Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определитьи теоретически обосновать условия развитияинтеллектуальной одаренности в изобразительной деятельности дошкольника.
Объект исследования:одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процессинтеллектуального и творческого развитияребенка.
Гипотеза исследования: одаренность дошкольника будет продолжать активно развиваться, если:
- своевременно выявить уровень развития интеллектуальной одаренностиребенка
- проводить дополнительные специальные занятия с учетом индивидуальных особенностей одаренного ребенка
- создать благоприятный климат в семье одаренного ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические исследование одаренности в психолого-педагогических трудах
1.1Психолого-педагогические основы изучения понятия "одаренность"
1.2Особенности интеллектуальной одаренности
1.3 Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности
Выводы по главе I
Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию одаренности
2.1 Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики
2.2 Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 122.90 Кб (Скачать файл)

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность дошкольников, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям. Это группы детей с высокой креативностью и высоким интеллектом, с высокой креативностью и низким интеллектом, с низкойкреативность и высоким интеллектом,с низкой креативность и низким интеллектом.

 

 

Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию одаренности

 

2.1 Интеллектуальная одаренность  и методы её диагностики

 

Начинающим психодиагностам необходимо учитывать, что длительное время интеллект рассматривался как основной показатель одарённости, а тесты, направленные на измерение коэффициента интеллекта, - как основной инструмент для оценки уровня одарённости. Поскольку еще древние римляне считали ум основной характеристикой человека, во многом определяющей эффективность его деятельности. Конкретные стандартизированные методы измерения интеллекта появились значительнопозже,лишь вXXвеке,когдаА. Бине разработал первые психологические методики, которые легли в основу многих современных тестов "на интеллект".

Л.Термен усовершенствовал методику Бине и применил её для изучения умственно одаренных детей. Его лонгитюдное исследование стало классическим. Позднее были созданы многочисленные варианты тестов, направленных на измерение IQ. Но вместе с этим высоко квалифицированные специалисты в области психодиагностики отмечали необходимость весьма осторожного отношения к результатам тестирования. Указывалось на то, что на основе данных об IQ нельзя отбирать талантливую молодежь в вузы, поскольку тесты на интеллект могут хорошо предсказать успешность видов деятельности, аналогичных тестовой, но отнюдь не успехи в будущей профессии. [34]

Дж.Гилфорд подверг резкой критике сам подход к выявлению одаренности с помощью тестов на интеллект, указав, что эти тесты не могут оценить творческие способности человека. В исследованиях других авторов было показано, что высокий интеллект не гарантирует и успешности в сфере общения. Напротив, отмечаются феномены социального и эмоционального дисбаланса у одаренных детей, показывающие, что высокий уровень развития интеллекта может не соответствовать развитию коммуникативных и эмоциональных процессов.Тем не менее, стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты.

Среди наиболее известных в международной практике индивидуальных, интеллектуальных тестов можно отметить следующие.

Шкала интеллекта Станфорд - Бине, разработанная Л.Терменом и М.Меррил, предназначена для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста. Первые шкалы Бине - Симона были разработаны еще в 1905 г., затем они многократно усовершенствовались. Первый станфордский вариант, разработанный Терменом. был опубликован в 1916 г. Именно в этом варианте впервые был введен коэффициент интеллекта (IQ) как отношение между умственным и фактическим возрастом. Современные варианты тестанаправлены на получение единого показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие индивидуума.

Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста, в том числе и короткие формы, предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых. Они включают как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия). Д.Векслер внес также ряд изменений в традиционное содержание понятия "коэффициент интеллекта". Школа действия в этой методике Векслера состоит из 5 субтестов, направленныхна оценку различия зрительных стимулов, двигательную координацию и решение невербальных задач: "дом животного", завершение картинок, лабиринты, геометрические схемы и конструирование из кубиков. [19]

Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.

Кауфмановская оценочная батарея тестов предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной лет. Она дает две глобальные оценки - умственных процессов и достижений. Тест относительно новый, и его рекомендуется применять для раннего первичного выявления детей с необычно высокими способностями в мышлении.

Шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до восьми с половиной лет. Дается обобщенная оценка (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).

К числу популярных групповых тестов на интеллект можно отнести следующие.

Отис-Ленноновскний тест школьных способностей дает одну обобщенную оценку (индекс школьных способностей), получаемую при использовании вербальных, количественных и образных заданий. Применяется для выявления общих интеллектуальных способностей.

Тест когнетивных умений. Дает одну обобщенную оценку (индекс когнитивных умений) и четыре субоценки: последовательность, аналогии, память и вербальные суждения. При идентификации одарённости этот тест используется как показатель общихинтеллектуальных способностей,характеризующихся повышенным вниманием к уровню развития абстрактного мышления.

"Независимый от культуры" интеллектуальный тест Кеттелла может быть использован как общий тест для выявления способностей людей с культурными ограничениями, а также в программах, для усвоения которых важное значение имеет уровень развития абстрактного мышления. [36]

Тест когнетивных способностей, разработанный Р. Торндайком и Е. Хаген, даёт три оценки (вербальная, невербальная и количественная); он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальным программам для одарённых.Тест тесно связан с батареей тестов, которая включает в себя айовский тест базовых умений.

Рисуночный тест на интеллект.

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов:на определение объёма словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответов от ребёнка требуется лишь указать на тот или иной из изменяющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания (GeneralCognitiveIndex). [17]

 Многие  отечественные исследователи, призывая к созданию новых методов диагностики интеллекта отмечают важную роль дальнейшего изучения его природы и структуры интеллектуальной деятельности. Теоретико-экспериментальные исследования мышления интеллектуальных процессов, проведённые А. В. Брушлинским, О. К. Тихомировым, М. А. Холодной и другими отечественными психологами, представляют несомненный интерес для разработки новых методов диагностики.

Вместе с тем, основное место в психодиагностической практике в нашей стране по-прежнему занимают зарубежные тесты интеллекта. Чаще всего используются тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Тест Г. Айзенка, как правило, применяется для самодиагностики, хотя в ряде случаев и они используются в практике дошкольных психологов. В последнее время группой, работающей под руководством А. М. Матюшкина, проведена большая работа по переводу и адаптации ряда зарубежных тестов, которые ранее у нас практически не использовались.

1. Тест "Оперативная память на  геометрические фигуры".

2. Тест "Вербальная  память"

3. Тест "Непроизвольное запоминание".

Диагностика уровня сформированности знаний и успешности их применении дает возможность определить, на самом ли деле уровень сформированности знаний у школьника является результатом его одаренности (в соответствии с высокими баллами по соответствующим тестам) или он является прямым следствием усидчивости.

1.Тест" Элементарный счет".2. Тест "Умение вычислять".

3. Тест "Числовые  ряды".

4. Тест "Метафоры".

Тесты этого раздела позволяют произвести полную оценку уровня развития интеллекта и общей интеллектуальной одаренности, относительной успешности выполнения различных типов субтестов.

1. "Способность рассуждать".

2. "Пространственные  представления".

3. "Обобщение".

4. "Выбор  фигур".

5."Вербальное  мышление".

Методынаправленына решение вопросовотом,насколько субъектвыносливкдлительномувыполнениюэлементарных мануальныхдвижений,утомляемостипривыполнениимоторных движений;быстроидентифицируетстимульнуюинформациюи удерживаетвниманиенаконкретномзадании;возможноли предупреждениезаполнениясознаниянедифференцированным потокоминформации,котороеможетприводитьк дезорганизациибольшинствавидовдеятельности;позволяют анализироватьразвитиетемповыхиточностныххарактеристик; уровеньразвитиясловарного запаса и умениеопределятьсвязь между понятиями в сжатые сроки. [40]

Признаком одаренности является хорошее развитие восприятия и переработки информации. Эти процессы основываются как на общем уровне развития мышления, так и на уровни развития всех остальных когнитивных процессов, диагностируемых методиками.

 

2.2 Система занятий по изобразительной  деятельности для одаренных дошкольников

 

Система занятий по изобразительной деятельности начинается с занятия, целью которого является отбор одаренных ребят из всей группы детей.

Занятие №1 "Как пройти в город художников"

Цель занятия: для воспитателя – познакомиться с художественными возможностями детей, их интересами, способностями, изобразительным опытом, свободой творчества и проявлением потенциально скрытых возможностей.

Материалы и оборудование: два листа белой бумаги, простой карандаш, ластик.

Ход занятия:

Занятие проводится в виде игры. Воспитатель начинает рассказывать историю. (Текст смотри в приложении 1).

Правила игры – каждому надо нарисовать два рисунка – пропуск в город художников, про людей или животных, делающих что-то интересное.

Дети начинают работать. Воспитатель, взяв роль Великана (персонаж рассказа) указывает детям ошибки и напоминает правила игры.

Требования к рисункам детей:

Должен быть замысел рисунка (тема, сюжет), правильное расположение изображения на месте, выразительность изображения (действие, движение, состояние).

Таким образом, по показателю творческой активности детей на этом занятии устанавливаются следующие уровни:

Оригинальный – заметно стремление передать в рисунках действие, движения или чувства изображаемых персонажей. Тема, сюжет раскрыт (качество рисунка).

Необычный – замысел редко повторяется на рисунках других детей. Заметно стремление передать состояние и движения героев (качество рисунка).

Интересный – замысел повторяется на рисунках других детей группы, но отдельные изображения передают движения, жестикуляцию, действия которых нет на рисунках уровня "обычный".

Обычный – замысел часто повторяется и часто встречается у детей раннего возраста. Без словесных пояснений рисунок непонятный. Не отражены четко действия и состояние персонажей.

Занятие №2 "Рисуем бабочек".

Цель занятия: преображение первых навыков работы с красками.

Воспитатель обучает детей выкладывать краски на палитру, объясняя, что такое палитра и для чего нужна, обучение рисованию без карандаша.

Материалы и оборудование: слайды, фотографии бабочек, гуашь, кисточки, бумага, палитра, вода в стаканчиках.

Ход занятия:

Воспитатель начинает беседуо бабочках, какими они бывают. Показ слайдов, фотографий реальных бабочек.

Воспитатель говорит о том, что узоры на бабочках никто не рисует, они получаются уже с готовыми узорами – вот и у нас узор то же получается сам: его нарисует краска. Работа детей начинается с разведения красок на палитре. Затем дети сворачивают лист бумаги пополам – это крылья бабочки. Набираем на кисточку немного краски с лужицы на палитре. Поставим ею пятнышко на правом крыле бабочки. Сначала желтой краской, потом красной, потом синей. После каждой краски кисточку нужно мыть в баночке с водой. Затем правое крыло бабочки накроем левым, прогладим ручкой всю поверхность крыла, сосчитаем: 1, 2, 3, 4… Открываем крылья бабочки, вот и рисунок. Краска должна быть хорошо разбавленной, для того чтобы узоры отпечатались и получились четкими. Каждый этап воспитатель сопровождает показом.

Занятие №3 "Травинки"

Цель занятия: Обучение детей правильно держать кисточку, обучение одному из способов рисования без карандаша.

Материалы и оборудование: Лист бумаги, краски, кисточки, вода.

Ход занятия:

Сначала дети рисуют маленькие травинки – кисточка взлетает тотчас же, как коснется бумаги. Затем трава подрастает – кисточка мягко скользит по бумаги и в конце движения "взлетает". После прорисовывания травинок зеленой краской на кисточку набираем желтую. Не нажимая на кисточку, легкими ударами – тычками изобразим метелку на стебельке – это цветок травы. Чтобы травинка согнулась, нужно наклонить кисть во время движения в сторону изгиба. Для того чтобы получились коленца стебелька необходимо слегка вести кисточку от первоначальной точки, затем, остановившись, слегка нажать на кисточку. Образуется большая точка на стебельке, после этого продолжить движение кисточкой.

Информация о работе Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста