Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической
готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

ОЦЕНКА:

За каждый правильно  названный цвет начисляется  - 1 балл.

 

3 ЗАДАНИЕ «ЗАУЧИВАНИЕ  ЧЕТВЕРОСТИШИЙ»

 

    1. «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»
    2. Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения

ОЦЕНКА:

8 БАЛЛОВ – Правильное  полное воспроизведение всех  двух частей.

5 БАЛЛОВ – Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.

3 БАЛЛА – Воспроизведение  смысла четверостишия своими  словами.

2 БАЛЛА – Отдельные  смысловые связи сохранены, но  целостная смысловая  связь  нарушена.

0 БАЛЛОВ – Набор  бессмысленных слов или полный  отказ

 

4 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ  НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ»

 

Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ  оценивается в один балл.

 

5 ЗАДАНИЕ «ПРОЦЕСС  СЧЕТА»

 

Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь, сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»

ОЦЕНКИ:

5 БАЛЛОВ – счет  без моторных компонентов

4 БАЛЛА –   Беззвучное  проговаривание (движение губ)

3 БАЛЛА –   Проговаривание  шепотом, возможно с киванием головы.

2 БАЛЛА –   Указывание  пальцем на предметы при счете  без прикосновения к  ним

1 БАЛЛ –      Прикосновение пальцем к предметам  или передвижение их

0 БАЛЛОВ – Отказ  отвечать

 

6 ЗАДАНИЕ «ПОРЯДОК  СЧЕТА»

 

Всех детей, которые  справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3….. Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.

 

7 ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРЕДМЕТОВ»

 

Используются картинки из 4 задания.  Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением 3 корзин. Вот 3 корзины. Эта – для фруктов, эта – для  овощей, эта – для цветов. Собери пожалуйста сюда – все фрукты, сюда – все овощи, а сюда – все цветы.

 

ОЦЕНКА:

За каждый правильно  классифицированный предмет начисляется  один балл.

 

8 ЗАДАНИЕ «ВОСПРИЯТИЕ  КОЛИЧЕСТВА»

 

Состоит из двух частей.

      1. Материалы из задания 7 лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят «Скажи, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:                                                                                                             Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»                                                                                                                     Вторая помощь: убирают разрыв между фруктами и овощами, сдвинув из и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется ему предлагают сосчитать.
      2. Затем все то же самое проделывают в отношении всех трех корзин, т.е. просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

 

ОЦЕНКИ:

 

Правильные самостоятельные  ответы оцениваются по 3 балла за каждую правильную часть задания, т.е. максимально возможный показатель – 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, т.е. чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

 

9 ЗАДАНИЕ: «РАЗМЕЩЕНИЕ  ФИГУР»

 

МАТЕРИАЛЫ:  Три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата, девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.

      1. У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо квадрат он скажет прямоугольник или четырехугольник. Если ребенок не знает название фигур, ему необходимо их назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.

 

      1. Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник – четырехугольником и т.д.?»                                                                                                                     Правильные ответы:

                               У треугольника три угла, у  четырехугольника – 4 и т.д. 

                               За   каждое правильное объяснение – 1 балл

 

      1. Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

ИНСТРУКЦИЯ: Собери и  положи, пожалуйста, все четырехугольники, все треугольники, все круги.

За каждую правильно  собранную кучку начисляется 1 балл.

 

10 ЗАДАНИЕ:  «СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК»

 

МАТЕРИАЛ: Четыре пары сравниваемых картинок

 

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит иначе, чем эта (показать)?» При затруднении ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

 

ОЦЕНКИ:

 

2 БАЛЛА – правильное  решение без помощи

1 БАЛЛ –    правильное  решение с помощью

0 БАЛЛОВ – решения  нет

Оценивается каждая пара отдельно. Сумма баллов за 4 пары картинок – 8 баллов.

 

 

11 ЗАДАНИЕ:  «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ»

 

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных  фигур.

ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь нарисованы прямоугольники. У каждого из них не хватает кусочка. Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь. Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику?»

Затем последовательно  показывают на остальные фигуры, с  просьбой подобрать недостающие детали к ним.

 

ОЦЕНКИ:

Каждое правильное решение  оценивается в один балл.

 

 

12 ЗАДАНИЕ:  «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ»

 

Ребенку предлагаю воспроизвести  стихотворение из задания 3. «Мы с  тобой учили стихотворение. Помнишь  его? Попробуй рассказать.» Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и 3 задание. Для оценивая результатов используются те же критерия качества выполненной работы, как в третьем задании.

 

13 ЗАДАНИЕ:  «НАХОЖДЕНИЕ АНАЛОГИЙ»

 

ИНСТРУКЦИЯ: «Ответь пожалуйста,  на несколько вопросов:

1. Днем светло, а ночью  …   темно

2. Птица поет, а собака  …   лает

3. Машина едет, а самолет  …  летит

4. Голубь летает, а  рыба …   плавает

5. У кошки шерсть, а  у утки …   перья

6. Платье сшито из ткани, а ботинки …  из кожи.

 

ОЦЕНКИ:

 

Каждое правильное решение  оценивается в один балл.

 

14 ЗАДАНИЕ:  «СРИСОВАНИЕ»

 

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы –  квадрат и треугольник, а для  старшей – треугольник и крест  и два узора, напоминающие прописной шрифт.

ИНСТРУКЦИЯ: Здесь нарисованы две фигуры и два узора. Попробуй как можно лучше срисовать  фигуры вот сюда и здесь положить узоры.

 

ОЦЕНКИ:

Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение  величины и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 БАЛЛОВ – рисунок  похож, адекватен формам и пропорциям  образца

3 БАЛЛА – рисунок,  в общем, похож на образец,  но допущены некоторые 

                    искажения форм.

2 БАЛЛА – рисунок  частично похож на образец,  основные формы неузнаваемы,

   но некоторые  детали можно угадать.

0 БАЛЛОВ – рисунок  совсем не похож на образец,  каракули.

 

 

 

15 ЗАДАНИЕ «ОПИСАНИЕ  КАРТИНКИ»

 

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке?»

 

ОЦЕНКИ:

 

А) РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ.

 

2 БАЛЛА – беглая  речь без запинок

1 БАЛЛ – достаточно  беглая речь, но есть паузы

0 БАЛЛОВ – речь  запинающаяся, прерывная

 

Б) ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

8 БАЛЛОВ – хорошо  структурированные сложные предложения,  используются

     соединительные  союзы.

6 БАЛЛОВ – сложные  предложения, стереотипно используется  один союз.

4 БАЛЛА – преимущественно  простые предложения

1 БАЛЛ – преимущественно  неполные предложения

0 БАЛЛОВ – построение  предложений нарушено

 

В) АРТИКУЛЯЦИЯ

 

2 БАЛЛА – четкое  произношение звуков.

1 БАЛЛ – нечеткое  произношение звуков.

 

Г) ФАНТАЗИЯ

 

Оценивается в один балл, если ребенок не просто повествует о том, что  изображено на картинке, но и переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или что будет.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию – 13 баллов.

 

2.2 Обработка и интерпретация  результатов

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК  К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Вика П.

5 лет

1

0

 

2

12

 

3

0

 

4

6

 

5

4

 

6

15

 

7

6

 

8

6

 

9

9

 

10

8

 

11

4

 

12

5

 

13

5

 

14

5

 

15

5

 



Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 1030

 

 

Сумма баллов:  90

Проценты: 40%

Компоненты умственного  развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность  к обучению

3,8, 12

11

22

Уровень образования  понятий

1,4,13

11

21

Уровень развития речи

1, 15

5

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

20

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

21

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

34

35

Способность к работе с карандашом

14

5

12

Умение классифицировать предметы

7,9

15

17

Память

3, 12

5

16


 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК  К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Никита Ив.

5 лет

1

3

 

2

15

 

3

5

 

4

8

 

5

5

 

6

22

 

7

8

 

8

6

 

9

9

 

10

8

 

11

4

 

12

8

 

13

5

 

14

6

 

15

8

 



Г. ВИЦИАК 29.05.04 Г. ВР. 1030

 

 

Сумма баллов: 116

Проценты: 98%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность  к обучению

3,8, 12

19

22

Уровень образования  понятий

1,4,13

16

21

Уровень развития речи

1, 15

11

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

25

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

41

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

34

35

Способность к работе с карандашом

14

6

12

Умение классифицировать предметы

7,9

17

17

Память

3, 12

13

16

Информация о работе Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста