Основы организации внеурочной деятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovyiorganizaciivdnsh.docx

— 91.60 Кб (Скачать файл)

Положительные аспекты

Трудности и возможные  отрицательные последствия

Наилучшие условия для  развития и реализации задатков и  способностей ребенка

Удовлетворение имеющихся  интересов ребенка

Исключается стремление "стричь всех под одну гребенку"

Усиление мотивации к  учебе, самоопределения ребенка

Раннее развитие способностей, профориентация, специализация

Отсутствие точных и надежных способов диагностики специальных интересов ребенка

Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются

Не обеспечивается всестороннее и гармоническое развитие личности

Излишняя целенаправленность мешает приобрести общий гарантированный минимум знаний и умений во всех областях

Сужение образовательного пространства, опасность одностороннего развития, обреченность на пожизненную деятельность лишь в определенной области

Отсутствие научных рекомендаций по уровню возраста, с которого можно  и нужно начинать


Возможно более раннее распознавание и развитие природных задатков и способностей ребенка

Реализация свободы выбора ребенка, обеспечение возможности "социальных проб"

Возможность "захватить" и использовать сенситивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств)

дифференциацию

Неопределенность, отсутствие рекомендаций по дозировке (мере) включения, погружения ребенка в специальную  область

Трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств личности

Каковы  рекомендации по организации дифференциации? При построении системы дифференциации следует прежде всего выбирать такие ее виды, которые:

  • реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);
  • диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);
  • обещают наибольшую эффективность и результативность воспитания и социолизации;
  • не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;
  • обеспечены кадрами соответствующей квалификации.

Таким образом, внеучебная деятельность обеспечивает прежде всего индивидуальную траекторию воспитания и социализации ребенка, который самостоятельно определяется с видами деятельности для занятий во внеурочное время. Этому может помочь использование анкет и опросников различных видов, бесед, рассказов и сочинений детей.

3. Информационные  и коммуникационные технологии

Информационно-коммуникативные  технологии представляют собой процесс  подготовки и передачи информации школьнику, средством осуществления которых является компьютер.

Создание и развитие информационного  общества предполагает широкое применение информа- ционно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ  в образование существенным образом  ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального  опыта человечества не только от поколения  к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее  адаптироваться к окружающей среде  и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность  получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное  внедрение этих технологий в образование  является важным фактором создания системы  образования, отвечающей требованиям  ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете  требований современного индустриального  общества.

ИКТ оказывают активное влияние  на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации.

Что предполагает осуществление ИКТ? Применение ИКТ во внеурочной деятельности предполагает использование новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся:

  • электронные учебники и мультимедиа;
  • электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети;
  • информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п.

С какой целью внедрять эти технологии? Перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:

  • повышение эффективности и качества внеурочной и внеурочной деятельности;
  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеурочной деятельности школьников;
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально- творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Во внеурочной и внеурочной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей.

    • Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников.
    • По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей школьников в системе дополнительного образования, внеурочной и внеурочной деятельности.
    • Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.
    • Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.
    • По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные цели школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.
    • Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников.

В средствах ИКТ для  информатизации внеурочной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеурочной и внеурочной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.

При проектировании средств  ИКТ для информатизации досуга внеурочной работы школьников особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.

В состав таких средств  ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического  обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.

Средства ИКТ для информатизации досуга и внеурочной работы школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

Таким образом, использование  ИКТ во внеурочной работе предполагает, с одной стороны, организацию специализированных факультативов, кружков, связанных с освоением учащимися ИКТ, а с другой стороны, во внедрении во внеурочную работу иного направления (художественно-эстетическое, научно-познавательное и т. д.) различных средств ИКТ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

4. Игровые технологии

Актуальность игры в настоящее  время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Задачей  школы становится развитие самостоятельной  оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен-ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви-вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспи- ты-вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Требования к играм  в образовании, обеспечивающие привлекательность  игр:

      1. Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
      2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
      3. Возможность действия для каждого ученика.
      4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
      5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
      6. Вариативность - в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
      7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

        1. Целеполагание.
        2. Планирование.
        3. Реализации цели.
        4. Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Не обладающая этим признаками внеучебная деятельность не может быть признана игрой.

Большинство игр отличает следующие черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер

Информация о работе Основы организации внеурочной деятельности школьников