Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:36, курсовая работа
Цель исследования определить влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений
Задачи исследования:
1. Подобрать научную психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы восприятия детей дошкольников.
2. Изучить основные характеристики детского восприятия. Выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.
3. Выявить педагогические условия, при которых художественная литература будет оказывать влияние на детское восприятие.
Введение 3
Глава 1. Особенности восприятия детей дошкольного возраста
1.1. Восприятие детей дошкольного возраста 6
1.2. Развитие восприятия у детей 7
Глава 2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
2.1.Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы
11
2.2.Особенности и методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего и дошкольного возраста
13
2.3.Роль воспитателя в ознакомлении детей с художественной литературой
17
2.4. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок 22
Заключение 29
Список используемой литературы 32
В дошкольном возрасте деятельность усложняется: то, на что она направлена, и то, ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как было в раннем детстве.
Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественных произведений, проникновение в их идейное содержание. В свою очередь, восприятие художественного произведения влияет на дальнейшее развитие этих мотивов. Конечно, маленького ребенка увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая, сторона повествования. Постепенно перед ним открывается идейное содержание художественного произведения.
Художественное произведение
увлекает дошкольника не только внешней
стороной, но и внутренним, смысловым,
содержанием.
Если младшие дети недостаточно осознают
мотивы своего отношения к персонажу и
просто заявляют, что тот хороший, а этот
плохой, то старшие дети уже аргументируют
свои оценки, указывая и на общественное
значение того или иного поступка. Здесь
уже сознательная оценка не только внешних
поступков, но и внутренних качеств человека,
оценка, исходящая из высоких социально
значимых мотивов.
Для осознания чего-либо ребенку-дошкольнику необходимо действовать в отношении познаваемого предмета. Единственная форма деятельности, доступная преддошкольнику, - это реальное, фактическое действование. Для того чтобы познакомиться с предметом, маленький ребенок должен взять его в руки, повозиться с ним, засунуть его в рот. Для дошкольника кроме практического контакта с действительностью становится возможной и внутренняя деятельность воображения. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых.
Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития внутренней деятельности воображения ребенка. Здесь имеются как бы переходные формы от реального , фактического действования с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности. Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Иные положения, которые не доходят до сознания ребенка, будучи преподнесены ему в сухой и рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественный образ. Замечательно показал это явление А. П. Чехов в рассказе «Дома». Нравственный смысл поступка, если он выражен не в форме абстрактного рассуждения, а в форме реальных, конкретных действий, становится очень рано доступным ребенку. «Воспитательное значение произведений искусства,— как справедливо отмечает Б. М. Теплов,— в том прежде всего и заключается, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. И самое важное, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»[18,24].
Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них "второго", истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки).
Восприятие
художественных произведений
Список используемой литературы
1. |
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: Академия, 1997. - 400 с. |
2. |
Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С.61. |
3. |
Выготский Л.С. , Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения. // - Вопpосы психологии. 1976. N4. С.55-68. |
4. |
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования /под ред. и со вступ. статьей В. Колбанского. - М.-Л., 1934. – 510c |
5. |
Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада , Под ред. В.И. Логиновой/. - М.,1992-214с. |
6. |
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с. |
7. |
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих .труды.- М.,1996.- Т.1.-66с. |
8. |
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143с. |
9. |
Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, - М.: Просвящение, 1982. – 128 с. |
10. |
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии, - СПб.: Питер, 2006. –320с. |
11. |
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. М. Просвещение, 1982. – 160 с. |
12. |
Мещеряков Б. Зинченко В.Большой психологический словарь.- Прайм-Еврознак, 2003.-672с. |
13. |
Психологическая наука и образование – 1996 - №3.- 32с. |
14. |
Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми // Вопросы психологии - №1 - 1959. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). |
15. |
Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 80с. |
16. |
Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина - М.: Просвещение.- 1977. - 158 с. |
17. |
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946. 465-471с. |
18. |
Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96. |
19. |
России [Текст] / И. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. |
20. |
Философский энциклопедический словарь.- ИНФРА-М,2006- С.576. |
21. |
Яшина В. И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни (на материале ознакомления с трудом взрослых): автореф. дис... канд. пед. наук, - М., 1975. – 72с. |
22. |
http://sesos.su/select.php |
Информация о работе Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы