Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте и в дошкольном детстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего
школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие способностей, одаренность………………………………………..5
1.2 Способности и одаренность в младшем школьном возрасте…………….13
1.3 Особенности обучения одаренных детей………………………………….15
ГЛАВА 2. Средства и приемы организации работы
с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства
2.1 Определение исходного уровня одаренности детей младшего
школьного возраста……………………………………………………….19
2.2 Модель работы с одаренными детьми……………………………………..21
2.3 Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах……………………………………………………………………...…….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего

школьного возраста на уроках изобразительного искусства

 

1.1 Понятие способностей, одаренность………………………………………..5

 

1.2 Способности и одаренность в младшем школьном возрасте…………….13

 

1.3 Особенности обучения одаренных детей………………………………….15

 

ГЛАВА 2. Средства и приемы организации работы

с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства

 

2.1 Определение исходного уровня одаренности детей младшего

школьного возраста……………………………………………………….19

 

2.2 Модель работы с одаренными детьми……………………………………..21

 

2.3 Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах……………………………………………………………………...…….25

 

Заключение……………………………………………………………………….31

 

Список использованной литературы…………………………………………...32

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в педагогике резко усилился интерес к изучению проблем одаренности, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одаренных учащихся.

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте  и в дошкольном детстве.

Большое внимание уделяется расширению средств диагностики творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с известными (методики диагностики интеллекта Станфорд-Бине, Векслера, Г.Дж. Айзенка; тест творческого мышления П. Торренса; тесты креативности Д.Б. Богоявленской; Школьный Тест умственного развития, разработанный М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Г. Зархиных, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой и др.) создаются новые методики, например, методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей.

Все это дает реальную возможность достаточно надежно выявлять уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей и школьников.

При этом целый ряд проблем до сих пор остается недостаточно изученным. Это касается влияния содержания обучения на развитие способностей, динамики развития общих и специальных способностей, дифференциации детей по типу одаренности и т.д.

Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность.

Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. 

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Актуальность исследования: необходимость выявления одаренности ребенка, а также, поиск средств и приемов работы с художественно одаренными детьми способствуют их дальнейшим индивидуальным проявлениям в творческой деятельности.

Объект исследования: Процесс исследования особенностей работы с одаренными детьми на занятиях изобразительного искусства.

Предмет исследования: методы и приемы организации работы с одаренными детьми на занятиях изобразительного искусства в начальной школе.

Цель исследования: разработка системы методов и приемов обучения художественно-одаренных детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели выделяется ряд задач:

1. Изучить понятие способности и одаренность, а также рассмотреть их проявление в младшем школьном возрасте.

2. Исследовать особенности обучения одаренных детей на занятиях изобразительного искусства.

3. Разработать уроки направленные на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности  детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие  способностей, одаренность     

Значительные трудности в определении понятий  способности и одаренности связаны  с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.    

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование  к чему-либо, а дарование как  способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.    

Из  сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.    

В советской психологии, прежде всего  трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [9].    

Иногда  способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный  анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.    

Задатки - врожденные анатомо-физиологические  особенности организма. К ним  относятся  прежде всего особенности  строения головного мозга, органов  чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания [9].    

Задатки и сами развиваются, приобретают  новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой  способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.     

На  развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.    

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания ( структуре ) и степени развития.    

Качество  способностей определяется той  деятельностью, условием успешного выполнения которой  они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.    

По  широте различаются:    

1) общие;    

2) специальные способности    

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим маcтерством.

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства