Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:50, реферат
Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Положительные аспекты |
Трудности и возможные отрицательные последствия |
Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка Удовлетворение имеющихся интересов ребенка Исключается стремление "стричь всех под одну гребенку" Усиление мотивации к учебе, самоопределения ребенка Раннее развитие способностей, профориентация, специализация |
Отсутствие точных и надежных способов диагностики специальных интересов ребенка Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются Не обеспечивается всестороннее и гармоническое развитие личности Излишняя целенаправленность мешает приобрести общий гарантированный минимум знаний и умений во всех областях Сужение образовательного пространства, опасность одностороннего развития, обреченность на пожизненную деятельность лишь в определенной области Отсутствие научных |
Возможно более раннее распознавание и развитие природных задатков и способностей ребенка
Реализация свободы выбора ребенка, обеспечение возможности "социальных проб"
Возможность "захватить" и использовать сенситивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств)
дифференциацию
Неопределенность, отсутствие рекомендаций по дозировке (мере) включения, погружения ребенка в специальную область
Трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств личности
Каковы рекомендации по организации дифференциации? При построении системы дифференциации следует прежде всего выбирать такие ее виды, которые:
Таким образом, внеучебная деятельность обеспечивает прежде всего индивидуальную траекторию воспитания и социализации ребенка, который самостоятельно определяется с видами деятельности для занятий во внеурочное время. Этому может помочь использование анкет и опросников различных видов, бесед, рассказов и сочинений детей.
3. Информационные и коммуникационные технологии
Информационно-коммуникативные технологии представляют собой процесс подготовки и передачи информации школьнику, средством осуществления которых является компьютер.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информа- ционно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации.
Что предполагает осуществление ИКТ? Применение ИКТ во внеурочной деятельности предполагает использование новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся:
С какой целью внедрять эти технологии? Перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:
Во внеурочной и внеурочной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей.
В средствах ИКТ для информатизации внеурочной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеурочной и внеурочной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.
При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеурочной работы школьников особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.
В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.
Средства ИКТ для
Таким образом, использование ИКТ во внеурочной работе предполагает, с одной стороны, организацию специализированных факультативов, кружков, связанных с освоением учащимися ИКТ, а с другой стороны, во внедрении во внеурочную работу иного направления (художественно-эстетическое, научно-познавательное и т. д.) различных средств ИКТ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).
4. Игровые технологии
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен-ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви-вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспи- ты-вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
В структуру игры как процесса входят:
Не обладающая этим признаками внеучебная деятельность не может быть признана игрой.
Большинство игр отличает следующие черты:
Информация о работе Основы организации внеурочной деятельности школьников