Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 09:19, курсовая работа
В последнее время, в коррекционной педагогике, вопросу профилактики дисграфии уделяется особое внимание. О профилактики таких видов дисграфий, как акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно говорить только в дошкольном возрасте.
Цель: изложить с систему работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
1. Описать развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие успешной предшкольной подготовки.
2. Продемонстрировать преимущества использования авторских пособий и игр в системе работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня 6
1.1. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6
1.2. Особенности усвоения предлогов в речи дошкольников с нормальным развитием речи и у дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.3. Работа логопеда по формированию уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций с целью профилактики оптической дисграфии 10
2. Изучение понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.1. Организация, содержание и задача констатирующего эксперимента. Содержание и задачи эксперимента 14
2.2. Методика изучения понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.3.Результаты эксперимента 16
2.4.. Рекомендации логопеду по формированию правильного употребления предлогов у детей с общим недоразвитием речи 20
Заключение 23
Литература 25
Речевые карты испытуемых
Речевая карта №1
ФИО |
Максим |
Дата рождения |
6 сентября 2005 г. |
Домашний адрес |
- |
Откуда поступил ребенок |
из дома |
Сведения о родителях |
Мама – домохозяйка, папа – инженер |
Жалобы родителей на речь ребенка |
нет |
Обращались ли ранее к логопеду |
нет |
Сведения о раннем развитии ребенка | |
Особенности протекания беременности и родов |
Ребенок от второй беременности и вторых родов. |
Раннее физическое и психическое развитие |
Маму начал узнавать в 3 месяца. Сидеть начал в 8 месяцев. Ходить в 1 год 1 месяц. |
Раннее речевое развитие | |
Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя: |
Первая реакция на звук в 2 месяца. Реакция на имя в 3 месяца. |
Когда появились гуление и лепет: |
Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 5,5 месяцев. |
Характер протекания лепетного этапа развития речи: |
Средняя активность. |
Понимание простых обращений, просьб: |
Понимает. |
Время появления простых обращений, просьб: |
1 год 2 месяца |
Характер первых слов: |
Мама, папа, буля (бабуля), Ийя (Илья), дай |
Насколько активно повторяет слова за взрослыми: |
Средняя активность |
Время появления первых словосочетаний: |
1 год 7 месяцев |
Характер поступательного развития речи: |
N |
Прерывалось ли речевое развитие: |
нет |
Заключения специалистов: | |
Отоларинголог |
N |
Окулист |
N |
Психоневролог |
N |
Логопедическое обследование: | |
Способность устанавливать и поддерживать контакт: |
+ |
Особенности внимания и памяти: |
N |
Особенности мыслительных операций: |
N |
Состояние общей моторики: |
N |
Состояние мелкой моторики: |
N |
Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: |
N |
Обследование понимания: | |
Названий игрушек, знакомых ребенку: |
да |
Обиходных предметов: |
да |
Частей тела: |
да |
Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках: |
да |
Обиходных действий: |
да |
Действий, выраженных возвратными глаголами: |
нет |
Действий, близких по ситуации: |
нет |
Вопросов по содержанию сюжетной картинки: |
да |
Пространственного расположения предметов: |
нет |
Назначения предметов: |
да |
Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.: |
Только по цвету и величине (большой-маленький, красный-зеленый и т.д.) |
Обобщающего значения слов: |
нет |
Категории числа существительных: |
нет |
числа глаголов: |
нет |
рода глаголов: |
нет |
рода прилагательных: |
нет |
префиксального изменения |
нет |
Падежных форм: |
нет |
Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой: |
нет |
Временных отношений: |
нет |
Обследование понимания коротких текстов: |
нет |
Обследование состояния активной речи | |
Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков: |
нет |
Названия предметов и их частей: |
нет |
Названия частей тела человека, животных: |
да |
Названия животных, птиц и их детенышей: |
да |
Названия жилища животных: |
нет |
Названия профессий: |
да |
Обобщающие слова: |
нет |
Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром: |
нет |
Навыки словообразования: |
да |
Навыки словоизменения: |
да |
Обследование фонематического восприятия: |
N |
Определение наличия заданного звука в слогах, словах: |
да |
Логопедическое заключение: |
Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи |
Рекомендации: |
Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи |
Речевая карта №2
ФИО |
Ваня С. |
Дата рождения |
25 ноября 2006 г. |
Домашний адрес |
- |
Откуда поступил ребенок |
из дома |
Сведения о родителях |
Мама – продавец, папа – охранник |
Жалобы родителей на речь ребенка |
нет |
Обращались ли ранее к логопеду |
нет |
Сведения о раннем развитии ребенка | |
Особенности протекания беременности и родов |
Ребенок от первой беременности и первых родов. |
Раннее физическое и психическое развитие |
Маму начал узнавать в 4 месяца. Сидеть начал в 7 месяцев. Ходить в 1 год 2 месяца. |
Раннее речевое развитие | |
Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя: |
Первая реакция на звук в 1,5 месяца. Реакция на имя в 3,5 месяца. |
Когда появились гуление и лепет: |
Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 6 месяцев. |
Характер протекания лепетного этапа развития речи: |
Средняя активность. |
Понимание простых обращений, просьб: |
Понимает. |
Время появления простых обращений, просьб: |
1 год 4 месяца |
Характер первых слов: |
Ма-ма (мама), пап (папа), мое, дай |
Насколько активно повторяет слова за взрослыми: |
Средняя активность |
Время появления первых словосочетаний: |
1 год 6 месяцев |
Характер поступательного развития речи: |
N |
Прерывалось ли речевое развитие: |
нет |
Заключения специалистов: | |
Отоларинголог |
N |
Окулист |
N |
Психоневролог |
N |
Логопедическое обследование: | |
Способность устанавливать и поддерживать контакт: |
+ |
Особенности внимания и памяти: |
N |
Особенности мыслительных операций: |
N |
Состояние общей моторики: |
N |
Состояние мелкой моторики: |
N |
Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: |
N |
Обследование понимания: | |
Названий игрушек, знакомых ребенку: |
да |
Обиходных предметов: |
да |
Частей тела: |
да |
Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках: |
да |
Обиходных действий: |
да |
Действий, выраженных возвратными глаголами: |
нет |
Действий, близких по ситуации: |
нет |
Вопросов по содержанию сюжетной картинки: |
нет |
Пространственного расположения предметов: |
нет |
Назначения предметов: |
да |
Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.: |
нет |
Обобщающего значения слов: |
нет |
Категории числа существительных: |
нет |
числа глаголов: |
нет |
рода глаголов: |
нет |
рода прилагательных: |
нет |
префиксального изменения |
нет |
Падежных форм: |
нет |
Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой: |
нет |
Временных отношений: |
нет |
Обследование понимания коротких текстов: |
нет |
Обследование состояния активной речи | |
Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков: |
нет |
Названия предметов и их частей: |
нет |
Названия частей тела человека, животных: |
да |
Названия животных, птиц и их детенышей: |
да |
Названия жилища животных: |
нет |
Названия профессий: |
нет |
Обобщающие слова: |
нет |
Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром: |
нет |
Навыки словообразования: |
да |
Навыки словоизменения: |
да |
Обследование фонематического восприятия: |
N |
Определение наличия заданного звука в слогах, словах: |
да |
Логопедическое заключение: |
Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи |
Рекомендации: |
Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи |
Речевая карта №3
ФИО |
Ира В. |
Дата рождения |
10 ноября 2006 г. |
Домашний адрес |
- |
Откуда поступил ребенок |
из дома |
Сведения о родителях |
Мама – педагог, папа – слесарь |
Жалобы родителей на речь ребенка |
нет |
Обращались ли ранее к логопеду |
нет |
Сведения о раннем развитии ребенка | |
Особенности протекания беременности и родов |
Ребенок от третьей беременности и вторых родов. |
Раннее физическое и психическое развитие |
Маму начала узнавать в 3 месяца. Сидеть начала в 6 месяцев. Ходить в 1 год 1 месяц. |
Раннее речевое развитие | |
Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя: |
Первая реакция на звук в 2 месяца. Реакция на имя в 3 месяца. |
Когда появились гуление и лепет: |
Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 5 месяцев. |
Характер протекания лепетного этапа развития речи: |
Высокая активность. |
Понимание простых обращений, просьб: |
Понимает. |
Время появления простых обращений, просьб: |
1 год 3 месяца |
Характер первых слов: |
Мама, папа, деа (деда), дай, Иишка (Иришка) |
Насколько активно повторяет слова за взрослыми: |
Высокая активность |
Время появления первых словосочетаний: |
1 год 5 месяцев |
Характер поступательного развития речи: |
N |
Прерывалось ли речевое развитие: |
нет |
Заключения специалистов: | |
Отоларинголог |
N |
Окулист |
N |
Психоневролог |
N |
Логопедическое обследование: | |
Способность устанавливать и поддерживать контакт: |
+ |
Особенности внимания и памяти: |
N |
Особенности мыслительных операций: |
N |
Состояние общей моторики: |
N |
Состояние мелкой моторики: |
N |
Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: |
N |
Обследование понимания: | |
Названий игрушек, знакомых ребенку: |
да |
Обиходных предметов: |
да |
Частей тела: |
да |
Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках: |
да |
Обиходных действий: |
да |
Действий, выраженных возвратными глаголами: |
нет |
Действий, близких по ситуации: |
нет |
Вопросов по содержанию сюжетной картинки: |
да |
Пространственного расположения предметов: |
нет |
Назначения предметов: |
да |
Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.: |
нет |
Обобщающего значения слов: |
нет |
Категории числа существительных: |
нет |
числа глаголов: |
нет |
рода глаголов: |
нет |
рода прилагательных: |
нет |
префиксального изменения |
нет |
Падежных форм: |
нет |
Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой: |
нет |
Временных отношений: |
нет |
Обследование понимания коротких текстов: |
нет |
Обследование состояния активной речи | |
Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков: |
нет |
Названия предметов и их частей: |
да |
Названия частей тела человека, животных: |
да |
Названия животных, птиц и их детенышей: |
да |
Названия жилища животных: |
нет |
Названия профессий: |
да |
Обобщающие слова: |
нет |
Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром: |
нет |
Навыки словообразования: |
да |
Навыки словоизменения: |
да |
Обследование фонематического восприятия: |
N |
Определение наличия заданного звука в слогах, словах: |
да |
Логопедическое заключение: |
Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи |
Рекомендации: |
Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи |
Речевая карта №4
ФИО |
Таня П. |
Дата рождения |
14 сентября 2006 г. |
Домашний адрес |
- |
Откуда поступил ребенок |
из дома |
Сведения о родителях |
Мама – бухгалтер, папа – предприниматель |
Жалобы родителей на речь ребенка |
нет |
Обращались ли ранее к логопеду |
нет |
Сведения о раннем развитии ребенка | |
Особенности протекания беременности и родов |
Ребенок от четвертой беременности, первые роды, плановое кесарево сечение в 38 недель |
Раннее физическое и психическое развитие |
Маму начала узнавать в 3 месяца. Сидеть начала в 7 месяцев. Ходить в 1 год 2 месяц. |
Раннее речевое развитие | |
Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя: |
Первая реакция на звук в 2 месяца. Реакция на имя в 3 месяца. |
Когда появились гуление и лепет: |
Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 6 месяцев. |
Характер протекания лепетного этапа развития речи: |
Низкая активность. |
Понимание простых обращений, просьб: |
Понимает. |
Время появления простых обращений, просьб: |
1 год 3 месяца |
Характер первых слов: |
Мама, папа, дай, гуять (гулять), Танюфа (Танюша), Яя (я) |
Насколько активно повторяет слова за взрослыми: |
Низкая активность |
Время появления первых словосочетаний: |
1 год 4 месяца |
Характер поступательного развития речи: |
N |
Прерывалось ли речевое развитие: |
нет |
Заключения специалистов: | |
Отоларинголог |
N |
Окулист |
N |
Психоневролог |
N |
Логопедическое обследование: | |
Способность устанавливать и поддерживать контакт: |
+ |
Особенности внимания и памяти: |
N |
Особенности мыслительных операций: |
N |
Состояние общей моторики: |
N |
Состояние мелкой моторики: |
N |
Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: |
N |
Обследование понимания: | |
Названий игрушек, знакомых ребенку: |
да |
Обиходных предметов: |
да |
Частей тела: |
да |
Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках: |
нет |
Обиходных действий: |
нет |
Действий, выраженных возвратными глаголами: |
нет |
Действий, близких по ситуации: |
нет |
Вопросов по содержанию сюжетной картинки: |
да |
Пространственного расположения предметов: |
нет |
Назначения предметов: |
да |
Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.: |
нет |
Обобщающего значения слов: |
нет |
Категории числа существительных: |
нет |
числа глаголов: |
нет |
рода глаголов: |
нет |
рода прилагательных: |
нет |
префиксального изменения |
нет |
Падежных форм: |
нет |
Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой: |
нет |
Временных отношений: |
нет |
Обследование понимания коротких текстов: |
нет |
Обследование состояния активной речи | |
Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков: |
нет |
Названия предметов и их частей: |
да |
Названия частей тела человека, животных: |
нет |
Названия животных, птиц и их детенышей: |
да |
Названия жилища животных: |
нет |
Названия профессий: |
нет |
Обобщающие слова: |
нет |
Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром: |
нет |
Навыки словообразования: |
нет |
Навыки словоизменения: |
нет |
Обследование фонематического восприятия: |
N |
Определение наличия заданного звука в слогах, словах: |
да |
Логопедическое заключение: |
Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи |
Рекомендации: |
Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи |