Особенности авторской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования.

Содержание

. Основные характеристики авторской школы.
2. Особенности авторских школ.
2.1 Авторская школа К.Д. Ушинского.
2.2 Авторская школа Фролова.
2.3 Авторская школа В.А. Сухомлинского.
2.4 Авторская школа В.А. Караковского.
2.5 Авторская школа А.С. Макаренко.
2.6 Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
2.7 Школа Диалог культур В.С. Библера.
2.8 Адаптивная модель школы Е.А. Ямбурга.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контр.по педаг.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

Вначале он признавал в  принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным  методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий  тезис: воспитание несовместимо с наказаниями  учащихся.

 Основным поощрением  и наказанием в педагогическом  труде он считал оценку. Говоря  об оценке как инструменте  наказания, Сухомлинский считал  допустимым ее применение только  для школьников старших классов.  Так как в начальных классах  наказание неудовлетворительной  оценкой особо больно ранит,  оскорбляет и унижает достоинство  ребенка. Нельзя допускать, чтобы  ребенок в самом начале своего  пути с «помощью» учителя, поставившего  двойку, потерял веру в себя. Сухомлинский  рекомендует педагогам вызывать  в школу родителей не по  поводу плохой успеваемости или  дисциплины их ребенка, а тогда,  когда он совершает что-то хорошее.  Пусть незначительный на первый  взгляд, но добрый поступок. В  присутствии ребенка нужно похвалить,  поддержать и непременно написать  в дневнике.

 Система воспитания, в  основе которой лежит оценка  только положительных результатов,  приводит чрезвычайно редко к  психическим срывам, к появлению  «трудных» подростков.

 В.А. Сухомлинский, как  А.С. Макаренко и другие советские  педагоги, рассматривал коллектив  как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив –  это объединение, которое имеет  определенную организационную структуру,  четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности  каждого за всех и всех за  каждого. “Детский коллектив  – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо  пользоваться с известной осторожностью.  Дети – не взрослые, они легко  возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них  не крайность. 

 

-9-

В детском коллективе всему  мера, все в осторожностью; воспитатель  никогда не должен выпускать из –  под контроля детские страсти. И  коллективное мнение, которое среди  взрослых справедливости, может стать  причиной неисправимых душевных травм  у детей”.

 «Коллектив может стать  воспитывающей средой лишь в  том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной  творческой деятельности, в труде,  доставляющем каждому радость,  обогащающем духовно и интеллектуально,  развивающем интересы и способности.  И при этом надо помнить,  что подлинный коллектив формируется  лишь там, где есть опытный,  любящий детей педагог. В атмосфере  сердечности, доброжелательности  у детей растет стремление  стать лучше не на показ,  не для того, чтобы тебя похвалили,  а из внутренней потребности  чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства».

Среди различных средств  воспитания, воспитание красотой стоит  у Сухомлинского на первом месте. Сухомлинский сначала учит чувствовать  красоту природы, затем красоту  искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.Дать ребенку  радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой  родник поэтического творчества –  это такое же важное дело, как  научить читать и решать задачи. В.А. Сухомлинский разделял мнение о  том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной  сферы. Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

 По мнению В.А. Сухомлинского  музыка является самым чудодейственным,  средством привлечения к красоте,  человечности. С помощью музыки  человек может познать себя, стремится  к прекрасному, преодолеть в  себе что-то негативное. В школе  Сухомлинского очень много внимания  уделялось слушанию музыки.  Приобщая  детей к миру прекрасного, Сухомлинский  всегда использовал ряд психологических  моментов и педагогических заповедей.  Прежде всего, воспитание прекрасным  основывалось на положительных  эмоциях.  Прекрасное только тогда  может восприниматься и быть  прекрасным, когда ребенок эмоционально  подготовлен к этому с замиранием  сердца, с трепетом души ждет  встречи с ним. Мир прекрасного  для ребенка начинается в семье.  Для ребенка наиболее дорогим,  близким, прекрасным существом  является мать. Для Сухомлинского  культ матери - это результат серьезных  раздумий о необходимости связи  поколений, о передаче духовной  культуры.

 

-10-

А также, по его мнению, нельзя давать ребенку почувствовать, будто  он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват  в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить  ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Другой идеал воспитания —  труд как основа воспитания нового человека - в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли  личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей  и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать  недобрым человеком.  Очень важным моментом в системе трудового  воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и  склонности ребенка.  Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового  воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной  и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось  эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных  воспитательных задач прежде всего  потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

 

2.4 Авторская школа В.А. Караковского.

           Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

              Воспитательная система, созданная в школе совместными усилиями педагогов, учащихся и их родителей, ориентирована на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых.

            

-11-

Организационное строение школьного  коллектива достаточно простое. Кроме  администрации школы и педагогического  совета (в котором иногда участвуют  и старшеклассники) существует еще  и большой совет, включающий в  себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство  в нем составляют школьники, и  бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют  постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов.

 Неофициальная сторона  отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу  своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в  роли генератора новых идей, от  него же, как правило, исходят  оценки тех или иных событий.  Однако существуют еще, по меньшей  мере, три силы, существенно влияющие  на жизнь школы. Первая - это  администрация школы и небольшая  группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским  ответственность за судьбу воспитательной  системы (авторская группа). Они  в ряде случаев высказывают  мнение, противоположное мнению  директора. Вторая группа - остальной  педагогический коллектив, способный  при необходимости противостоять  и директору, и особенно авторской  группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая  интересы всего ученического  коллектива.

             Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. В школе реально существуют дидактические и воспитательные системы. Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитания средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе воз­никает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе. Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса.

               Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

            

-12-

  Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города.

               Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения.

 Сбор, занимая по времени  меньше одного процента продолжительности  учебного года, является самой  яркой школьной традицией, самым  сильным средством объединения,  создания чувства "мы".

 Сбор для его участников  имеет и развивающее, и образовательное,  и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между  идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и  у воспитателей порождает желание  изменить обычную жизнь своей  школы, совершенствовать ее воспитательную  систему. 

 В воспитательной системе  школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

 Сборы и ключевые  общешкольные дела составляют  функциональное ядро воспитательной  системы. Они играли в педагогической  системе школы

 № 825 большую воспитательную  роль. Это дидактический театр,  праздник знаний, праздник песни,  различные формы творческой учебы. 

 Характерной чертой  школы В.А. Караковского является  сочетание разнообразных форм  учебной и внеучебной деятельности. Концепции, ориентированные на  коллективное воспитание В.А.  Караковского, основанны на общечеловеческих  ценностях, идеях коллективного  творческого воспитания, проектирования  и укрепления воспитательных  систем.

 

2.5 Авторская школа А.С. Макаренко.

           Педагогическая система А.С. Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.).

-13-

При этом у воспитанников  должна быть возможность выбора, чтобы  каждый мог найти дело по душе. Принципиально  важно, чтобы плодами своего труда  дети распоряжались сами. Отсюда - принцип  второй: самоуправление. Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем тогда  всерьез управлять? Принцип третий: коллективная ответственность. За проступок  одного отвечает вся группа (отряд). Однако коллектив может быть заинтересован  в дисциплине (а значит, и в  осуждении ее нарушителя) только в  том случае, если от дисциплинированности каждого зависит благосостояние (не только материальное) всех и если ребята сами могут участвовать в установлении границ этой дисциплины.

           Педагоги особо отмечают гуманистическую направленность педагогической системы А.С. Макаренко, говорят о том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит детей к реальной жизни со всеми ее трудностями и проблемами, во многом помогает детям чувствовать себя хозяевами и творцами своей жизни Макаренко ставит в центр воспитания ценностное отношение к труду, что особенно актуально сегодня, когда сознание значимости труда у молодежи явно снижено. Его педагогическую концепцию можно охарактеризовать как оптимистическую (с приоритетом категории будущего), социально-личностную (первенство общности) и как концепцию целостного развития личности (основанного на волевой активности). В авторских материалах А.С.Макаренко отмечается: на основе коллективной трудовой организации «удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации»; в основу воспитания здесь положена не «логика труда», а «логика хозяйства», которое «должно отличаться развитием, мощностью, прибыльностью, веселым тоном». Душа общинно-коллективистской педагогики Макаренко - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.

           Особенность педагогической системы А.С.Макаренко - это правоотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь, которая и составляет суть педагогической логики: зрения этой логики, мы не можем допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной нами цели.

 

2.6 Яснополянская школа Л.Н. Толстого.

          Яснополянская школа, в 1859—1862 начальная школа, открытая Л. Н. Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей окрестных деревень. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя.

-14-

 В Яснополянской школе  обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на  два класса и далее в каждом  классе — на два отделения  по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось  12, в младшем — 25 учеников. В  школе училось и несколько  взрослых. Обучение было бесплатным  и совмещенным для мальчиков  и девочек. В комнатах школы  было всегда убрано; классы побелены, вдоль стен и на стенах были  развешаны и поставлены разные  камни и камушки, высушенные  бабочки и букашки, камыши, травы  и цветы для учеников. Лев Николаевич  любил показывать свои экспонаты  друзьям, мог говорить о школе  часами, увлекаясь рассказами о  своих питомцах-учениках и их  одаренности. 

Информация о работе Особенности авторской школы