Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:36, курсовая работа
Цель исследования определить влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений
Задачи исследования:
1. Подобрать научную психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы восприятия детей дошкольников.
2. Изучить основные характеристики детского восприятия. Выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.
3. Выявить педагогические условия, при которых художественная литература будет оказывать влияние на детское восприятие.
Введение 3
Глава 1. Особенности восприятия детей дошкольного возраста
1.1. Восприятие детей дошкольного возраста 6
1.2. Развитие восприятия у детей 7
Глава 2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
2.1.Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы
11
2.2.Особенности и методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего и дошкольного возраста
13
2.3.Роль воспитателя в ознакомлении детей с художественной литературой
17
2.4. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок 22
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. Особенно хочется сказать о влиянии сказки.
Чтобы понять сложную и влиятельную роль сказок в эстетическом развитии детей, необходимо понять то своеобразие детского миропонимания, которые мы можем охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с первобытным человеком и художниками. Для детей, для первобытного человека, для настоящего художника вся природа жива, полна внутренней богатой жизни, - и это ощущение жизни в природе не имеет в себе, конечно, ничего надуманного, теоретического, а является непосредственно интуицией, живым, убедительным воспитанием. Это чувство жизни в природе все более нуждается в интеллектуальном оформлении – и сказки как раз, и отвечают этой потребности ребенка. Есть еще другой корень сказок – это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства, то есть через изучение детских фантазий мы можем проникать в закрытый мир детских чувств.
Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.
Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость,
доброту, делают контролируемым и целенаправленным
эмоционально-нравственное развитие ребенка.
Почему именно сказки? Да потому, что искусство,
литература – богатейший источник и побудитель
чувств, переживаний и именно высших чувств,
специфически человеческих (нравственных,
интеллектуальных, эстетических). Сказка
для ребенка – это не просто вымысел, фантазия,
это особая реальность, реальность мира
чувств. Сказка раздвигает для ребенка
рамки обычной жизни, только в сказочной
форме дошкольники сталкиваются с такими
сложнейшими явлениями и чувствами, как
жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев
и сострадание, измена и коварство и тому
подобное. Форма изображения этих явлений
особая, сказочная, доступная пониманию
ребенка, а высота проявлений, нравственный
смысл, остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка,
- это уроки на всю жизнь и для маленьких,
и для взрослых. Для детей это ни с чем
не сравнимые уроки нравственности, для
взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает
свое, порой неожиданное воздействие на
ребенка.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют
персонажам, у них появляется внутренний
импульс к содействию, к помощи, к защите,
но эти эмоции быстро гаснут, так как нет
условий для их реализации. Правда они
как аккумулятор, заряжают душу нравственной
энергией. Очень важно создать условия,
поле активной деятельности, в котором
нашли бы свое применение чувства ребенка,
испытанные им во время чтения художественной
литературы, чтобы малыш мог содействовать,
сочувствовать реально.
Хочется обратить внимание на образность,
глубину и символику сказок. Родителей
часто волнует вопрос, как быть со страшными
сказками, читать или не читать их детям.
Некоторые специалисты предлагают вообще
исключить их из «репертуара чтения» для
маленьких детей. Но наши малыши не живут
под стеклянным колпаком, они не все время
находятся под спасительной защитой папы
и мамы. Они должны вырасти смелыми, стойкими
и отважными, иначе они просто не смогут
отстаивать принципы добра и справедливости.
Поэтому, их надо рано, но постепенно и
обдуманно учить стойкости и решительности,
умению преодолевать собственные страхи.
Да дети и сами стремятся к этому – об
этом свидетельствует «фольклор» и страшные
истории, которые сочиняют и пересказывают
друг другу дети старшего дошкольного
и младшего школьного возраста.
Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок.
В сказке, особенно в волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные и даже неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства. Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.
Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Наблюдения Т. И. Титаренко показали, что малыши, не обладая соответствующим опытом, часто готовы согласиться с любым вымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дошкольники настолько укрепляются в этой реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.
Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании детей.
Что привлекает ребенка в сказке? Как справедливо указывает А. Н. Леонтьев , для правильного понимания тех или иных частных психических процессов необходимо учитывать характер мотивов, побуждающих ребенка действовать, то, ради чего он совершает данную операцию. Эти вопросы очень мало освещены в традиционной психологии. С точки зрения, например, психоаналитиков, интерес ребенка к сказке обусловлен темными, асоциальными влечениями, которые из-за запрета взрослых не могут проявиться в реальной жизни и поэтому ищут себе удовлетворения в мире фантастических построений. К. Бюлер полагает, что в сказке ребенка привлекает жажда необычного, неестественного, примитивное стремление к сенсации и чуду[10,30-41].
Такого рода теории находятся в противоречии с действительностью. Огромное влияние правильно организованного эстетического восприятия на духовное развитие ребенка заключается в том, что это восприятие не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.
Информация о работе Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы