Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: определитьи теоретически обосновать условия развитияинтеллектуальной одаренности в изобразительной деятельности дошкольника.
Объект исследования:одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процессинтеллектуального и творческого развитияребенка.
Гипотеза исследования: одаренность дошкольника будет продолжать активно развиваться, если:
- своевременно выявить уровень развития интеллектуальной одаренностиребенка
- проводить дополнительные специальные занятия с учетом индивидуальных особенностей одаренного ребенка
- создать благоприятный климат в семье одаренного ребенка.
Введение
Глава I. Теоретические исследование одаренности в психолого-педагогических трудах
1.1Психолого-педагогические основы изучения понятия "одаренность"
1.2Особенности интеллектуальной одаренности
1.3 Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности
Выводы по главе I
Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию одаренности
2.1 Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики
2.2 Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Можно отметить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять таки от характера требований деятельности, которой занимается человек, а так же от условий жизни и особенно воспитания.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.
Качество способности – определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывает качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и так далее. По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма музыканта, оценка пропорций у художника, педагогическийтакт у учителя и т.п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя, сравнивая различные приемы, ведение уроков и результата, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. [35]
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Познание: одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу – способности в трехлетнем возрасте следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно – следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивание через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Они обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственнымодаренным детям, - коллекционированием.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости появляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающими живо откликаются на правду, справедливость гармонию и природу.
Обычно дети от двух до пяти лет не могут развести четко реальность и фантазию, особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Онинастолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально "купаясь" в живом воображении. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход – качество, которое столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувствокружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению возникающему вокруг них.
Одаренные дети порой страдают от некоторого
социального неприятия их со стороны сверстников,
а это вызывает в них негативное восприятие
самих себя, что подтверждает многие исследования.
Наиболее полезным с точки зрения формирования
здорового самовосприятия и чувства полноценности
является общение с такими же одаренными
детьми, причем самого раннего возраста.
Семьи, где принято помогать друг другу
и где родители, братья и сестры вместе
занимаются всеми делами, так же укрепляет
позитивноесамовосприятиекаждог
Физические характеристики: существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный "книжный червь" в очках. Другой же – выдвинутыйТермином в его монументальной работе "Изучение гения" в 1925 году – говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительней первого, оба они достаточно далеки от истины. Исследования Термина показали, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.[36]
Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк, что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный ребенок должен спать двадцать часов в сутки. Измученным мамам и папам кажется, что ребенок двадцать часов бодрствует. Это, конечно, преувеличение, но большинство опрошенных родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, описать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такаянеравность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. Составление ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем, чтобы не допустить отвращение к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.[13]
Все вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи и родители, характеризуя одаренных детей с которыми они сталкиваются.
Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта. Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта. Есть семь видов. К ним относятся следующие:
Лингвистический интеллект способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию( журналист, писатель, поэт).
Музыкальный интеллектспособность исполнять, сочинять музыку (композитор).
Логико-математический интеллект способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
Пространственный интеллект способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
Телесно-кинестезический интеллект способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщица, спортсмен, художник).
Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно. Это интроличностный и интерличностный интеллект. Первый представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности. Второй термин есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть поведения в разных ситуациях (педагог, психотерапевт).
Установление известных видов одаренности и видов интеллекта по Гарднеру показывает, что они почти совпадают. Полное совпадение отмечается между психомоторной одаренностью и кинестезическим интеллектом. Этот вид одаренности хорошо известен – психология спорта. Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, - спортивные школы и кружки, балетные студии и т. п.
Художественная одаренность этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям,достижения мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей, сверстников.
Общая интеллектуальнаяи академическая одаренность была рассмотрена ранее. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте, продвижении – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремленийв относительно узкой области создают свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинакова хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специальных дарований.
Математическая одаренность психолог В.А. Крутецкий всесторонне изучал детейс этим видом одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компоненты:
Получение математической информации, способность к восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
Переработка математической информации. В нее входит:
- способность к логическому
мышлению и мыслить
- способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий;
- способность к свертыванию процесса математического рассуждения и система соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;
- гибкость мыслительных
-стремление к ясности
- способность к быстрой и
свободной перестройке
-хранение математической
- общий синтетический компонент. Математическая направленность ума.
Творческая одаренность особо был выделен вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать,или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.
Вместе с тем исследования показывают, что детис творческойнаправленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые – увы, вызывают отнюдь неположительные эмоции в учителях и окружающих людях. Отсутствие внимания к условиями авторитетам. Большая независимоcть в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и "должностной" организации работы, яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для её проявления и развития.[3]