Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:49, контрольная работа
Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования.
. Основные характеристики авторской школы.
2. Особенности авторских школ.
2.1 Авторская школа К.Д. Ушинского.
2.2 Авторская школа Фролова.
2.3 Авторская школа В.А. Сухомлинского.
2.4 Авторская школа В.А. Караковского.
2.5 Авторская школа А.С. Макаренко.
2.6 Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
2.7 Школа Диалог культур В.С. Библера.
2.8 Адаптивная модель школы Е.А. Ямбурга.
Заключение.
Список литературы.
Вначале он признавал в
принципе целесообразность наказаний,
был убежден, что они в определенных
случаях могут быть эффективным
методом воспитательного
Основным поощрением
и наказанием в педагогическом
труде он считал оценку. Говоря
об оценке как инструменте
наказания, Сухомлинский
Система воспитания, в
основе которой лежит оценка
только положительных
В.А. Сухомлинский, как
А.С. Макаренко и другие
-9-
В детском коллективе всему мера, все в осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”.
«Коллектив может стать
воспитывающей средой лишь в
том случае, - считал Сухомлинский,
- когда он создается в
Среди различных средств
воспитания, воспитание красотой стоит
у Сухомлинского на первом месте.
Сухомлинский сначала учит чувствовать
красоту природы, затем красоту
искусства и наконец подводит
воспитанников к пониманию
По мнению В.А. Сухомлинского
музыка является самым
-10-
А также, по его мнению, нельзя
давать ребенку почувствовать, будто
он хуже других, не способен, отстает, нельзя
унижать его достоинство: он не виноват
в том, что думает медленнее других.
Постоянно поддерживать ребенка, не
ставить ему плохих оценок, не ставить
ему никаких отметок, пока он не добьется
успеха. Другой идеал воспитания —
труд как основа воспитания нового
человека - в теории и практике Павлышской
школы наполнялся также необычными
для советской педагогической мысли
личностной направленностью и духовно-
2.4 Авторская школа В.А. Караковского.
Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
Воспитательная система, созданная в школе совместными усилиями педагогов, учащихся и их родителей, ориентирована на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых.
-11-
Организационное строение школьного
коллектива достаточно простое. Кроме
администрации школы и
Неофициальная сторона
отношений в школе очень
Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. В школе реально существуют дидактические и воспитательные системы. Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитания средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе. Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса.
Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.
-12-
Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города.
Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения.
Сбор, занимая по времени
меньше одного процента
Сбор для его участников
имеет и развивающее, и
В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.
Сборы и ключевые
общешкольные дела составляют
функциональное ядро
№ 825 большую воспитательную
роль. Это дидактический театр,
праздник знаний, праздник песни,
различные формы творческой
Характерной чертой
школы В.А. Караковского
2.5 Авторская школа А.С. Макаренко.
Педагогическая система А.С. Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.).
-13-
При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Отсюда - принцип второй: самоуправление. Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем тогда всерьез управлять? Принцип третий: коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа (отряд). Однако коллектив может быть заинтересован в дисциплине (а значит, и в осуждении ее нарушителя) только в том случае, если от дисциплинированности каждого зависит благосостояние (не только материальное) всех и если ребята сами могут участвовать в установлении границ этой дисциплины.
Педагоги особо отмечают гуманистическую направленность педагогической системы А.С. Макаренко, говорят о том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит детей к реальной жизни со всеми ее трудностями и проблемами, во многом помогает детям чувствовать себя хозяевами и творцами своей жизни Макаренко ставит в центр воспитания ценностное отношение к труду, что особенно актуально сегодня, когда сознание значимости труда у молодежи явно снижено. Его педагогическую концепцию можно охарактеризовать как оптимистическую (с приоритетом категории будущего), социально-личностную (первенство общности) и как концепцию целостного развития личности (основанного на волевой активности). В авторских материалах А.С.Макаренко отмечается: на основе коллективной трудовой организации «удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации»; в основу воспитания здесь положена не «логика труда», а «логика хозяйства», которое «должно отличаться развитием, мощностью, прибыльностью, веселым тоном». Душа общинно-коллективистской педагогики Макаренко - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.
Особенность педагогической системы А.С.Макаренко - это правоотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь, которая и составляет суть педагогической логики: зрения этой логики, мы не можем допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной нами цели.
2.6 Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
Яснополянская школа, в 1859—1862 начальная школа, открытая Л. Н. Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей окрестных деревень. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя.
-14-
В Яснополянской школе
обучалось 37 детей в возрасте
7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек).
Ученики были распределены на
два класса и далее в каждом
классе — на два отделения
по возрасту и уровню