Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:50, реферат
Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
этой деятельности («поле творчества»);
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
В настоящее время существуют
авторские игровые технологии, примеры
описаний которых представлены в
методическом конструкторе Д.В. Григорьева,
П.В. Степанова «Внеурочная
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В процессе обучения основной упор делается на проектную деятельность, которая способна развить мышление ребенка, а сам учебный процесс строится на основе «учебных ситуаций», что является надежным путем к формированию самостоятельности ученика начальной школы. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.
Эти условия могут задаваться
и описываться с помощью
В качестве примера для организации учебных ситуаций можно обратиться к разработанной E.J1. Мельниковой технологии порблемно-диалогического обучения (Мельникова E.J1. «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками»)
Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно - ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Что является содержанием воспитательной технологии? Содержанием воспитательных технологий являются:
Причем все это содержание основывается на положениях, определенных ФГОС второго поколения (см. таблица 1).
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии - технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела - формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Гуманно - личностная технология Ш.А. Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно - личностной технологии Ш.А. Амонашвили являются:
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
Идеи и принципы:
Образование - это прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.
7. Технологии саморазвития личности учащихся
Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития."Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский). Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.
На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач. Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:
Положения, составляющие основу технологии самовоспитания личности:
Информация о работе Основы организации внеурочной деятельности школьников