Основы организации внеурочной деятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovyiorganizaciivdnsh.docx

— 91.60 Кб (Скачать файл)

этой деятельности («поле  творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов  организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

В настоящее время существуют авторские игровые технологии, примеры  описаний которых представлены в  методическом конструкторе Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников» в разделе «Игровая деятельность».

    1. Обучение на основе «учебных ситуаций»

Между обучением и психическим  развитием человека всегда стоит  его деятельность. В процессе обучения основной упор делается на проектную  деятельность, которая способна развить  мышление ребенка, а сам учебный процесс строится на основе «учебных ситуаций», что является надежным путем к формированию самостоятельности ученика начальной школы. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Учебная ситуация - это такая особая единица  учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:

  • обнаруживают предмет свого действия,
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
  • частично - запоминают.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Отбор и использование  учебных ситуаций встраивается в  логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания

  • образцов деятельности,
  • различных методических или дидактических средств,
  • последовательности выполняемых действий,
  • особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

В качестве примера для  организации учебных ситуаций можно  обратиться к разработанной E.J1. Мельниковой технологии порблемно-диалогического обучения (Мельникова E.J1. «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками»)

    • Современные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие  компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно - деятельностный компонент
  • Контрольно - управленческий компонент

Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно - ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Что является содержанием  воспитательной технологии? Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Причем все это содержание основывается на положениях, определенных ФГОС второго поколения (см. таблица 1).

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность  воспроизведения воспитательной цепочки  и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой  распространенной по применению воспитательной технологии - технологии организации  и проведения группового воспитательного  дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела - формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку  любого воспитательного дела можно  представить следующим образом:

    1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов).
    2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово).
    3. Содержательная (предметная) деятельность.
    4. Завершение.
    5. Проекция на будущее.

Рассмотрим отдельные  педагогические технологии.

Гуманно - личностная технология Ш.А. Амоношвили.

Целевыми ориентациями гуманно - личностной технологии Ш.А. Амонашвили являются:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
  • благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • развитие и становление познавательных сил ребенка;
  • идеал воспитания - самовоспитание.

Среди прочих известных и  отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого  воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного  творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

  • идея включения детей в улучшение окружающего мира;
  • идея соучастия детей в воспитательном процессе;
  • коллективно - деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
  • комплексный подход к воспитанию;
  • личностный подход, одобрение социального роста детей;

Технология гуманного  коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Идеи и принципы:

  • в воспитании нет главного и второстепенного;
  • воспитание - это прежде всего человековедение;
  • эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
  • принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
  • культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
  • приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Образование - это прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

7. Технологии саморазвития  личности учащихся

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития."Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский). Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование  — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося  является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого  режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

На сегодняшнем этапе  в реальной обстановке классно-урочной  системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач. Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:

  • в области воспитания:
  • превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;
  • осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
  • развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;
  • формирование веры ребенка в себя;
  • формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;
  • обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
  • создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.
  • в области обучения:
  • формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;
  • формирование общеучебных знаний, умений, навыков;
  • формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.
  • в области психического развития:
  • поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
  • формирование доминанты самосовершенствования личности;
  • формирование умений управления собой, саморегуляции;
  • составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.
  • В области социализации:
  • формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);
  • формирование социальной активности;
  • формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;
  • обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
  • подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Положения, составляющие основу технологии самовоспитания личности:

    • Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.
    • Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
    • На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
    1. Содержательной и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей. Демократизация учебно- воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.
    2. Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.
    3. Личностный подход в воспитании является необходимым условием саморазвития и формировании его положительной Я - концепции.
    4. Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.
    5. Направленность на социализацию. Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Это выражается: в решении задач социальной адаптации и социальной автономизации; формировании жизненного и профессионального самоопределения; в помощи и психолого-педагогической поддержке трудновоспитуемых детей.

Информация о работе Основы организации внеурочной деятельности школьников