Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования - изучить условия, необходимые для
полноценного развития речи и своевременной реализации ее
функций.
В ходе исследования - нам предстоит решить следующие задачи:
- Выявить особенности психофизиологического развития_детей 6-7 лет
- Проанализировать процесс развития речи у детей 6-7 лет.
- Опираясь на результаты исследования, изучить развитие связной речи детей 6-7 лет.
Введение
I. Особенности психофизиологического развития дошкольников 6-7 лет.
1. Физиологическое развитие.
2. Психическое развитие.
П. Развитие речи дошкольников 6-7 лет.
1. Развитие повествовательной речи.
2. Развитие синтаксической стороны речи.
III. Изучение связной речи у детей 6-7 лет.
1. Констатирующий эксперимент развития повествовательной
речи детей.
2. Констатирующий эксперимент развития синтаксической
стороны речи.
Выводы
Библиография
показать дошкольнику с помощью игры «Путаница».
Предварительно читается стихотворение К.Чуковского
«Путаница», выясняется, почему оно имеет такое название. Затем
придумываются путаницы, которые ребенку предлагается
распутать: «Плывет по полю самолет».
Работа организуется в определенной последовательности:
выясняется какие слова надо изменить, какими словами должна быть проведена замена, проверяется правильность получившихся
вариантов. Повторяя эту игру, можно в дальнейшем самому
ребенку предлагать придумывание путаниц, в которых он затем
будет заменять слова.
Дополнение сложных предложений позволяет ребенку
усваивать не только их конструкцию, но и зависимость
конструкции от смыслового содержания.
Эффективной оказывается работа над предложениями
следующего типа: «Начался сильный снег, но...(он не испугал
детей, они продолжали кататься с горки); Троллейбус
остановился там, где...(есть остановка)».
Этому виду работы могут предшествовать более простые
упражнения. К примеру, ребенку предлагаются пары слов, с
которыми он должен составить предложения со значением
противопоставления: сахар - лимон (Сахар сладкий, а лимон
кислый.); незабудки - одуванчик (Незабудки голубые, а
одуванчики желтые.).
Упражнять дошкольников в конструировании сложноподчиненных предложений возможно следующим образом. За основу берется простое предложение, к которому добавляются придаточные: «Кошка взобралась на дерево - какое? – которое растет у дома; почему? - потому что увидела собаку; зачем? - чтобы спастись от собаки; когда? - когда увидела собаку.
Те союзы и союзные слова, употребление которых вызывает у
ребенка затруднения, требуют дополнительных упражнений:
«Маше дали куклу, потому что я...; Стало холодно, потому что
я...» и т.п.
Таким образом, упражнения по анализу и синтезу
предложений тренируют детей в правильном из построении.
Решение вопросов, касающихся методики формирования
синтаксиса направлено на совершенствование речи
дошкольников.
Проводились занятия по составлению описательных рассказов,
рассказов по памяти, по картинке, творческих рассказов, по пересказу литературных произведении.
Данные проведенного исследования приведены в таблице №1 :
Форма речевого высказывания Оценка результатов
Хорошо Удовлетворительно
Пересказ 85% 10% 5%
Описательные рассказы 80% 20% 0%
Рассказы по сюжетной картине 10% 80% 10%
Рассказы по памяти 5% 15% 80%
Творческие рассказы 2% 13% 85%
При пересказах и составлении описательных рассказов у
основной массы детей отмечалась четкость изложения,
завершенность высказываний. Дети могли связно, последовательно
передать содержание рассказа без помощи вопросов, использовали
выразительные средства.
При составлении рассказов по картине 80% детей понимали
содержание картины, но возникали трудности с построением зачина
и концовки рассказа. Средняя часть рассказа тоже не была в
достаточной степени развернутой. Только 10% детей могли
рассказать не только о том, что изображено на картинке, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
При составлении рассказов по памяти лишь 5% детей могли
рассказать о своих впечатлениях и чувствах без помощи взрослого.
Да и то часть из них копировали рассказ взрослого или откровенно
фантазировали. У основной же массы детей отвлеченные темы,
например, случай из жизни, интересное приключение, смешной
случай не вызвали необходимых ассоциаций в памяти детей. Детей
затрудняла необходимость анализа своего жизненного опыта.
Наиболее сложным заданием оказалось составление творческих
рассказов на предложенный сюжет. Большие трудности у детей
вызвало придумывание начала, зачина рассказа, как и при
составлении рассказов по сюжетной картинке и по памяти. В
рассказывании дети были склонны к простому перечислению
действий, поступков героев.
Еще раз следует подчеркнуть, что процесс становления
повествовательной речи очень сложен. Особенно сложны формы
речевого высказывания, связанные с развитием мышления. Поэтому
рассказы по памяти и творческие рассказы являются наиболее
сложным видом повествовательной речи.
Таким образом, развитие повествовательной речи детей старшего
дошкольного возраста требует значительной помощи со стороны
III. Изучение связной речи у детей 6-7лет.
1. Констатирующий эксперимент развития
повествовательной речи детей.
Обучение старших дошкольников повествовательной речи - одна из важных задач обучения детей старшего дошкольного возраста.
У детей старшего дошкольного возраста повествовательная речь
достигает довольно высокого уровня.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, выявляющий
уровень сформированности повествовательной речи детей 6-7 лет.
Детям предлагались следующие задания: самостоятельный
рассказ по картинке, составление описательных рассказов, рассказы
детей из опыта, творческие рассказы.
Основная цель констатирующего эксперимента выяснить,
насколько у детей старшего дошкольного возраста развиты умения и
навыки различных видов рассказывания и пересказа.
Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы детского сада №3 «Хрустальный башмачок».
взрослых и является главной центральной задачей обучения
дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для
подготовки ребенка к школе, где повествовательная речь является
необходимым условием успешной учебы.
2. Констатирующий эксперимент развития
синтаксической стороны речи.
Как уже было отмечено выше, синтаксическая сторона речи
совершенствуется в процессе развития повествовательной речи.
Проблема синтаксиса речи ребенка очень сложна.
В своем исследовании мы поставили цель выяснить, как
развита синтаксическая сторона речи старших дошкольников.
Актуальность данного исследования определяется тем, что,
не научившись правильно строить предложения, ребенок не
овладеет грамматическим строем речи.
Наше исследование показало, что старшие дошкольники
испытывают значительные трудности при конструировании
предложений.
Исследование проводилось на занятиях по развитию
повествовательной речи. На первом занятии детям
предлагалось описать игрушку. На втором дети составляли
рассказы по сюжетной картинке.
В процессе повествования дети использовали как простые,
так и сложные предложения. Для связи простых противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включали причастные и деепричастные обороты. В основном, дети правильно
согласовывали между собой слова (например, имена
существительные и прилагательные в роде и числе). При
употреблении падежных окончаний встречались трудности
при употреблении несклоняемых существительных и
существительных множественного числа родительного
падежа.
Констатирующий эксперимент позволил выявить такие
показатели оперирования предложениями детьми 6-7 лет:
Таблица №2 «»
Форма
речевого Употребление предложений
Всего Простых Сложно- Сложно-
высказывания предложений
(в среднем) ний предложений
(в %) (в %) (в %)
Описание 6 96,8 % 2% 1,2%
игрушки •
Рассказывание 7 85,5 % 12,4% 2,1 %
по картинке
Как видно из приведенной таблицы, меньшая доля принадлежит использованию сложных предложений. При описании игрушки это обусловлено самой формой (описательной) речевого высказывания. Вместе с тем, обращает на себя внимание доминирование простых
предложений и особенно малая доля сложно-подчиненных предложений в реи детей. Кроме того, недостаточно используют дошкольники предложения с однородными членами.
Все это говорит о необходимости целенаправленной тренировочной работы по овладению детьми умениями и навыками грамотного пользования предложениями их конструирования.
Заключение.
В заключении нужно отметить, что дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи старших дошкольников, заниматься постоянно и целенаправленно.
На основе исследований, проведенных нами в данной
работе, был выявлен уровень развития повествовательной
речи старших дошкольников и ее синтаксической стороны,
выяснены трудности, возникающие у детей при
использовании различного вида речевых высказываний, и
предложений различной конструкции. На основе проведенного исследования нами сделан вывод о том, что важно уделять серьезное внимание
развитию синтаксиса речи, построению простых и сложных
предложений.
Работа над синтаксисом речи, над построением предложений (особенно - сложносочиненных и сложноподчиненных) приобретает особенно большое
значение для развития речи детей 6-7 лет. Так как в этом возрасте как одна из главных задач выдвигается задача развития повествовательной речи
(разных форм рассказывания, в том числе творческое
рассказывание). Очень важно обогащать речь ребенка сложными предложениями. Такое обогащение способствует совершенствованию повествовательной речи.
Упражнения по развитию повествовательной речи: рассказы, пересказы и т.п. - представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне
предложения, и по логике и композиции текста.
Необходимо также разнообразие видов упражнений. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа.
Библиография:
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия, 1998.
2.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.
3. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 1995.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
5. Детская речь: проблемы и наблюдения. Межвузовский
сборник научных трудов /под ред. Цейтлин/. Л.: ЛГПИ, 1989.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
7. Казакова Т.В. Развитие речи дошкольников в процессе их подготовки к школе. Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 1997.
8. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Просвещение, 1991
9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975.
10. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965.
11 .Маскаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1988.
12. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Просвещение, 1999.
13. И.Немов А.Н. Психология. М.: Просвещение, 1998.
14. Развитие речи дошкольника. Сборник научных трудов /под ред. Ушаковой/. М: Просвещение, 1993.
15.Разнообразие форм
16.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.:
Просвещение, 1984.
17.Сохин Ф.А., Тарунтаева Т.В. Подготовка детей к школе в детском саду. М.: Педагогика, 1977.
18.Тихеева Е. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1972.
19.Тихомирова Л.Ф. Развитие
познавательных способностей
20.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
Реферат: Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
--PAGE_BREAK--
1.3. Особенности речевого
развития детей старшего
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера [8,328], у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой.
В.И. Ядешко считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается [26,95]. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании.
Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.
По данным М.Р.Львова, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью[14,105]. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.
Информация о работе Особенности развития связной речи у дошкольников