом, явится активном участником созидания нового общества. В свою очередь, имея в виду эту целеустремленность, воспитатель исключительного ребенка, концентрируя свое внимание на организации социальной Среды, окружающей ребенка, должен теоретически знать и практически уметь организовать коллективную деятельность детей.
Молодому дефектологу крайне необходимо помнить, что педагогом может быть только тот человек, который любит детей и свое дело. Тогда легко, просто и очень продуктивно работать, так как любовь все видит, все понимает, всегда надеется, никогда не отчаивается. Дети тонко чувствуют любовное к себе отношение, весьма дорожат и всячески его оберегают, так как они органически нуждаются в разумной любви, подобно тому, как растения - в солнечном свете. При любви к детям все поступки все поступки педагога будут преисполнены сердечной добротой, «доброму человеку открыты все сердца». С другой стороны, дети имеют бесконечную потребность в добром к себе отношении и невероятно тонко чувствуют, относится ли человек к ним хорошо или преследует свои эгоистические цели.