Основы организации внеурочной деятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovyiorganizaciivdnsh.docx

— 91.60 Кб (Скачать файл)

Кружков: «Мягкая игрушка», «Вышивание крестиком», «Бальные танцы», «Гандбол» и др.

На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями.

Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. Например, в МОУ СОШ № 1 г. Гаврилов - Яма план внеурочной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:

    1. Патриотическое.

Ведущие формы деятельности:

  • Образовательные и краеведческие экскурсии;
  • Туристические походы;
  • Классные часы на изучение правовых норм государства, законов;
  • КТД, праздники, викторины, познавательные игры;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Исследовательская деятельность;
  • Школьный музей;
  • Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ.
  • Образовательное.

Ведущие формы деятельности:

  • Викторины, познавательные игры и беседы;
  • Детские исследовательские проекты;
  • Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны);
  • Предметные недели в рамках «Академии успеха», праздники, уроки Знаний, конкурсы.
  • Проектная деятельность.
  • Разработка проектов.
  • Спортивно-оздоровительное.

Ведущие формы деятельности:

  • Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.
  • Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня.
  • Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
  • Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми.
  • Тематические беседы, беседы - встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером.
  • Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».
  • Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.
  • Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.
  • Организация походов выходного дня.
  • Художественно-эстетическое.

Ведущие формы деятельности:

  • Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки;
  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
  • Кружки художественного творчества;
  • Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;
  • Приглашение артистов театров города и области в школу;
  • Праздничное оформление школы и классных комнат.
  • Общественно-полезная деятельность
  • Ведущие формы деятельности:
  • Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;
  • Работа по озеленению школы;
  • Организация дежурства в классах;
  • Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;
  • Выставки поделок и детского творчества;
  • Трудовые десанты, субботники;
  • Сюжетно-ролевые игры.

Внеурочные мероприятия школ, охватывая весь контингент учащихся начальной школы и формируя тем самым уникальное общее, пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей, выстраивается в определенную систему. Эта система организации внеурочной деятельности учащихся в концепции целостного развивающего образования реализуется на первом этапе в начальной школе. Совместная деятельность рассматривается как условие возникновения и реализации нравственного отношения к окружающему миру, людям. Именно совместная деятельность становится необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций. Решающее влияние на воспитание личности будут оказывать отношения, которые складываются в процессе её осуществления, а точнее характер этих отношений. Классный час «Правда или ложь?», проводимый в рамках программы гражданско-правового воспитания учащихся в МОУ СОШ № 21 г. Рыбинска направлен на формирование нравственных ценностей и способности к самоопределению у учащихся 4 класса начальной школы.

Особое место во внеурочной деятельности занимают различные экскурсии, которые организуются не реже раза в четверть. В конце каждой четверти организуются поощрительные поездки для тех школьников, которые были награждены похвальными грамотами за успехи в учебе, примерное поведение и прилежание.

Во многих образовательных  учреждениях работают театральные  студии и студии ораторского искусства  и декоративно-прикладного творчества, спортивные клубы. К праздникам и  знаменательным дням учащиеся осуществляют постановку спектаклей музыкальных  постановок.

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии  награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов, почетных кубков по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. Имена и фамилии учащихся, получивших в конце года особые награды «За лучшую успеваемость», «За примерное поведение», «Ученик года» отмечаются грамотами и благодарностями. Каждая церемония сопровождается концертом учащихся.

Все разнообразные виды внеурочной деятельности, практикуемые в школах Ярославской области, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров из других школ, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.

На основании приведённых  примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:

  • каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы;
  • помощь школе могут оказать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.

При этом существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы, учреждений дополнительного образования детей, каждого партнёра школы, для того, чтоб расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример используемых форм внеурочной деятельности

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно- оздоровительное

«Жизнь в движении», «Час здоровья»

Занятия в специальном  помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое  развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно- эстетическое

«В мире творчества», творческое объединение «Адыгейские национальные танцы», «Музыкальный театр»

Занятия в кружке, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной  сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Военно- патриотическое

«Адыгехачещ»

Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом адыгов

Привитие любви к малой  Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Научно- познавательное

«Информатика для малышей»

Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Общественно- полезная деятельность

«Труд - целительный бальзам»

Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты

Воспитание бережного  отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Проектная и исследовательская деятельность

Будут реализованы через  другие направления внеурочной деятельности

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов



Информация о работе Основы организации внеурочной деятельности школьников