Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа
Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте и в дошкольном детстве.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего
школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие способностей, одаренность………………………………………..5
1.2 Способности и одаренность в младшем школьном возрасте…………….13
1.3 Особенности обучения одаренных детей………………………………….15
ГЛАВА 2. Средства и приемы организации работы
с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства
2.1 Определение исходного уровня одаренности детей младшего
школьного возраста……………………………………………………….19
2.2 Модель работы с одаренными детьми……………………………………..21
2.3 Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах……………………………………………………………………...…….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложение 1
Приложение 2
Нестандартные формы занятий:
В проведении занятий используются формы
индивидуальной работы и коллективного творчества.
Некоторые задания требуют объединения
детей в подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед
с просмотром иллюстративного материала
и подкрепляется практическим освоением
темы.
Основной формой работы являются учебные
занятия.
Это могут быть: занятия – вариации; занятия
– загадки, разгадки; занятия – творческие
портреты, импровизации; занятия – образы
по сценарию со специальной подготовкой
детей; занятия – праздники; занятия –
эксперименты; занятия – фантазии, сказки,
сюрпризы; занятия – путешествия, прогулки,
экскурсии; занятия – конкурсы, соревнования.
Отдельные занятия проводятся в классе
с интерактивным обучением, привлекаются
электронные наглядные материалы.
Текущий контроль осуществляется в форме
мини-выставок творческих работ, обсуждений, викторин.
Отчёт о работе проходит в форме выставок,
открытых занятий, конкурсов, фестивалей.
По окончанию курса проводиться итоговая
проверка знаний, умений и навыков с целью
определения объёма и глубины усвоенных
знаний, сформированных умений и навыков
в соответствии с требованиями учебной
программы. Итоговый контроль может проходить
в форме творческой работы по заданной
теме.
Содержание программы см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.
Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие школьника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе – это основа общего художественного развития ребенка. Именно в этих классах закладывается фундамент – основы художественных представлений, в последующих классах – основы художественного мышления и знаний и основы художественного сознания.
Список использованной литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих
способностей [http://rudocs.exdat.com/docs/
2 Бороздина, Галина Васильевна.Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов вузов / Г. В. Бороздина. - Минск : Изд-во Гревцова, 2009. - 336 с.
3.. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 2003.
4. Ермалович И.П. Развитие умений и навыков: книга для учителя.- Мн.: Просвещение, 2013г. – 125.
5. Загвязинский В.И. Исследовательская
деятельность педагога. – М.: Академия,
2007. -176 с.
6. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. высш. учеб. заведений / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников.– Минск : Адукацыя і выхаванне, 2005.– 400 с.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – Мн., 2007.
8. Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в школьном возрасте// Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. / - Мн., 2003. -426с.
9. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов Автор/создатель: Соловцова И.А., Борытко Н.М., Мн. 2006.
10. Национальный Интернет-портал Республики
Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. –
Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/
11. Национальный Интернет-портал Республики
Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. –
Режим доступа: http://www.gumcol.grsu.by/
12. Национальный Интернет-портал Республики
Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. –
Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематическое планирование
1 год обучения
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Творческое задание |
1 |
Знакомство с волшебными красками |
2 |
«Бабочка» |
2 |
Радуга-дуга |
2 |
«Мое лето» |
3 |
Цветовая угадайка |
2 |
«Краски осени» |
4 |
Желтая сказка |
2 |
«Осенние листья, листопад» |
5 |
Красная сказка |
2 |
«Чудо-дерево» |
6 |
Теплые цвета |
2 |
«Осень» |
7 |
Холодные цвета |
2 |
«Подводное царство» |
8 |
Зеленая сказка |
2 3 |
«Лесная поляна» «Веселая гусеница» |
9 |
Светлые цвета. Акварель – заливка Гуашь – добавление белой краски |
2 2 |
«Небесные переливы» «Облака» |
10 |
Темные цвета |
2 |
«Вечерний город» |
11 |
Коричневая сказка |
2 3 |
«Краски земли» «Деревянный дворец» |
12 |
Контраст |
2 2 |
«Сказочный букет» «Лоскутное одеяло» |
13 |
Выразительность цвета |
2 2 2 |
«Птица счастья» «Птица печали» «Портрет клоуна» (веселый, озорной, грустный, серьезный) |
14 |
Многоголосие теплого цвета |
4 |
«Замок огня. Дворец солнца» «Веселый цирк» |
15 |
Многоголосие холодного цвета |
4 |
«Дворец зимы. Чародейка зима» «Дождь» |
16 |
Рисуем животных |
2 2 2 2 |
«Мой конь.» «Северный олень» «Больная ворона» «Моя любимая собака» «Котёнок» |
17 |
«Зашифрованные» SMS. Жизнь цвета, линии, пятна. |
2 |
Передать сообщение при помощи цвета, пятна, линий. |
2 год обучения | |||
1 |
Гуашь, три основных цвета |
4 |
«Портрет руки» |
2 |
Цветовой спектр |
6 |
«Цветик – семицветик" |
3 год обучения | |||
1 |
Жизнь цвета, линии , пятна. |
6 |
«Образ абстрактного человека» |
2 |
Учимся у мастеров. |
6 |
Тематическая композиция на подражание. |
3 |
Мы «знатоки» акварели. |
6 |
По – сырому: «Осенний вернисаж» |
4 |
Мы «знатоки» гуаши. |
6 |
«Пейзаж». |
5 |
Мы «знатоки» цветного карандаша. |
6 |
|
6 |
Пастель. |
6 |
Портрет. |
7 |
Мозаика. |
6 |
|
8 |
Витраж |
6 |
«Моё окно». |
9 |
Коллаж. |
6 |
|
10 |
Гризайль (тон). |
4 |
«Сказка про чёрную краску» |
11 |
Монотипия. |
8 |
Творческие композиции. |
12 |
Диктанты по живописи. |
4 |
Живопись и поэзия. |
Всего |
68 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План урока 1
Тема урока: Красоту надо уметь замечать
Цели: развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы.
Задачи художественного развития учащихся:
1) воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, Родине;
2) формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
3) развитие наблюдательности и способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: объяснительно-
Оборудование:
Для учителя: наглядное пособие, учебник,
школьная доска, мел.
Для учащихся: гуашь, кисти, альбом.
Образовательные ресурсы:
художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;
литературный ряд: стихотворения и загадки о природе;
зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; репродукции картин и фотографии о природе.
План урока
1. Организационный момент. – 5 мин.
2. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи. Введение в тему урока. – 10 мин.
3. Творческая практическая деятельность учащихся. – 15 мин.
4. Итог урока. Рефлексия. – 5 мин.
Время 35 минут
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
– Тема нашего урока – «Красоту нужно уметь замечать». Этому мы и будем учиться, а поможет нам Мастер Украшения.
III. «Красота вокруг нас». Введение в тему урока.
– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения С. Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
– О чем это стихотворение?
– Какое название подходит ему? Почему?
– Какие чувства были у вас, когда я читала эти строки?
– С чем сравнивается снег? (С серебром.)
– Что лежит на пушистых ветках? (Снежная кайма.)
– Как вы понимаете это слово? (Снежная полоска на краю ветки.)
– Как понимаете последние строки стихотворения: «…Распустились кисти белой бахромой»? (Ответы учащихся.)
– Очень точные, выразительные сравнения приводит поэт. Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?
– Обратите внимание, сколько красивого в этих поэтических строках о березе.
– Теперь рассмотрим художественные произведения, поучимся видеть прекрасное в них.
Мультимедийная презентация произведений искусства, на примере которых учитель помогает детям увидеть красоту русской природы.
2. Работа по учебнику.
– Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное – это замечать ее. Помогает нам в этом природа. Мастер Украшения учится у нее видеть красоту, а затем предоставляет и нам такую возможность – учит овладевать наукой красоты в изображении.
Рассмотрите фотографии в учебнике. Что изображено? (Удивительно яркая птичка сидит на ветке растения. У нее очень красивое оперение.)
– Что еще заметили? (Перо павлина имеет яркие цвета, необычный привлекательный рисунок, похожий на глаз.)
– Обратите внимание на первое изображение. (Это киви.)
– Какой орнамент увидели, когда разрезали плод? (Внутри киви напоминает солнышко с лучами и веснушками – мелкими красивыми черными точками.)
– То, что, казалось бы, для нас обычно, что мы видели неоднократно, таит в себе такую красоту. А что можете сказать о деревьях? (Деревья как бы сплелись ветвями и стали в хоровод, где взяли друг друга за руки, образуя неповторимый узор.)
– Что увидели на картинке чуть ниже? (Березовые сережки на ветках.)
– Отгадайте загадку:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
– Кто это? (Березки.)
– О каких платьицах идет речь? (Белые стволы у берез.)
– Обратите внимание на изображения, которые природа «нарисовала» на коре березы. Какие узоры можно на ней увидеть?
Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства