Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической
готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

   Сенсорные эталоны  - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер и т.д.

   Ощущения —  это отражение отдельных свойств  предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

  Восприятие — целостное  отражение внешнего материального  предмета или

явления, непосредственно  воздействующего на органы чувств. С помощью

зрительного анализатора  человек воспринимает такие свойства, как форма,

цвет, величина; с помощью  вкусового анализатора определяет, кислый это

предмет или сладкий  и тд.

   Представление  — чувственный образ явления  или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

  В ряду других  способностей, обеспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

  Уже в дошкольном  возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет  основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования  способностей ко многим видам творческой деятельности.

  Этапы целенаправленного развития  сенсорных способностей включают в себя:

  • формирование сенсорных эталонов -  усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ  с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. В пять лет ребенок уже должен знать 5 основных фигур –  квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее, необходимо вводить новые фигуры – трапецию, ромб и пятиугольник, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и трапеций (с разным соотношением осей сторон). Главное чтобы  ребенок мог различать их на глаз. Закреплению знаний способствуют игры, где ребенок самостоятельно изображает, а затем вырезает различные геометрические фигурки. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К 5 годам ребенок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. В 5-6 лет можно переходить к формированию представления о последних двух цветах. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его со светлыми оттенками синего. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках (они образуются в результате смешения двух соседних цветов), о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового). Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло- синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. Детей этого возраста важно также научить различать 4-5 оттенков по светлоте. При этом следует обратить их внимание на то, что некоторые светлотонные оттенки имеют в быту особые названия (например, светло- красный называют розовым). Овладение эталонами величины происходит несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, поэтому ее определение производится посредством условных мер. Усвоение этих мер - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки, поэтому освоить ее дошкольникам будет очень трудно. Однако для восприятия использование такой метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как “большой” по сравнению с другим предметом, который в этом случае является “маленьким”. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. И эти представления могут обозначаться словами, указывающими на место предмета в ряду других (“большой", “маленький”, “самый маленький”). В 5—7 лет ребенка нужно обучать сравнивать сначала 2-3, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Правда, в этом случае требуется одновременное обучение ребенка приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает обучение ребенка умению выделять длину, ширину и  высоту предметов. Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только в этом случае они будут хорошо закрепляться в памяти.

 

  • обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия -  после того как сенсорные  эталоны  усвоены,  необходимо  научить  ребенка применять их в качестве образцов при обследовании  разнообразных  предметов. Сначала ребенок должен научиться  воспринимать  цвет  конкретных  предметов. Это вовсе не сложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет.  Однако когда этот цвет содержит элементы разных цветовых тонов,  причем  выраженных в разной степени (например, цвет морской волны, кофейный, бордовый  и  др.), задача  становится  непростой.  Требует  специальной  тренировки  и   умение выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками. Обучение детей обследованию формы предмета  -  это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между самой формой предмета и какой-нибудь простой  геометрической  фигурой.  Затем  важно  научить  ребенка  словесно обозначать форму  этого  предмета  (например,  телевизор  - прямоугольный, тарелка - круглая и т.д.). Однако не многие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру.  В  большинстве случаев  форма  предметов  более  сложная:  в  ней  можно  выделить   общие очертания, форму основной части, форму и расположение второстепенных (более мелких) частей и отдельные дополнительные детали. В 5—7 лет ребенок должен научиться последовательно обследовать именно такие, сложные формы предмета. На  всех  этапах   обучения   действиям   по   обследованию   формы   может использоваться прием обведения детьми контура предмета  и  его  частей.  Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами. Обучение обследованию величины предметов должно быть  направлено  главным образом на развитие глазомера. Для этого можно учить детей решать все  более сложные  “глазомерные”  задачи.  Сначала  ребенок  учится   сравнивать   два предмета, прикладывая один  к  другому,  подбирать  на  глаз  два  предмета, которые  по  своей  суммарной  величине  равны  третьему.  Затем  он  должен овладеть  более  сложным  способом   обследования   величины   -   научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет,  равный  образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой  мерке  отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер,  следует  иметь в ввиду, что они являются довольно сложными даже для 6- 7-леток. Однако,  как показывают специальные исследования, уровень глазомерных  действий  у  детей можно повысить в ходе целенаправленного  обучения.  Глазомер  развивается  в конструктивной деятельности, когда  ребенок  подбирает  нужные,  недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины,  чтобы  его  хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании и, конечно, в играх.

 

  • развитие аналитического восприятия: умения разбираться в  сочетаниях    цветов, расчленять форму предметов, выделять

отдельные измерения величины -  наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка 5—7 лет нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой. И этим действиям можно обучить ребенка уже в дошкольном возрасте. Несколько иначе обстоит дело с величиной. Аналитическое восприятие этого свойства связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений предмета - его длины, высоты и ширины. Однако, поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно научить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Мышление

 Мышление  –   это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

  - наглядно-действенное  (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

  - наглядно-образное (познание с помощью представлений  предметов явлений);

  - словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

  Наглядно-действенное  мышление особенно интенсивно  развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

  На основании наглядно-действенного  мышления формируется и более  сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения

практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать

схематические изображения  или считать в уме.

  К шести-семи годам  начинается более интенсивное  формирование словесно- логического мышления, которое связано с использованием   и преобразованием понятий.

  Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только  высокой активности умственной деятельности, но  и обобщенных знаний об общих и существенных  признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к  14  годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности  взрослых. Однако начинать развитие логического  мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием  наглядно-образного мышления.

Память                        

 Роль памяти в  развитии ребенка трудно переоценить.  С ее помощью он

усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами

поведения, приобретает  различные умения и навыки. И делает он это в

основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой  цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

  В памяти различают  такие процессы как запоминание,  сохранение,

воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память

делят на непроизвольную и произвольную.

  Непроизвольная память  — это запоминание и воспроизведение,  в котором

отсутствует специальная  цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память - это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

   В зависимости  от особенностей материала, который  запоминается и

воспроизводится, различают  также память образную и словесно-логическую.

Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой,

осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память - это

память на отдельные  слова, понятия, мысли.

   По продолжительности запоминания и сохранения материала память

подразделяется еще  на кратковременную и долговременную. Кроме того,

выделяют и оперативную  память, которая обслуживает непосредственно

осуществляемую человеком  деятельность и использует информацию как

кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет

важное значение при  осуществлении любых более или  менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

  Считается, что  5-й год жизни является в  среднем началом периода более  или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года

впечатления детства  носят достаточно систематизированный  характер и

сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

  К 6 годам жизни  в психике ребенка появляется  важное новообразование — у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и

воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда

такая необходимость  возникает непосредственно в  их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушится лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.

  У ребенка 5—7  лет можно и нужно развивать  все виды памяти — образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.

Воображение                              

  Что такое воображение,  наверное, знает каждый. Мы очень  часто говорим

друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...»

или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать -

«представлять», «воображать», «придумывать», — нам необходимо воображение.

К этому лаконичному  определению понятия «воображение» следует добавить лишь несколько штрихов.

  Когда человек  воображает (конечно, в хорошем  смысле этого слова), в его

Информация о работе Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста