Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определить влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений
Задачи исследования:
1. Подобрать научную психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы восприятия детей дошкольников.
2. Изучить основные характеристики детского восприятия. Выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.
3. Выявить педагогические условия, при которых художественная литература будет оказывать влияние на детское восприятие.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности восприятия детей дошкольного возраста
1.1. Восприятие детей дошкольного возраста 6
1.2. Развитие восприятия у детей 7
Глава 2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
2.1.Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы
11
2.2.Особенности и методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего и дошкольного возраста
13
2.3.Роль воспитателя в ознакомлении детей с художественной литературой
17
2.4. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок 22
Заключение 29
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_vospriyatiya.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

       В дошкольном возрасте деятельность усложняется: то, на что она направлена, и то, ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как было в раннем детстве.

        Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественных произведений, проникновение в их идейное содержание. В свою очередь, восприятие художественного произведения влияет на дальнейшее развитие этих мотивов. Конечно, маленького ребенка увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая, сторона повествования. Постепенно перед ним открывается идейное содержание художественного произведения.

        Художественное произведение увлекает дошкольника не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым, содержанием. 
Если младшие дети недостаточно осознают мотивы своего отношения к персонажу и просто заявляют, что тот хороший, а этот плохой, то старшие дети уже аргументируют свои оценки, указывая и на общественное значение того или иного поступка. Здесь уже сознательная оценка не только внешних поступков, но и внутренних качеств человека, оценка, исходящая из высоких социально значимых мотивов.

       Для осознания чего-либо ребенку-дошкольнику необходимо действовать в отношении познаваемого предмета. Единственная форма деятельности, доступная преддошкольнику, - это реальное, фактическое действование. Для того чтобы познакомиться с предметом, маленький ребенок должен взять его в руки, повозиться с ним, засунуть его в рот. Для дошкольника кроме практического контакта с действительностью становится возможной и внутренняя деятельность воображения. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых.

        Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития внутренней деятельности воображения ребенка.    Здесь имеются как бы переходные формы от реального , фактического действования с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности. Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Иные положения, которые не доходят до сознания ребенка, будучи преподнесены ему в сухой и рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественный образ. Замечательно показал это явление А. П. Чехов в рассказе «Дома». Нравственный смысл поступка, если он выражен не в форме абстрактного рассуждения, а в форме реальных, конкретных действий, становится очень рано доступным ребенку. «Воспитательное значение произведений искусства,— как справедливо отмечает Б. М. Теплов,— в том прежде всего и заключается, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. И самое важное, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»[18,24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений.

К.Д. Ушинский говорил, что не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родной груди родного языка [1,201]. Нужно целиком доверяться воспитательным возможностям художественного текста.

      Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др.)[7,32].

     А.В. Запорожец отмечал: "…  восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон реальности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел вовнутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях"[7,23].

     Оценочные суждения детей дошкольного возраста ещё примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать

красивое ,но и оценить. При восприятии художественных произведений имеет важность не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев. 
     Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества - потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, доступные ему рассказы.

    Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, нет такого педагогически идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию ("был бы тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупа").Тонкий юмор потешек , дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее "лекарство" от упрямства, капризов, эгоизма.

      Путешествие  в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми , защищая обиженных и слабых, наказывая злых.

       Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, стихотворения, рассказы, сказки). Рассказываются только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести). Потому важная часть профессиональной подготовки - заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, развитие навыков выразительного чтения - способа доведения до всей гаммы эмоций, развитие и совершенствование чувств ребенка.

        Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них "второго", истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки).

         Е.А. Флерина отметила наивность  детского восприятия - дети не  любят плохого конца, герой должен  быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка  съела кошка[1,201].Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

         Восприятие  художественных произведений дошкольником  будет более глубоким, если он  научится видеть элементарные  средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой реальности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

       Цель  литературного образования дошкольников, по словам 

С.Я. Маршака в формировании будущего большого и талантливого писателя, культурного, образованного человека[8,98]. Задачи и содержание ознакомления определяется на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.

Обобщенно это:

-воспитывать интерес к художественной литературе, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

-формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;

-воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: Академия, 1997. - 400 с.

2.

Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С.61.

3.

Выготский Л.С. , Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения. // - Вопpосы психологии. 1976. N4. С.55-68.

4.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования /под ред. и со вступ. статьей В. Колбанского. - М.-Л., 1934. – 510c

5.

Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада , Под ред. В.И. Логиновой/. - М.,1992-214с.

6.

Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /    В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

7.

Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих .труды.- М.,1996.- Т.1.-66с.

8.

Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143с.

9.

Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, - М.: Просвящение, 1982. – 128 с.

10.

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии, - СПб.: Питер, 2006. –320с.

11.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. М. Просвещение, 1982. – 160 с.

12.

Мещеряков Б. Зинченко В.Большой психологический словарь.- Прайм-Еврознак, 2003.-672с.

13.

Психологическая наука и образование – 1996 - №3.- 32с.

14.

Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми // Вопросы психологии - №1 - 1959.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).

15.

Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.

16.

Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина - М.: Просвещение.- 1977. - 158 с.

17.

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946. 465-471с.

18.

Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96.

19.

России [Текст] / И. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.

20.

Философский энциклопедический словарь.- ИНФРА-М,2006- С.576.

21.

Яшина В. И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни (на материале ознакомления с трудом взрослых): автореф. дис... канд. пед. наук, - М., 1975. – 72с.

22.

http://sesos.su/select.php


 

 


 



Информация о работе Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы