Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определитьи теоретически обосновать условия развитияинтеллектуальной одаренности в изобразительной деятельности дошкольника.
Объект исследования:одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процессинтеллектуального и творческого развитияребенка.
Гипотеза исследования: одаренность дошкольника будет продолжать активно развиваться, если:
- своевременно выявить уровень развития интеллектуальной одаренностиребенка
- проводить дополнительные специальные занятия с учетом индивидуальных особенностей одаренного ребенка
- создать благоприятный климат в семье одаренного ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические исследование одаренности в психолого-педагогических трудах
1.1Психолого-педагогические основы изучения понятия "одаренность"
1.2Особенности интеллектуальной одаренности
1.3 Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности
Выводы по главе I
Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию одаренности
2.1 Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики
2.2 Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 122.90 Кб (Скачать файл)

Занятие №4 "Характер красок"

Цель занятия: научить детей ассоциировать цвета и оттенки с эмоциями.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие с беседы и показа карточек. Представьте себе, что эти цвета, подобно нам самим, обладают характером и настроением. Какой был бы у них характер, разный или одинаковый? Давайте угадаем, какие из них добрые, сердитые, грустные, ласковые, беспокойные.

Всякий раз дети указывают на те или иные цвета и характеризуют их.После этого дети смешивают краски на палитре и характеризуют их. Для смешивания используются яркие краски (желтая, красная) и темные (синяя, зеленая), отдельно от них белая и черная. В течение работы воспитатель беседует с детьми о характере оттенков.

Занятие №5 "Рисуем цветы"

Цель занятия: Научить детей рисовать кисточкой без прорисовывания карандашом цветы и ленточки.

Материалы и оборудование: краски, кисточки, листы бумаги, фотографии цветов (лилии, хризантемы, плюща), палитра. Нужно повторить законы смешивания красок.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие с беседы и просмотра фотографий цветов. Затем поэтапно дети начинают рисовать: лилию, хризантему, плющ. Для начала на палитре делаем лужицу из желтой краски и подмешиваем к ней немного красной. Какая краска получилась?

Рисуем лилию.

Обозначив точкой середину будущего цветка, изображаем шесть лепестков, рисуем их как будто это широкие согнувшиеся травинки. Кисточка рисует крючок и "взлетает" завершая это движение.

Кисточку мыть не надо. Только окунуть сначала в воду и сделать зеленую лужицу. Получается фиолетовая краска и способом "растягивания точки" изображаем стебель.

Изображая короткие листочки, кисточку макают в зеленую краску, и тем же собом рисуем листочки слегка загнутые вниз. Далее нарисуем на стебельках 2-3 цветка отростка (бутоны). Они изображаются светло-зеленой краской (разбавить можно водой или белой краской). Кисточка движется не "взлетая", снизу вверх, затем, не отрываясь от бумаги, возвращается в исходную точку.

Рисуем хризантему.

Изучение нового движения – скольжение без "взлета". Лепестки хризантем отличаются по форме от травинок, потому что у них не острые кончики, а листья сложной формы. На палитре сделаем белую лужицу и добавим в нее немного красной краски. Какой цвет получается? Розовый. Поставим точку недалеко от верхнего края листа бумаги, это будет середина цветка. Кисточка должна плавно, без рывков, прокатиться до конца лепестка, остановиться, и только потом оторваться от бумаги. Пусть лепестки изгибаются или переплетаются. Помоем кисточку, сделаем зеленую лужицу и изобразим растягиванием точки стебель хризантемы. Он должен слегка изгибаться. Изобразим много маленьких, изогнутых, соединенных друг с другом травинок. Получится лист хризантемы.

Рисуем плющ.

Знакомство с новым приемом – "широкий лист", появлением естественного "беспорядка". На этот раз мы начинаем с разминки, чтобы попытаться "забыть о себе", почувствовать себя растением (разминку смотри в приложении 1). Начинаем рисовать. На палитре разводим зеленую краску. Набираем на кисточку. По принципу "растягиванию точки" изображаем стебель плюща, свободной, извилистой линией. Листья у плюща широкие. Чтобы их изобразить надо кисточку прижать к бумаге, немного покрутить в пальцах,чтобы волоски кисточки распушились, и затем кисточка "взлетает". Нарисуйте 2-3 листа. А теперь – самое главное. Все листья разные по величине и по-разному повернуты. Если я нарисую узкий, тонкий листик, значит, он повернут к нам боком – вот так (показ модели листа, как прямо, так и боком). Листья могут расти в разные стороны, один лист может загораживать другой. Приготовив заранее темно-зеленую и желтую краску, дети рисуют листочки, опуская кисточку то в зеленую, то в желтую краску. Так же разведя розовую краску при помощи принципа мелких "тычков", рисуют цветы.

Занятие №6 "Гротаж"

Цель занятия: познакомить детей с другим видомискусства – гротаж.

Материалы и оборудование: листы бумаги, свеча, гуашь, скребок либо острая палочка, кисточки.

Ход занятия:

Во время показа воспитателя дети делают всё вмести с ним.Берут плотную бумагуи тщательно натираютпарафином (свечёй), затем лист равномерно покрывают гуашью любого цвета. Когда гуашь высохнет, то палочкойпроскоблить штрихирисунка. Если до парафина бумагу покрыть акварельными красками, то штрихи получатсяцветными. Так можно нарисовать любой рисунок, например, ночной город, блеск воды, фейерверк, а так же рисунки на тему "осенний натюрморт". На данном занятии дети выполняют рисунок на свободную тему.

Занятие №7. "Рисуем игрушку"

Цель занятия: познакомить детей с глиняной расписной игрушкой народных мастеров из Дымково, научить разводить гуашь на палитре и с помощью свободной работы кистью выполнять на бумаге несложные элементы дымковской росписи; научить составлять узоры из этих элементов, используя гармоничное сочетание 3-4 цветов.

Материалы и оборудование: фотографии дымковской игрушки, иллюстрации художника Поповой в альбоме "Глиняные расписные игрушки", лист с трафаретом игрушки, гуашь 3-4 цвета (синий, желтый, красный), два листа белой бумаги, палитра, кисти, вода.

Ход занятия:

После подготовки к занятию воспитатель показывает фотографии и глиняные игрушки, затем просит детей рассказать, что они видят, проводит беседу (смотри приложение 1). Сегодня и мы будем народными мастерами, но сначала надо освоить отдельные элементы. Смотрите внимательно, я покажу, как это делается, и повторяйте за мной.

Сначала разведем краску в нужном количестве на палитре, затем начинаем писать на бумаге. Учимся писать прямые полоски, потом волнистые линии, кистью работаем свободно, слева направо. А теперь пишем листочки. Делается это то же очень легко, примакиванием кисти к бумаге. Затем пробуем написать кружочки, овалы. Это то же надо делать без нажима, концом кисти, свободно, по направлению часовой стрелки, сверху вниз, затем снизу вверх. Наконец пробуем изобразить ромбики и другие элементы. А теперь ребята давайте, сравним наши рисунки с узорами. Чем отличаются они друг от друга? Какой рисунок можно назвать узором? Узор – это кружочки, колечки, листочки повторяются или чередуются по цвету. А теперь изобразим узор во весь лист. Один из вариантов узора воспитатель демонстрирует на большом листе перед всей группой. А сейчас каждый из вас подумает, какой можно придумать интересный узор и нарисует его самостоятельно. Воспитатель организует работу детей так, чтобы она носила творческий характер. Они самостоятельно составляют узоры, используя любые элементы, которые им нравятся. Творческий поиск ребенка поощряется словом. По мере завершения работы рисунки детей раскладываются на стенах и к ним прикладывается лист бумаги, в середине которого вырезаны элементы дымковских игрушек. Затем дети выбирают самую нарядную игрушку.

Занятие №8 "Деревья осенью".

Цель занятия: обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм окраски растений, развивать у них умение писать кистью, учить заполнять цветом весь рисунок.

Материалы и оборудование: репродукция с картины И. Левитана "Золотая осень", иллюстрации из детского альбома Петра Чайковского "Времена года", большой лист бумаги и все, необходимые для рисования предметы.

Ход занятия:

После подготовки, воспитатель сообщает детям, что они будут рисовать на тему "деревья осенью". Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой. Проходит беседа (смотри приложение 1). Дети выполняют рисунок во весь лист, положив его горизонтально. Воспитатель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем на палитре подбирают цвет неба и наносят на лист сверху вниз, далее рисуют облака. Дети, работающие с цветной бумагой, наносят только облака. Цвет неба уже есть. Затем воспитатель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. После подсыхания фона дети пишут деревья без прорисовки карандашом. Сначала легкими движениями начинают стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями сверху вниз. Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, а вокруг ствола, чтобы некоторые ветки загораживали другие. Цвет подбираем на палитре и пишем широкими мазками кисти. Затем легкими плавными линиями начинаем ветки, веточки и листву на деревьях. Листочки рисуются методом примакивания кисти к бумаге. Уточняются детали кончиком кисти. После объяснения весь иллюстрированный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления. Во время самостоятельной работы детей включается грамзапись пьесы "Октябрь" П.И. Чайковского. Под звуки тихой музыки дети работают.

Занятие №9. "Дорисуй предмет".

Цель занятия: развивать графические навыки, учить понимать конструктивные особенности формы, развивать воображение и память.

Материалы и оборудование: листы с изображением круга радиусом 4 сантиметра, краски, карандаш, ластик, кисточки, палитра, вода.

Ход занятия:

Ребята сегодня к нам на занятия пришел гость, это Чипполино. Он придумал интересную игру. Чипполино: "Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок, угадайте что это? Что я хотел нарисовать при помощи этого круга, изобразите это на своих рисунках". После занятия, Чипполино подводит итог: "Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать. Просто я такой хитрый, мне одного круга было мало".

Занятие №10. "Художники-волшебники".

Цель занятия: реализация живописных колористических задач, приобретение навыков работы по сырой бумаге, навыки вливания одной краски в другую, получение новых цветов.

Материалы и оборудование: бумага, вода, акварель, кисточки.

Ход занятия:

Мы все художники-волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я вам покажу, как это делается. У меня на столе два листа бумаги, один из них смочен волшебной водой. У вас на столах есть водав стаканчике. Я беру бумагу и кистью нарисую три лепестка малиновой краской, (цветы поручаются от расплывания), бумага должна находится в стадии подсыхания. Затем три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краска сливается одна с другой. Дорисуем листочки. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем бумагу, которая лежит у вас на столе, волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду и смочим бумагу. Взяв кисточку, держим руки над бумагой и говорим: "Раз, два, три бумага волшебная, смотри". Теперь мы можем создать волшебные цветы. Нарисуем три лепестка желтой, а потом три красной, стебли и листочки зеленой краской. Еще сегодня нарисуем елочную ветку при помощи приложения ниточки к бумаге (тонкой кисточки), делаем приложение так, как растут иголки на елочке. Таким же способом рисуем елочку.

Занятие № 11"Иллюстрирование сказки".

Это комплекс занятий, т.к. в одно занятие дети не смогут выполнить качественно и полно.

Цель занятия: научить передавать пропорции человеческой фигуры, научить передавать эмоции человека и его характер с помощью изображения мимики и жестов, научить выделять главное в композиции с помощью размера, цвета, местоположения.

Материал и оборудование: простой карандаш, ластик, акварель или гуашь, лист бумаги, палитра, вода. Наглядные пособия: иллюстрации к сказке "Гуси-лебеди", пособие "Пропорции человеческой фигуры", "Строение тела гуся и полет птицы", "мимика человечков".

Ход занятия №1

Занятие начинается с чтения сказки "Гуси-лебеди", показа иллюстраций. Беседа по сказке и иллюстрации. Дети распределяютэпизоды между собой. За тем воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком о выделении главного в эпизоде, о том, что будет изображено на первом плане, и на втором, выделение места расположения, каких размеров будут изображаемые предметы и зарисовка. На данном занятии проходит зарисовка эпизода карандашом.

Ход занятия №2

Воспитатель работает с детьми по прорисовке человеческой фигуры в движении. Наглядный материал – "веселые человечки". Сначала строится каркас фигуры с помощью простых линий, передается движение человека. За тем, по каркасу прорисовывается объем и детали фигуры. После этого учимся передавать эмоции человека с помощью изображения мимики. Для наглядного материала используется "мимика человечков". Прорисовываются части лица, эмоции отображаются с помощью бровей, уголков губ. Далее четкая прорисовка всего рисунка.

Ход занятия №3

Весь рисунок прорабатывается в цвете. Для начала дети закрашивают фон: небо, земля, и др. Затем рисуются фигуры людей. После прорисовываются детали лица, узоры на одежде, отдельные мелкие детали (листочки на деревьях и клин гусей). Занятие окончено.

Занятие проводится с малой группой детей численностью от трех до шести человек. При этом осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Это далеко не полный список занятий, которые можно использовать для обучения одаренных детей. Также необходимо проводить занятия лепки и аппликации.[33]

 

2.3 Методические рекомендации по  развитию одаренности вобласти художественной деятельности

 

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. [41]

Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребёнка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов методики изобразительной деятельности входят определение таких методов и приёмов воспитания и обучения, которые наилучшим способом влияли бы на развитие одаренности детей. Для этого надо хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребёнка. Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет даёт основание правильно строить работу с детьми, то есть определить содержание, методы и приёмы его воспитания и обучения. [45]

Занятия изобразительной деятельностью в детском саду является эффективных средством познания действительности, и одновременно помогают развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребёнка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности.

Информация о работе Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста