Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:36, курсовая работа
Цель исследования определить влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений
Задачи исследования:
1. Подобрать научную психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы восприятия детей дошкольников.
2. Изучить основные характеристики детского восприятия. Выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.
3. Выявить педагогические условия, при которых художественная литература будет оказывать влияние на детское восприятие.
Введение 3
Глава 1. Особенности восприятия детей дошкольного возраста
1.1. Восприятие детей дошкольного возраста 6
1.2. Развитие восприятия у детей 7
Глава 2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
2.1.Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы
11
2.2.Особенности и методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего и дошкольного возраста
13
2.3.Роль воспитателя в ознакомлении детей с художественной литературой
17
2.4. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок 22
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Образовательный консорциум СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра: Логопедии
Курсовая работа по дисциплине
"Психология"
на тему:
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.
Выполнил студент : Макаренкова
М.А. группа ЛЗ 10 ______________________________
Фамилия, инициалы, группа, курс
Научный руководитель: Парамонова-Вавакина З.Ф. ______________________________
Ученая степень, звание, фамилия,инициалы
Москва 2011 г.
План
|
Введение
Восприятие художественной литературы
рассматривается как активный волевой
процесс, предполагающий не пассивное
созерцание, а деятельность, которая воплощается
во внутреннем содействии, сопереживании
героям, в воображаемом перенесении на
себя "событий", в мысленном действии,
в результате чего возникает эффект личного
присутствия, личного участия. В трудах
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова,
А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной,
Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых
исследуются особенности восприятия художественной
литературы ребенком дошкольного возраста.
Е.А. Флерина называла характерной чертой
такого восприятия единство "чувствующего"и"мыслящего"[1,
В поэтических образах художественная
литература открывает и объясняет ребенку
жизнь общества и природы, мир человеческих
чувств и взаимоотношений. Она обогащает
эмоции, воспитывает воображение, дает
ребенку прекрасные образцы русского
литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.
Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка[1, 341]. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок[1,342]. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы[1,341]. В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия.
В связи с тем, что учебными программами детского сада предусмотрено ознакомление с художественной литературой становиться актуальным знание особенности восприятия дошкольниками художественной литературы.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение их внутреннего мира. Это и определило тему нашего исследования.
Цель исследования определить влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений
Объект исследования - особенности восприятия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности восприятия детей в процессе ознакомления с художественной литературой.
Гипотеза исследования: художественная литература оказывает влияние на восприятие детей при подборе произведений с учетом возрастных психологических особенностей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Подобрать научную психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы восприятия детей дошкольников.
2.
Изучить основные характеристики детского
восприятия. Выявить особенности восприятия
детьми дошкольного возраста художественных
произведений.
3. Выявить педагогические условия, при
которых художественная литература будет
оказывать влияние на детское восприятие.
Непосредственная связь восприятий с действиями — характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей. Увидев новый предмет, ребенок тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, постепенно выделяет его отдельные свойства и стороны. Отсюда огромное значение действий ребенка с предметами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляет восприятие пространственных свойств предметов. Необходимая для их восприятия связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений образуется у детей по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение различать расстояния складывается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния. Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у детей младшего возраста все еще несовершенны. Отсюда неточность их линейного и глубинного глазомера. Если взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/юо длины, то дети 2—4 лет —с точностью, не превышающей 1/20 длины. Особенно часто дети ошибаются в величине удаленных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений. Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (треугольник дети часто называют «домиком», круг — «колесиком» и т. д.); и только позднее, когда они узнают название геометрических фигур, у них возникает общее представление о данной форме и правильное различение ее независимо от других признаков предметов. Еще большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. У детей 2—2,5 лет оно еще совсем смутно, недифференцированно. Правильное употребление детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается лишь около 4 лет; продолжительность же отдельных промежутков времени (час, полчаса, 5—10 минут) часто путают и шести-семилетние дети.
1.2. Развитие восприятия у детей
Значительные сдвиги
в развитии восприятия у
Восприятие детьми
дошкольного возраста
В свое время С. Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких»: «Если в книге есть четкая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая, рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да еще ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке»[16,31].
Л. С. Славина показала, что при соответствующей педагогической работе уже у малыша - преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. У преддошкольника можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые[3,55-61].
Информация о работе Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы