Особенности авторской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования.

Содержание

. Основные характеристики авторской школы.
2. Особенности авторских школ.
2.1 Авторская школа К.Д. Ушинского.
2.2 Авторская школа Фролова.
2.3 Авторская школа В.А. Сухомлинского.
2.4 Авторская школа В.А. Караковского.
2.5 Авторская школа А.С. Макаренко.
2.6 Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
2.7 Школа Диалог культур В.С. Библера.
2.8 Адаптивная модель школы Е.А. Ямбурга.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контр.по педаг.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

           Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В планы преподавания обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников». Никаких наказаний в школе не было и в помине. Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел по дому и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и распределения часов на уроки со звонками на перерыв в яснополянской школе не было. Каждый занимался тем, чем ему хотелось :кто географией или историей, кто тренировался в письме или рисовал, некоторые читали , а если устал, то прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. Одним словом, дети себя чувствовали совсем свободно и часто проводили в школе весь день, до позднего вечера.

 В учебный план Яснополянской  школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история,  математика, беседы по естественным  наукам, рисование, черчение, пение  и закон Божий. По вечерам  Толстой читал с детьми книги  («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал  им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни.  Толстой старался пробудить у  детей чувство патриотизма, вызвать  у них интерес к отечественной  истории. Во время прогулок  обычно велись беседы и на  этические темы. Под его руководством  ученики собирали фольклор в  деревнях своего уезда, писали  рассказы, которые публиковались  в приложении к журналу «Ясная  Поляна». 

-15-

Занятия нередко проводились  в поле, в саду, в парке.

Иногда учитель и ученики  уходили на Воронку или в Засеку - это были обыкновенно уроки ботаники и зоологии, - и, если уж очень не хотелось возвращаться домой, раскладывали костры в темном лесу, рассказывали сказки и разные истории, засиживались допоздна.Вечерняя прогулка могла превратиться в урок астрономии: Лев Николаевич хорошо знал созвездия, много занимался  законами движения небесных тел, а в  ребятах он всегда находил благодарных  слушателей , им все было в диковинку.

 Осуществляя свою идею  о том, что школа должна отвечать  потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской  школе занятия по труду (столярное  дело и с.-х. работы), которыми  он сам руководил. Вводя в  труд элементы игры, он стремился  сделать его увлекательным и  радостным. Большое значение Толстой  придавал и физическому развитию.

 Яснополянская школа  закрылась в 1862. Широкий план  образования, принятый Толстым  для его школы, и постановка  обучения в ней выдвинули Яснополянскую  школу в число передовых учебных  заведений того времени. Несмотря  на кратковременное существование  школы, работа школы, которую  Л. Н. Толстой систематически  освещал в своем педагогическом  журнале «Ясная Поляна», вызвала  живой отклик в России и  за рубежом и была примером  для подражания.

 

2.7 Школа Диалог культур В.С. Библера.

                Цели Школы диалога культур (ШДК) ориентированы на формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, а следовательно, на обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, несводимых друг с другом культурных эпох, форм деятельности, смысловых спектров.

            Ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие направления обучения. Результатом здесь становится не сумма знаний, умений и навыков, потребная для овладения определенными специальностями, а способность к самоформированию и саморазвитию.

 В технологии ШДК  диалог несет двойную нагрузку: он понимается и как форма  организации обучения, и как принцип  организации содержания науки.  Диалог дает возможность определить  самую суть и смысл усваиваемых  и творчески формируемых понятий.

 Особенность содержания  обучения в ШДК состоит в  том, что на весь образовательный  процесс проецируются особенности  культуры и мышления различных  эпох.

-16-

Последовательность классов  соответствует последовательности сменявших друг друга эпох европейской  истории. Классы 1 2 — пропедевтические, необходимые для введения в основные понятия школы. В 3 4 м постигается  античная культура, в 5 6 м — культура Средневековья, в 7 8 м — Возрождения  и Нового времени, в 9 10 м — современности. Наконец, 11-й необходим для обобщения, как класс «специально-диалогический».

 Существенным отличием  ШДК является то, что обучение  построено не на основе учебника (готового знания, результата), а  на основе реальных исторических  и художественных текстов конкретной  культуры, первоисточников, воспроизводящих  мысли «собеседника». 

 Одна из особенностей  методики ШДК заключается в  том, что происходит введение  в ситуацию диалога, побуждение  к поиску открытого знания, а  не принуждение к усвоению  закрытого. 

 Другая особенность  — использование так называемых  точек удивления и загадок  бытия. Под ними подразумеваются  те «узелки» в сознании ребенка,  где можно формировать основные  опорные элементы предметов школьного  цикла. В этих «точках» происходит  закрепление исходных механизмов  психологического и логического  взаимопревращения сознания в  мышление, мышления — в сознание. Под «точками удивления» понимаются  загадки слова, числа, явлений  природы и др.

 Среди особенностей  методики выделяют также «игровые  средоточия». Их основной смысл  состоит в том, чтобы подготовить  школьника к роли субъекта  учебной деятельности. Существуют  следующие средоточия:

- физические игры (гимнастика, развитие самостоятельных форм ритма, мелкой моторики);

- словесные игры (головоломки, основанные на поэтике литературы, законах логики);

- создание художественного образа (на полотне, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения);

- элементы ручного труда, ремесла;

- музыка;

- театр.

 Смысл педагогической  деятельности определяется необходимостью  «открытия» ученика, поиском способа  инициации его стремления к  исследованию, обратного взаимодействия  с взрослым.

 Чтобы лучше понять  урок, проходящий в форме диалога,  необходимо выделить его специфические  методические особенности:

 

-17-

- школьник переопределяет общую учебную проблему, порождает свой вопрос как загадку (трудность), которая пробуждает мысль, а не снимает проблему;

 - мысль находится в постоянном воспроизведении ситуации «учебного незнания», в сгущении собственного видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса;

 - ученик выполняет мысленные эксперименты в пространстве образа, выстроенного самостоятельно. Цель не в том, чтобы окончательно разрешить проблему, а в том, чтобы углубить ее, вывести на вечные вопросы бытия. 

Понятие диалога культур  в образовании чаще всего используется с одной прагматической целью  – сформировать толерантность в  межэтнических отношениях. Ведь для  успешного взаимодействия в мировом  политическом, экономическом, культурном и т.д. пространстве необходимо не только знание языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны. 

 

2.8 Адаптивная модель школы Е.А. Ямбурга.

           Е.А.Ямбург - советский и российский педагог и общественный деятель, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон».

         Разработчик и автор адаптивной модели школы — новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка. Так, например, помимо серьезной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.

Е. А. Ямбург — участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества.

 

-18-

Главный редактор и автор  проекта «Антология выстаивания  и преображения. Век XX».

В последнее время среди  всерьез интересующихся педагогикой  родителей все более популярной становится модель адаптивной школы, разработанная  московским педагогом Евгением Ямбургом. Ее суть - адаптация учебной системы  к возможностям и потребностям школьника, в отличие от традиционной школы, где все наоборот. Переделать школьную систему под ребенка - идея не новая, однако методика Ямбурга отличается особой гибкостью и этим во многом и интересна.

             Школа, известная по имени ее директора и разработчика адаптивной модели образования Евгения Ямбурга (официально - Центр образования

N 109), находится на юго-западе  Москвы и состоит из нескольких  подразделений (детский сад, младшая  школа, средняя и старшая школа,  конно-спортивный клуб и т.  д.).

ЦО N 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной  модели школы (самому заведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обучения и  подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости  от того, какие дети учатся в том  или ином конкретном классе. Не ребенок  адаптируется в школе, а школа  готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику  реализоваться. При центре действуют  театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся). Однако директор Ямбург говорит: "Я совсем не считаю, что  мы схватили бога за бороду. Нам еще  работать и работать".

В советские времена эксперимент  по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизованную и  прямолинейную систему школьного  обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно  и так же подпольно внедрялся  в практику.

Сегодня адаптивные школы  работают в 60 регионах России, в ближнем  и дальнем зарубежье. Сам автор  системы Евгений Ямбург подсчетом  своих последователей не занимается и подчеркивает, что прочие адаптивные школы не являются копиями ЦО N 109 - педагоги там могут применять  другие методики. Главное - сохранение основных принципов.

 

 

-19-

Гибкий подход, декларируемый  адаптивной школой, - это возможность  постоянно выбирать. В том числе  и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в  соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы  он подходил детскому коллективу.

 

Заключение.

             Рассмотрев некоторые авторские школы, я могу сказать, что эти школы имеют свои различия и сходства, свои плюсы и минусы. Разработка программ и авторских школ необходима в образовании, так как образование как и все не должно стоять на месте, а должно развиваться. Для этого необходимы новые разработки, новые люди. Но нельзя забывать, что классическая программа должна быть как основа.

 

 

Литература

 

1.Закон об образовании Российской Федерации. - М., 1996.

2.Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

1999.

3.«Владимир Караковский». М: Издательско-книготорговый дом "Логос", 2004 г.

4.Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.

5.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998.

6.Селенко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997.

7.Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). - М., 1997

8.Ямбург Е.Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование . - 2002 . - № 1 . - С. 79-85

9. Толстой И.В. Свет  Ясной Поляны. - М., 1986.

10. Эл.ресурс: http://www.ug.ru/archive/12580

11. Эл.ресурс: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part4-12.php

 

 


Информация о работе Особенности авторской школы