Особенности понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время, в коррекционной педагогике, вопросу профилактики дисграфии уделяется особое внимание. О профилактики таких видов дисграфий, как акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно говорить только в дошкольном возрасте.
Цель: изложить с систему работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
1. Описать развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие успешной предшкольной подготовки.
2. Продемонстрировать преимущества использования авторских пособий и игр в системе работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня 6
1.1. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6
1.2. Особенности усвоения предлогов в речи дошкольников с нормальным развитием речи и у дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.3. Работа логопеда по формированию уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций с целью профилактики оптической дисграфии 10
2. Изучение понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.1. Организация, содержание и задача констатирующего эксперимента. Содержание и задачи эксперимента 14
2.2. Методика изучения понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.3.Результаты эксперимента 16
2.4.. Рекомендации логопеду по формированию правильного употребления предлогов у детей с общим недоразвитием речи 20
Заключение 23
Литература 25

Вложенные файлы: 1 файл

137568 Курсовая с практикой.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Речевая карта №5

ФИО

Маша С.

Дата рождения

30 сентября 2006 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – домохозяйка, папа – водитель

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от первой беременности и первых родов.

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начала узнавать в 3 месяца.

Сидеть начала в 6 месяцев. Ходить в 1 год 2 месяц.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 2 месяца. Реакция на имя в 3 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 7 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Низкая активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 4 месяца

Характер первых слов:

Да, мама, Мася (Маша)

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Низкая активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 4 месяца

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

нет

Обиходных действий:

нет

Действий, выраженных возвратными глаголами:

нет

Действий, близких по ситуации:

нет

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

да

Пространственного расположения предметов:

нет

Назначения предметов:

да

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

нет

Обобщающего значения слов:

нет

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

да

Названия частей тела человека, животных:

нет

Названия животных, птиц и их детенышей:

да

Названия жилища животных:

нет

Названия профессий:

нет

Обобщающие слова:

нет

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

нет

Навыки словоизменения:

нет

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи


 

 

Речевая карта №6

ФИО

Мадина Ж.

Дата рождения

1 октября 2006 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – домохозяйка, папа – предприниматель

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от первой беременности и первых родов.

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начала узнавать в 3 месяца.

Сидеть начала в 6 месяцев. Ходить в 1 год 1 месяц.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 1,5 месяца. Реакция на имя в 3 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 6 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Высокая активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 2 месяца

Характер первых слов:

Мама, папа, Тина (Мадина)

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Высокая активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 3 месяца

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

да

Обиходных действий:

да

Действий, выраженных возвратными глаголами:

да

Действий, близких по ситуации:

да

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

да

Пространственного расположения предметов:

да

Назначения предметов:

да

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

да

Обобщающего значения слов:

да

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

да

Названия частей тела человека, животных:

да

Названия животных, птиц и их детенышей:

да

Названия жилища животных:

да

Названия профессий:

да

Обобщающие слова:

да

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

да

Навыки словоизменения:

да

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи


 

 

Речевая карта №7

ФИО

Саша Т.

Дата рождения

13 ноября 2006 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – продавец, папа – сборщик мебели

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от первой беременности и первых родов.

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начал узнавать в 3 месяца.

Сидеть начал в 6 месяцев. Ходить в 1 год 2 месяца.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 1,5 месяца. Реакция на имя в 3 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 6 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Низкая активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 3 месяца

Характер первых слов:

Ма (мама), папа, дай, не уду (не буду)

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Низкая активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 3 месяца

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

да

Обиходных действий:

нет

Действий, выраженных возвратными глаголами:

нет

Действий, близких по ситуации:

нет

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

нет

Пространственного расположения предметов:

нет

Назначения предметов:

нет

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

да

Обобщающего значения слов:

нет

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

да

Названия частей тела человека, животных:

да

Названия животных, птиц и их детенышей:

нет

Названия жилища животных:

нет

Названия профессий:

да

Обобщающие слова:

нет

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

нет

Навыки словоизменения:

нет

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи


 

 

Речевая карта №8

ФИО

Вова М.

Дата рождения

6 октября 2006 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – домохозяйка, папа – начальник цеха

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от второй беременности и первых родов.

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начал узнавать в 3 месяца.

Сидеть начал в 6 месяцев. Ходить в 1 год 2 месяца.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 1,5 месяца. Реакция на имя в 3 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 7 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Низкая активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 3 месяца

Характер первых слов:

Ма (мама), папа, дай

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Низкая активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 4 месяца

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

да

Обиходных действий:

нет

Действий, выраженных возвратными глаголами:

нет

Действий, близких по ситуации:

нет

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

нет

Пространственного расположения предметов:

нет

Назначения предметов:

нет

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

да

Обобщающего значения слов:

нет

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

да

Названия частей тела человека, животных:

да

Названия животных, птиц и их детенышей:

нет

Названия жилища животных:

нет

Названия профессий:

да

Обобщающие слова:

нет

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

нет

Навыки словоизменения:

нет

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня