Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: определитьи теоретически обосновать условия развитияинтеллектуальной одаренности в изобразительной деятельности дошкольника.
Объект исследования:одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процессинтеллектуального и творческого развитияребенка.
Гипотеза исследования: одаренность дошкольника будет продолжать активно развиваться, если:
- своевременно выявить уровень развития интеллектуальной одаренностиребенка
- проводить дополнительные специальные занятия с учетом индивидуальных особенностей одаренного ребенка
- создать благоприятный климат в семье одаренного ребенка.
Введение
Глава I. Теоретические исследование одаренности в психолого-педагогических трудах
1.1Психолого-педагогические основы изучения понятия "одаренность"
1.2Особенности интеллектуальной одаренности
1.3 Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности
Выводы по главе I
Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию одаренности
2.1 Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики
2.2 Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список
Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.
Кауфмановская оценочная батарея тестов предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной лет. Она дает две глобальные оценки - умственных процессов и достижений.
Многие отечественные исследователи, призывая к созданию новых методов диагностики интеллекта, отмечают важную роль дальнейшего изучения его природы и структуры интеллектуальной деятельности. Теоретико-экспериментальные исследования мышления интеллектуальных процессов, проведённые А. В. Брушлинским, О. К. Тихомировым, М. А. Холодной и другими отечественными психологами, представляют несомненный интерес для разработки новых методов диагностики.
Для развития интеллектуальной и творческой одаренности была предложена система занятий по изобразительной деятельности для одаренных детей. Такие занятия необходимо проводить с малой группой детей, для того чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Эти занятия помогают детям раскрыть свою индивидуальность, творческие способности, развивают эстетический вкус, воображение, память. Помогают отобразить в рисунке красками, цветом свое эмоциональное состояние души. Немаловажную роль в развитии одаренного ребенка играют взрослые: воспитатель и родители.
Основными условиями сохранения одаренности являются: внимательное отношение к особенностям психики ребенка, тактичный подход к его индивидуальности, к его мироощущению со стороны воспитателя, умение ребенка воплощать творческий замысел в художественной деятельности.
Таким образом, деятельность воспитателя должна быть направлена на раскрытие таланта ребенка в максимальной мере.
Не каждый воспитатель умеет найти правильный подход к таким детям. Всвязи с этим разработаны рекомендации, которые помогают адекватно оценить и в дальнейшем развивать стремление ребенка проявить себя. Одаренный ребенок в праве рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку педагога в поиске наилучшего использования таких способностей, как для него самого, так и для окружающих.
Очень важно, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, оберегать их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.
В данномисследованиипредлагаются рекомендации для педагогов по развитию художественной одаренности ребенка в изобразительной деятельности.
Занятия изобразительной деятельностью в детском саду является эффективных средством познания действительности, и одновременно помогают развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребёнка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности.
Большое внимание в построении всей системы обученияодаренных детей изобразительному искусству должно уделяться воспитание умственной активности ребёнка. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей.
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
Методики должны включать применение разнообразных приёмов в зависимости от правильных задач, возраста и общего развития детей. Посредствам искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни, они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. Учатся эстетически познавать жизнь. Но успех сохранения и развития одаренности ребенка заключается не только в правильном подборе занятий, но и в правильном отношении взрослых к его способностям.
Были решены задачи, поставленные в начале исследования:
1. Проанализирована
психолого-педагогическая
2.Подобраны
методики выявления
3.Выявлены
особенности развития
4. Проведено сравнение интеллектуальной одаренности ихудожественной.
5. Разработана система занятий для одаренных дошкольников по изобразительной деятельности.
6. Разработаны методические рекомендации для педагогов одаренных детей.
Гипотеза подтвердилась, задачи выполнены.
Наше исследование не исчерпывает всех проблем развития одаренности ребенка. В настоящее время эта проблема нуждается в дальнейшей разработке.
Библиографический список
Приложение
К занятию №1.
В далекой-далекой стране, в давние-давние времена жили очень дружные ребята. Они вместе бегали, играли, и все любили рисовать. А близко от их домов был город художников. Город необыкновенный. Как крепость он был окружен высокой каменой стеной, за которой виднелись только стеклянные крыши. Что там живут художники, дети знали, но что они делают, никогда не видели. Ворота города охранял Великан. В одной руке он держал копье, очень похожее на заточенный толстый карандаш. В другой – щит, похожий на огромный ластик. Детей в ворота он не пропускал.
Пока ребята были маленькими, они боялись великана и близко к нему не подходили. А когда подросли, им очень захотелось увидеть, как рисуют художники, чтобы у них поучиться. Они подошли к воротам и попросили великана пропустить их в город. Он ответил: "пропускаю только по особым рисункам", а по каким, не сказал, заметив "это секрет". Тогда самые смелые ребята показали ему свои рисунки. Великан смотрел, и все говорил: "для пропуска не подходит". Ребята загрустили – не знают, как быть, что надо рисовать. Двое из них – мальчик и девочка – опоздали, так как бегали домой за рисунками. Они тоже показали их великану. У каждого из них по одному рисунку он отобрал, но сказал, чтоодного рисунка мало. Надо два или больше. Ребята бросились к ним, стали спрашивать, что было на тех рисунках. "Ничего особенного - сказал мальчик - рисунок был про то, как мы в догонялки играли…""А у меня по сказке – ответила девочка - как звери в лесу на дудочках играли и так танцевали…". Ребята задумались. "А я знаю-вдруг сказал один мальчик (он всегда первый все отгадывал)- пропускают только по рисункам про людей или животных, которые вместе что нибудь интересное делают". Ребята взялись за карандаши и стали рисовать, кто два, а кто и три рисунка. А по каким рисункамвеликан их пропустил в город, угадайте сами. Мальчик догадался не обо всем, поэтому великан может сказать, что какой нибудь рисунок не подходит и тогда вместо него надо сделать новый.
К занятию № 5
Дети повторяют за воспитателем упражнения.
Растения вырастают из маленького семечка. И. п. Сидя на корточках, сложив ладони вместе.
Растение вырастает, и появляются цветы. Дети, выпрямившись, делают круговые движения руками и ставят их на пояс.
Если подует ветер, цветок слегка покачивается. Дети переносят вес тела с одной ноги на другую, слегка отрывая пятки от пола, покачиваясь из стороны в сторону.
А есть такое растение, которое не может само стоять на своем стебле. Называется плющ. Он растет, цепляясь за другие растения или повисает на веревочках, которые специально для этого натягивают. А когда подует ветер, его листья качаются. Дети, слегка наклонившись, руки свободно покачиваются из стороны в сторону.Разминка окончена.
К занятию №7
Беседа. Это знаменитые дымковские игрушки. Называют их так потому, что впервые их начали изготовлять народные умельцы в слободе Дымково, которая была расположена недалеко от реки Вятки. Эти игрушки сначала лепят из глины, сушат и обжигают в печах, белят, и только потом расписывают красками. Для росписи игрушкидымковские мастера используют простые узоры (показ альбома) – кружочки, кольца, клетки, прямые иволнистые линии, ромбики и выполняют их яркими красками – красной, желтой, синей, оранжевой, сочетая их между собой, так, чтобы узоры на игрушках получались народными и праздничными.
К занятию №8
Воспитатель обращает внимание детей на то, что деревья разные по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше кверху. Ветки располагаются вокруг ствола. Основание ближних деревьев мы видим ниже, чем основание дальних, они расположены на земле, а за деревьями видно небо. Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И. Левитана "Золотая осень". По ней короткая беседа. Воспитатель неоднократно обращает внимание детей на расположение деревьев на картине, какие на переднем плане, а какие на заднем. На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А. Белюкина на стихи Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса;
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…
А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью. После этого воспитатель предлагает еще раз вспомнить свои ощущения на прогулке и постараться передать их на листе бумаги.