Основы организации внеурочной деятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovyiorganizaciivdnsh.docx

— 91.60 Кб (Скачать файл)

В чем отличия  развивающего обучения и технологии самовоспитания личности?

Концепция самовоспитания и  саморазвития личности учащегося является преемницей концепции развивающего обучения, разработанной в трудах JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других ученых. Принимая все принципиальные позиции развивающего обучения, технология самовоспитания опирается не только на познавательный интерес, но и на потребности личности в самоулучшении, самосовершенствовании, что приводит к следующей трактовке этих позиций.

Таблица 3. Позиции технологий развития и саморазвития личности

В технологиях  развивающего обучения

В технологии самовоспитания личности школьника

Ученик является субъектом, а не объектом обучения

Субъектность деятельности ребенка проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей

Обучение идет впереди  развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие

Ведущая роль обучения в  развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования)

Приоритет формирования способов умственных действий

Приоритет формирования самоуправляющих  механизмов личности

Ведущая роль теоретического знания, мышления, выражающаяся в дедуктивном структурировании учебного материала

Ведущая роль теоретического сознания выражается в овладении подростком методологией своей деятельности (учебной и внеурочной), в осознании им действия механизмов самовоспитания

Целенаправленная учебная  деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта познания

Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов), развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство

Мотивация - познавательная Делается ставка на активизацию, "раскручивание" познавательного интереса, познавательной потребности (вся методика развивающего обучения представляет собой систему приемов, вызывающих и стимулирующих познавательную мотивацию)

Основная мотивация - самовоспитание, совершенствование себя

Наряду с познавательными  мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, "раскручиваются" внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности


На общепедагогическом уровне технология самовоспитания личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:

      1. Подсистема "Теория", которая организуется в урочное время в рамках пропедевтического курса по психологии.
      2. Подсистема "Практика" охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

В начальной школе руководители кружков в своей работе руководствуются  технологией И.П. Волкова. Вводятся творческие книжки школьника.

      1. Подсистема "Методика". Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, — это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию — вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ребенка)

в технологии саморазвития имеет следующие принципиальные черты:

  • превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
  • использование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
  • ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
  • активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;
  • перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий;
  • систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

На протяжении периода  обучения учащийся "пропускается" через большинство общешкольных технологий (способов работы), которые  образуют постепенно усложняющуюся  и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Таковы основные технологии, которые предполагается использовать для реализации ФГОС второго поколения во внеурочной деятельности.

Каков инструмент определения достижения результатов  внеурочной деятельности? С целью отслеживания результатов внеурочной деятельности необходимо систематически проводить мониторинг и основываться при этом на выделенных в методических рекомендациях по внеурочной деятельности Д.В. Григорьвым и П.В. Степановым уровнях результатов внеурочной деятельности (рис. 1), но базе которых образовательное учреждение вырабатывает свои критерии оценки.

Третий уровень. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Второй уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом

Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

Выделение трех уровней результатов  внеурочной деятельности позволяет:

  • во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
  • во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
  • в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Кроме того, говоря о результатах  внеурочной деятельности, согласно ФГОС, необходимо учитывать воспитательный результат и воспитательный эффект внеурочной деятельности.

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние того или иного духовно- нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Подводя итоги, необходимо отметить, что на начальной ступени обучения в первую очередь преследуются цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости. Г.А.Цукерман пишет, что «детское учебное (а мы добавляем и внеучебное) сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности». Для достижений целей специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: спортивно оздоровительное, художественно - эстетическое, научно -познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методический  конструктор внеурочной деятельности

Методический конструктор  «Преимущественные формы достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Таблица

Уровень образовательных  результатов

Вид внеурочной деятельности

Приобретение  школьником социальных знаний

Формирование  ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта  самостоятельного общественного действия

1. Игровая

Ролевая игра

   

Деловая игра

 

Социально моделирующая игра

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.

   

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

 

Детские исследовательские  проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.),

школьный музей-клуб

3. Проблемно- ценностное общение

Этическая беседа

   

Дебаты, тематический диспут

 

Проблемно-ценностная дискуссия  с участием внешних экспертов

4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

   

Концерты, инсценировки, праздничные  «огоньки» на уровне класса и школы

 

Досугово-развлекательные  акции школьников в окружающем школу  социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и  т.п.)

5. Художественное творчество

Кружки художественного  творчества

 

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

 

Художественные акции  школьников в окружающем школу социуме

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми)

   

КТД (коллективно-творческое дело)

 

Социальный проект

7. Трудовая(производственная) деятельность

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел

   

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые  продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого

 

Детско-взрослое образовательное  производство

8. Спортивно- оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных  процедурах.

   

Школьные спортивные турниры  и оздоровительные акции

 

Спортивные и оздоровительные  акции школьников в окружающем школу  социуме

9. Туристско- краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

   

Туристский поход, краеведческий  клуб

 

Туристско-краеведческая  экспедиция Поисково-краеведческая  экспедиция Школьный краеведческий  музей


С помощью методического  конструктора могут быть разработаны  различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:

  • комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
  • образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровень результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 - 3-го класса - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса - образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
  • образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
  • возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

индивидуальные  образовательные программы для  учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Организация внеурочной деятельности по ФГОС на примере МОУ СОШ №87 г. Ярославля

Планы организации внеурочной деятельности в начальной школе составляются с учётом возможностей образовательных учреждений и привлечённых ресурсов учреждений дополнительного образования. Отметим опыт организации внеурочной деятельности МОУ СОШ №87 г. Ярославля. Внеучеб- ная деятельность в школе организована на основе реализации дополнительных образовательных программ:

  • «Начальное техническое моделирование»;
  • Театральное и художественное отделение «Школы искусств»;
  • «Мягкая игрушка»;
  • Кружок изодеятельности «Весёлая палитра»;
  • Экологический центр.

Информация о работе Основы организации внеурочной деятельности школьников