Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте и в дошкольном детстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего
школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие способностей, одаренность………………………………………..5
1.2 Способности и одаренность в младшем школьном возрасте…………….13
1.3 Особенности обучения одаренных детей………………………………….15
ГЛАВА 2. Средства и приемы организации работы
с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства
2.1 Определение исходного уровня одаренности детей младшего
школьного возраста……………………………………………………….19
2.2 Модель работы с одаренными детьми……………………………………..21
2.3 Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах……………………………………………………………………...…….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

Нестандартные формы занятий:

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. 
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. 
Основной формой работы являются учебные занятия. 
Это могут быть: занятия – вариации; занятия – загадки, разгадки; занятия – творческие портреты, импровизации; занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия – праздники; занятия – эксперименты; занятия – фантазии, сказки, сюрпризы; занятия – путешествия, прогулки, экскурсии; занятия – конкурсы, соревнования. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.

Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений, викторин. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей. 
По окончанию курса проводиться итоговая проверка знаний, умений и навыков с целью определения объёма и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.

Содержание программы см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

 

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

 

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

 

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

 

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

 

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие школьника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

 

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе – это основа общего художественного развития ребенка. Именно в этих классах закладывается фундамент – основы художественных представлений, в последующих классах – основы художественного мышления и знаний и основы художественного сознания.

 

 

 

Список использованной литературы 

 
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [http://rudocs.exdat.com/docs/index-352950.html].

 

2 Бороздина, Галина Васильевна.Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов вузов / Г. В. Бороздина. - Минск : Изд-во Гревцова, 2009. - 336 с.

 

3.. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 2003.

 

4. Ермалович И.П. Развитие умений и навыков: книга  для учителя.- Мн.: Просвещение, 2013г. –  125.

 
5. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2007. -176 с.

6. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. высш. учеб. заведений / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников.– Минск : Адукацыя і выхаванне, 2005.– 400 с.

7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – Мн., 2007.

 

8. Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в школьном возрасте// Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. / - Мн., 2003. -426с.

9. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов Автор/создатель: Соловцова И.А., Борытко Н.М., Мн. 2006.

10. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_Ch2/1.html.

 

11. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.gumcol.grsu.by/index.php/methodical-study/library.

12. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_Ch2/1.html.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематическое планирование

1 год обучения

 

Наименование темы

Кол-во часов

Творческое задание

1

Знакомство с волшебными красками

2

«Бабочка»

2

Радуга-дуга

2

«Мое лето»

3

Цветовая угадайка

2

«Краски осени»

4

Желтая сказка

2

«Осенние листья, листопад»

5

Красная сказка

2

«Чудо-дерево»

6

Теплые цвета

2

«Осень»

7

Холодные цвета

2

«Подводное царство»

8

Зеленая сказка

2

3

«Лесная поляна»

«Веселая гусеница»

9

Светлые цвета.

Акварель – заливка

Гуашь – добавление белой краски

2

2

 

«Небесные переливы»

«Облака»

10

Темные цвета

2

«Вечерний город»

11

Коричневая сказка

2

3

«Краски земли»

«Деревянный дворец»

12

Контраст

2

2

«Сказочный букет»

«Лоскутное одеяло»

13

Выразительность цвета

2

2

2

«Птица счастья»

«Птица печали»

«Портрет клоуна» (веселый, озорной, грустный, серьезный)

14

Многоголосие теплого цвета

4

«Замок огня. Дворец солнца»

«Веселый цирк»

15

Многоголосие холодного цвета

4

«Дворец зимы. Чародейка зима»

«Дождь»

16

Рисуем животных

2

2

2

2

«Мой конь.»

«Северный олень»

«Больная ворона»

«Моя любимая собака»

«Котёнок»

17

«Зашифрованные» SMS.

Жизнь цвета, линии, пятна.

2

Передать сообщение при помощи цвета, пятна, линий.

2 год обучения

1

Гуашь, три основных цвета

4

«Портрет руки»

2

Цветовой спектр

6

«Цветик – семицветик"

3 год обучения

1

Жизнь цвета, линии , пятна.

6

«Образ абстрактного человека»

2

Учимся у мастеров.

6

Тематическая композиция на подражание.

3

Мы «знатоки»  акварели.

6

По – сырому: «Осенний вернисаж» 

4

Мы «знатоки» гуаши.

6

«Пейзаж».

5

Мы «знатоки»  цветного карандаша.

6

 

6

Пастель.

6

Портрет.

7

Мозаика.

6

 

8

Витраж

6

«Моё окно».

9

Коллаж.

6

 

10

Гризайль (тон).

4

«Сказка про чёрную краску»

11

Монотипия.

8

Творческие композиции.

12

Диктанты по живописи.

4

Живопись и поэзия.

 

Всего

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План урока 1

Тема  урока: Красоту надо уметь замечать

Цели: развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы.

Задачи художественного развития учащихся:

1) воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, Родине;

2) формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);

3) развитие наблюдательности  и способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: 
Для учителя: наглядное пособие, учебник, школьная доска, мел. 
Для учащихся: гуашь, кисти, альбом.                                                                   

Образовательные ресурсы: 

художественные материалы: гуашь, кисти, альбом; 

литературный ряд: стихотворения и загадки о природе; 

зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; репродукции картин и фотографии о природе.

План урока

1. Организационный момент. – 5 мин.

2. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи. Введение в тему урока. – 10 мин.

3. Творческая практическая деятельность учащихся. – 15 мин.

4. Итог урока. Рефлексия. – 5 мин.

Время 35 минут

Ход урока:

I. Организационный момент. 

1. Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и  цели урока. Постановка и формулирование  учебной задачи.

– Тема нашего урока – «Красоту нужно уметь замечать». Этому мы и будем учиться, а поможет нам Мастер Украшения.

III. «Красота вокруг нас». Введение в тему урока.

    1. Эвристическая беседа. 

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения С. Есенина.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

– О чем это стихотворение?

– Какое название подходит ему? Почему?

– Какие чувства были у вас, когда я читала эти строки?

– С чем сравнивается снег? (С серебром.)

– Что лежит на пушистых ветках? (Снежная кайма.)

– Как вы понимаете это слово? (Снежная полоска на краю ветки.)

– Как понимаете последние строки стихотворения: «…Распустились кисти белой бахромой»? (Ответы учащихся.)

– Очень точные, выразительные сравнения приводит поэт. Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?

– Обратите внимание, сколько красивого в этих поэтических строках о березе.

– Теперь рассмотрим художественные произведения, поучимся видеть прекрасное в них.

Мультимедийная презентация произведений искусства, на примере которых учитель помогает детям увидеть красоту русской природы.

2. Работа по учебнику.

– Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное – это замечать ее. Помогает нам в этом природа. Мастер Украшения учится у нее видеть красоту, а затем предоставляет и нам такую возможность – учит овладевать наукой красоты в изображении.

Рассмотрите фотографии в учебнике. Что изображено? (Удивительно яркая птичка сидит на ветке растения. У нее очень красивое оперение.)

– Что еще заметили? (Перо павлина имеет яркие цвета, необычный привлекательный рисунок, похожий на глаз.)

– Обратите внимание на первое изображение. (Это киви.) 

– Какой орнамент увидели, когда разрезали плод? (Внутри киви напоминает солнышко с лучами и веснушками – мелкими красивыми черными точками.)

– То, что, казалось бы, для нас обычно, что мы видели неоднократно, таит в себе такую красоту. А что можете сказать о деревьях? (Деревья как бы сплелись ветвями и стали в хоровод, где взяли друг друга за руки, образуя неповторимый узор.)

– Что увидели на картинке чуть ниже? (Березовые сережки на ветках.)

– Отгадайте  загадку:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

– Кто это? (Березки.)

– О каких платьицах идет речь? (Белые стволы у берез.)

– Обратите внимание на изображения, которые природа «нарисовала» на коре березы. Какие узоры можно на ней увидеть?

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства