Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа
Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте и в дошкольном детстве.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего
школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие способностей, одаренность………………………………………..5
1.2 Способности и одаренность в младшем школьном возрасте…………….13
1.3 Особенности обучения одаренных детей………………………………….15
ГЛАВА 2. Средства и приемы организации работы
с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства
2.1 Определение исходного уровня одаренности детей младшего
школьного возраста……………………………………………………….19
2.2 Модель работы с одаренными детьми……………………………………..21
2.3 Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах……………………………………………………………………...…….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложение 1
Приложение 2
– Отгадайте загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Бусы факелом горят,
Птицы рядышком галдят.
– Что это? (Рябина.)
– Посмотрите на изображение рябины в учебнике. Почему рябину сравнивают с факелом?
– Что это за бусы на рябине? (Ягоды.)
– Вы согласны, что рябина очень красива осенью?
– Какое впечатление произвели на вас иллюстрации?
– Вот еще одна загадка:
У избы побывал,
Все окно разрисовал.
– Что это? (Мороз, рисунок на оконном стекле.)
– Кто видел рисунки мороза на окнах?
– Эти чудесные узоры рисует и дарит нам природа, нужно лишь уметь замечать эту красоту.
Осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Дети плавно поднимают руки перед собой, потягиваются, встряхивают кистями.
буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – прогнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
IV. Педагогический рисунок.
– Сейчас я буду рисовать березу.
Нарисую ствол дерева, одной линией намечу его высоту, другой покажу толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отмечу поочередное расположение крупных ветвей. Нарисую их линиями разной длины. Потом покажу толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем раскрашу дерево: листву, ствол, ветви.
Ствол и ветви обведу темной краской, листву раскрашу по своему усмотрению в виде пятен и мазков.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа рисует свой рисунок. Вы сами выбираете, что будете рисовать. Но непременно ваш рисунок должен быть самым красивым и неповторимым, потому что каждый из вас увидит в окружающем свою красоту и прелесть, ее и изобразит.
Кто-то выберет картины природы, кто-то, может быть, нарисует изящный узор, который мы видели на окнах зимой. Я предоставляю вам возможность свободного выбора. Можете позаимствовать узоры из представленных образцов.
Можно использовать и акварель, и гуашь, и, если хотите, фломастеры, карандаши.
VI. Итог урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
2. Обобщение. Рефлексия.
– Чему мы учились сегодня на уроке?
– Что нового узнали? (Красота рядом с нами, ее надо только постараться увидеть, заметить.)
3. Уборка рабочего места.
План урока 2
Тема урока: "Осенний вернисаж" (натюрморт c осенними листьями) с элементами игровых упражнений
Цель: учить рисовать осенние листочки приемом
«ритмичного примакивания».
Задачи урока:
Продолжать знакомить с теплыми цветами
спектра. Создать условия для художественного
экспериментирования: показать возможность
получения оранжевого цвета путем смешивания
желтого с красным; обратить внимание
на зависимость величины нарисованных
листочков от объема кисти. Развивать
чувство цвета и ритма.
Воспитывать интерес к ярким, красивым
явлениям природы, желание передавать
в рисунке свои впечатления.
Оборудование:
Для учителя: наглядное пособие, учебник,
плакаты с изображением натюрмортов, шаблоны осенних
листьев, классная доска.
Для учащихся: листья, учебник, альбом
для рисования, простой карандаш, ластик,
акварель, гуашь, стаканчики с
водой, салфетки бумажные и матерчатые.
Красивые осенние листья разного цвета
и размера, собранные на прогулке.
Зрительный ряд:
Шаблоны осенних листьев. Примеры
детских работ.
Литературный ряд:
Учебное пособие, загадка.
Методы обучения:
Словесная беседа, демонстрация иллюстраций,
схематические рисунки на доске, практическая
работа.
Тип урока:
Комбинированный. Усвоение новых знаний,
закрепление изученного, обобщение, систематизация,
практическая работа.
Время 35 минут
Таблица 1
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
План урока 3
1. Организационный момент. – 5 мин.
2. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи. Введение в тему урока. – 10 мин.
3. Творческая практическая деятельность учащихся. – 15 мин.
4. Итог урока. Рефлексия. – 5 мин.
Время 45 минут
Ход урока:
1. Организационный момент.
В одном Королевстве красок жила добрая и веселая Королева Кисточка со своими фрейлинами, которые помогали королеве в ее работе. Разные краски живут у Королевы Кисточки, они помогают ей рисовать. А рисует она все, что видит. Сегодня Королева Кисточка пригласила нас на выставку. А вот какая это выставка давайте отгадаем.
2. Педагог загадывает. Приложение №1.
Несу я урожаи
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен.
Я красивая - желтая... (осень)
Дети вспоминают признаки осени. Таблица 2
Условные обозначения:
— солнце греет слабее,
— часто идут дожди,
— птицы улетают на юг,
— дуют сильные ветры,
— опадают листья,
— звери готовятся к зиме,
— люди тепло одеваются,
— осень состоит из трех месяцев,
— в конце осени может идти снег.
Дети читают стихи об осени используя мнемокарту.
Таблица 3
Таблица 4
3. Педагог просит детей составить рассказ об осени по карте схеме.
Таблица 6
Таблица 5
Вот какая разная, но красивая осень описана в рассказах. Она и золотая, и багряная, и пурпурная, и задумчивая, и грустная, но всегда очаровательная. Давайте поблагодарим Королеву Кисточку за то, что она пригласила нас на эту выставку. А где же наша Королева Кисточка?
4. Педагог читает письмо от Королевы Кисточки: Нарисовала я вам ковер осенний из разных листьев. Были там и от березы золотой листочек, багряный лист орешника лесного, пестрый лист от клена, листья от рябины, дуба и осины. Получился яркий, радостный ковер. Подарить я вам его хотела. Но случилась у меня беда. Заколдовал злой волшебник мои краски. Не хочет, чтобы мир был яркими красочным. Что же делать? Чем теперь мне рисовать, я не знаю. Помогите мне, друзья.
5. Педагог: Поможем, ребята, Королеве Кисточке. Давайте нарисуем для нашей гостьи букет из осенних листьев. Назовите мне осенние цвета. Это теплые цвета у осени.
Д/И " С какого дерева листок".
Физкультминутка.
Мы - листочки, мы - листочки. ( дети стоят кружком с листочками в руках)
Мы - осенние листочки, (дети машут листочками)
Мы на веточках сидели
Ветер дунул - полетели. (дети разбегаются)
Мы летали, мы летали. (дети бегают, помахивая листочками)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки)
Ветер снова вдруг подул. (дети снова разбегаются)
И листочки быстро сдул. дети подбрасывают листочки вверх и пледят, куда они упадут)
дети садятся на места.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
четыре, пять.
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Лист березы, (Загибают пальчики, начиная с боль шого.)
Лист рябины,
Листик тополя, осины
Листья дуба соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним им указательным пальчиками.)
I этап
Ребята, королева кисточка подарила нам вазы и просит нарисовать букет из осенних листьев. Возьмем шаблоны листьев. В центре вазы поместим большой осиновый лит. Обведем его.
II этап
С права и слева обведем дубовые листочки.
III этап
Над ними по одному березовому листочку.
IV этап
Возьмем кисточку, обмокнем её в любую осеннюю краску и с помощью примакивания разукрасим осиновый листок и два березовых листочка. Все листочки должны быть разного цвета.
V этап
А дубовые листочки мы раскрасим пальчиками.
6. Поведение итогов.
Воспитатель: Посмотри, Королева Кисточка, какие красивые букеты у нас получились.
Королева Кисточка: Да, очень красиво. Спасибо, ребята.
Релаксация. Приложение 1.
Дети подходят к столу и выбирают картинку с настроением, которое у них вызвал проведенный урок.
Я доволен своей работой.
|
Мне грустно. Я испытывал трудности.
|
Я выполнил работу на отлично.
|
План урока 4
Тема урока: Дома бывают разными
Цели урока:
- образовательные (значение слова АРХИТЕКТУРА, труд архитектора как художника,
составные части (элементы дома.))
- закрепление теории практическими занятиями;
- развитие наблюдательности, творческого воображения.
- воспитательные (эстетическое воспитание, нравственное, развитие самостоятельности).
Задачи урока:
- рассмотреть многообразие архитектурных построек и их назначение;
-
соотносить внешний вид
- анализировать, из каких основных частей состоят дома.
-
конструировать изображение
Оборудование:
Для учителя: наглядное пособие, учебник,
плакаты с изображением необычных архитектурных
построек (зданий), классная доска.
Для учащихся: учебник, альбом для рисования,
простой карандаш, ластик, акварель, гуашь,
цветные карандаши (на выбор учащихся).
Зрительный ряд:
Изображения необычных архитектурных
построек (зданий).
Примеры детских работ.
Литературный ряд:
Учебное пособие, загадка.
Методы обучения:
Словесная беседа, демонстрация иллюстраций,
схематические рисунки на доске, практическая
работа.
Тип урока:
Комбинированный. Усвоение новых знаний,
закрепление изученного, обобщение, систематизация,
практическая работа.
Время 45 минут
Актуальность урока:
Это первое занятие в блоке уроков «Ты строишь». На них дети знакомятся не только с понятием «архитектура», но и учатся создавать окружающую действительность с помощью геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, квадрат и т.д.).
Такие уроки развивают творческие способности детей, и формируют навыки построения предметов с помощью геометрических фигур. Такие уроки необходимы для создания не только фантазийных предметов, но и для рисования окружающих нас вещей и фигур, что позволяет детям свободно выражать свои творческие замыслы.
План:
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Диалог – архитектура, архитекторы, сказочные персонажи и их дома - 8 мин.
3. Дом как отражение интересов хозяина – 2 мин.
4. Показ мастера – 5 мин.
5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Творческая работа – 15 мин.
7. Выставка – обсуждение работ учащихся – 10 мин.
Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства