Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования - изучить условия, необходимые для
полноценного развития речи и своевременной реализации ее
функций.
В ходе исследования - нам предстоит решить следующие задачи:
- Выявить особенности психофизиологического развития_детей 6-7 лет
- Проанализировать процесс развития речи у детей 6-7 лет.
- Опираясь на результаты исследования, изучить развитие связной речи детей 6-7 лет.
Введение
I. Особенности психофизиологического развития дошкольников 6-7 лет.
1. Физиологическое развитие.
2. Психическое развитие.
П. Развитие речи дошкольников 6-7 лет.
1. Развитие повествовательной речи.
2. Развитие синтаксической стороны речи.
III. Изучение связной речи у детей 6-7 лет.
1. Констатирующий эксперимент развития повествовательной
речи детей.
2. Констатирующий эксперимент развития синтаксической
стороны речи.
Выводы
Библиография
старшего дошкольника раскрыть смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.
Развитие связной повествовательной речи является главной,
центральной задачей обучения дошкольников родному языку.
Важно отметить, что своевременное и правильное развитие
навыков связной повествовательной речи у детей старшего
дошкольного закладывает основы успешного обучения в школе.
Построение повествовательной речи требует от говорящего
умения продумать содержание, правильность его словесного
оформления. Необходимо специально развивать такие качества
повествовательной речи, как развернутость, произвольность,
осознанность, взаимосвязь отдельных частей повествования. Именно
эти качества предполагают умение избирательно пользоваться
языковыми средствами, наиболее точно выражающими замысел
говорящего и уместными для данного высказывания.
В повествовательной речи наглядно выступает осознание
ребенком речевого действия. Являясь организованным видом речи,
повествовательная речь требует специального воспитания.
В старшем дошкольном возрасте происходит овладение двумя
видами повествовательной речи: пересказом и рассказом (в
элементарной форме).
Рассказ сравнительно с пересказом - более сложный вид
повествовательной речи, поскольку создание нового текста сложнее
воспроизведения готового литературного произведения. Развитие
повествовательной речи осуществляется, прежде всего, при
обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа
коротких литературных произведений с несложной фабулой и
доводится до высших форм самостоятельного творческого
рассказывания.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются
следующие задачи обучения пересказу литературных произведений:
умение связно, последовательно, выразительно передавать
содержание рассказа или сказки без помощи вспомогательных
вопросов; использовать выразительные средства.
Детей 6-7 лет можно подводить к пересказу текстов описательного характера.
Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня
развития повествовательной речи детей, а также от особенностей
предлагаемого литературного текста.
В старшем дошкольном возрасте проводятся такие виды занятий
по пересказу литературных произведений: из нескольких сказок
(рассказов) дети выбирают и пересказывают одну (по своему
желанию); дети придумывают продолжение к прочитанному рассказу или сочиняют рассказ по аналогии; драматизация литературного произведения.
Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей.
В обучении рассказыванию применяются специфические приемы,
назначение которых - получить от ребенка связное высказывание.
Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на
развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе
ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические
процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что
при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются,
осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок,
называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е.
упражняет свои ощущения и восприятия.
К рассказам по восприятию относятся: описание игрушек,
описание натуральных предметов, рассказы по картинкам.
В старшем дошкольном возрасте занятия по описанию игрушек
проводятся редко, а игрушки подбирают такие, чтобы их описание
требовало определения пространственного расположения ее частей,
а также их материала и формы.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют
занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в
обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и т.д.
Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и
правила использования, демонстрирует действия с ними.
Для составления описательных рассказов используются
предметные картинки и сюжетные дидактические картины. Залогом
успеха является осмысление детьми общего содержания картины.
Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества
изображенных предметов, а если картина сюжетная - установить
связь между объектами, персонажами.
Серии сюжетных картин часто используются в работе со
старшими дошкольниками для составления рассказов с завязкой,
кульминацией, развязкой.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на
картине, но и воображать предшествующие и последующие
события. В таких случая взрослый ставит ряд вопросов, которые как
бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания
картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок
приобретает умения, необходимые для самостоятельного
рассказывания.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить
замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды,
включать в свои рассказы описание природы.
Обучение рассказам по памяти начинается в 5-6 лет. В 7-летнем
возрасте это умение совершенствуется. Психологами установлено,
что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше
предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их
сознании, но и в чувствах. Обычно рассказывание проводят не сразу
после события. Впечатление детей сначала закрепляются в
разговорах об увиденном и пережитом, играх, рисунках.
Своеобразным обобщением является решение речевых
логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то
вопрос, продолжать начатый взрослым рассказ-загадку о природе.
Еще одним видом рассказывания является рассказывание по
воображению. Эти рассказы детей качественно отличаются от
предыдущих, так как строятся на иной, психологической основе -
детском воображении. Если функция памяти - сохранение
полученного опыта, то функция воображения - его преобразование.
В образах воображения в новых комбинациях синтезируются
представления памяти, усвоенные ранее знания, что предполагает
достаточное развитие аналитико-синтетическои деятельности мозга. У детей старшего дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В словесной деятельности воссоздающее воображение возникает в конце шестого года жизни.
На этом этапе воображение приобретает все более активный и
творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного
героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных
случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от
других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый
сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни.
Руководя придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы
созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое
фантазирование, которое в психологии расценивается как отрицательное качество, характеризующееся отсутствием критичности ума. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (Могло ли так быть?).
Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в
показе в показе (образце) способов действия. Существует ряд
обучающих приемов для развития творческого воображения и
инициативы детей при составлении творческих рассказов.
При обучении творческим рассказам важным является
формирование правильного понимания детьми задания
«придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему), замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно («выдумай», «сочини»).
Наиболее легкий для детей прием - предложение взрослым
нескольких вариантов развития сюжета.
Завершение детьми рассказа, начатого взрослым, также хороший
прием для развития воображения. Педагог предлагает завязку,
которая допускает несколько логических развязок.
Таким образом, следует подчеркнуть, что процесс становления
повествовательной речи должен совершенствоваться в единстве с
развитием мышления, восприятия и памяти. Обучая старших
дошкольников повествовательной речи, прежде всего нужно
помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит
изложить, и установить целую систему связей - пространственных
(где происходит действие), временных (когда происходит действие),
цели (зачем и для чего действовал герой определенным образом),
связи последовательности (как разворачивались события, их
последовательность), причинно-следственных и т.д. когда
содержание освоено, внимание детей переключают на овладение
речевой формой. Совершенствование мышления ребенка
обнаруживается в формирующемся умении анализировать свой рассказ, поэтому в методике обучения повествовательной речи в старшем дошкольном возрасте важно развивать планирующие
функции.
Умение рассказывать закрепляется и в повседневной жизни.
Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в
программы утренников, концертов.
Итак, формирование повествовательной речи требует серьезного
внимания со стороны взрослых.
2. Развитие синтаксической стороны речи.
Проблема синтаксиса речи ребенка по своей сложности и многообразию вызвала немало споров ученых лингвистов, психологов и психо-лингвистов (А.А. Андреев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович, Н. Хомский и др.).
Так, Н. Хомский выдвигает положение о том, что благодаря сравнительно небольшому количеству основных правил и схем процесс усвоения синтаксической стороны речи является «врожденным». Эта идея была опровергнута такими учеными, как А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.Д. Андреев. А.Р. Лурия подчеркивает, что синтаксические структуры языка формируются
в процессе активной деятельности человека, отражающей
реальные отношения объективного мира, включая и те, в которые
человек вступает, активно отражая этот мир.
Овладение синтаксическим строем языка является составной
часть совершенствования связной монологической речи. Для
того, чтобы речь была связной, необходимо использовать различные языковые средства, «нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точные сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложения и перехода от данного предложения к другому». Работа над предложением, в том числе сложном,
является одним из главных звеньев развития связной монологической речи (О.С. Ушакова, Н.Ф. Виноградова).
Формирование синтаксической стороны речи детей особенно
важно в группах старшего дошкольного возраста (6-7 лет), где
главной задачей становится совершенствование связной речи -
разных форм рассказывания, включая творческое рассказывание.
У ребенка шестого года жизни речь в структурном отношении
значительно усложняется не только за счет простых
предложений, но и сложных. Возрастает объем высказываний. К семи годам ребенок все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты.
Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь нужно уметь
анализировать, отбирать основные (для данной ситуации)
свойства и качества, устанавливать причинно-следственные,
временные и другие отношения умело использовать средства.
Такие умения предполагают постоянную целенаправленную
работу над предложением и словосочетанием.
Предложения и словосочетания являются основными
синтаксическими единицами. Известный лингвист А.Н. Гвоздев
отмечал, что предложение играет огромную роль в развитии речи
детей, так как именно в предложениях формируются как
отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические
категории с их внешним морфологическим выражением.
Основным фондом связной монологической речи являются
сложные предложения.
Г. А. Фомичева отмечает, что значительное место в
упражнениях по развитию синтаксического строя речи старших
дошкольников должны занять упражнения по составлению
сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.
Назначение упражнений синтаксического характера - научить
детей правильно строить предложения. Актуальность данного
вида заданий вытекает не только из того объективного
положения, что, не научившись правильно строить предложения,
ребенок не овладеет грамматическим строем речи, но из
достаточно большого числа затруднений, которые испытывают
дошкольники при употреблении и конструировании
предложений.
р.И. Тихеева для развития синтаксической стороны речи
старших дошкольников предлагала использовать специальные
упражнения на распространение и дополнение предложений
Дополнение простых нераспространенных предложений - одно
из эффективных упражнений синтаксического характера.
Полезно давать ребенку опору в виде картинки, глядя на которую
он получит возможность подбирать необходимые слова. К
примеру, взрослый показывает ребенку картинку и составляет по
ней простое нераспространенное предложение: «Алеша бежит».
Ребенок должен повторить фразу и добавить к ней 1-2 слова:
«Алеша бежит по футбольному полю». Взрослый добавляет еще
слово, затем ребенок.
Синтезируя с ребенком предложение, целесообразно обращать
внимание на смысловую нагрузку каждого слова, входящего в
него, и их последовательности. Это свойство речи можно
Информация о работе Особенности развития связной речи у дошкольников