Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической
готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

сознании возникают  разнообразные психические образы. И в зависимости от

того, каков характер их происхождения, принято различать  воображение

репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания. Например, при чтении книги воображение помогает представить себе ситуацию, в которой находится главный герой, «увидеть» на основе словесного описания его лицо, одежду. Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются человеком самостоятельно, без опоры на какое- либо описание. Если попробовать придумать какую-нибудь интересную историю, но чтобы она не была похожа на уже известные сюжеты, то станет понятно, о чем идет речь, поскольку среди образов, которые у вас при этом возникнут, будут и образы творческого воображения.

    Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

     Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать

решение и находить выход  в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.

 Различают пассивное  и активное воображение.

 Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без

постановки специальной  цели.

      Активное  воображение направлено на решение  определенных задач. В

зависимости от характера  этих задач оно делится на репродуктивное (или

воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

      Репродуктивное  воображение отличается тем, что  создает образы,

соответствующие описанию. Например, при чтении литературы, при  изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздает то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. Когда воссоздаются образы объектов, для которых важное значение имеют пространственные характеристики, говорят еще о пространственном воображении.

      Продуктивное  воображение, в отличие от воссоздающего,  предполагает

самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Продуктивное воображение является неотъемлемым элементом творческой деятельности.

Речь

  Готовность или  неготовность ребенка к началу  школьного обучения

определяется уровнем  его речевого развития. Это связано с тем, что именно

при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю  систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

 У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом

развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

  Обязательной проверке подлежит  следующее:

  1. Правильность произношения  звуков-

   До начала обучения грамоте  ребенок должен овладеть правильным

 произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо      наличие в его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо   ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным картинкам.

  2. Умение различать звуки речи на слух - четкое различение на слух всех звуков речи являйся одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть "опознать") каждый входящий в его  состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе

соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при

неразличенни на слух звуков. Б и П., он не будет знать, какая первая буква (Б

или П) должна быть написана в слове  БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

  Исследование слуховой дифференциации  звуков проводится по специально

подобранным картинкам, названия которых различаются только одним

проверяемым звуком.

  3. Состояние словарного запаса - словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи   существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Должны присутствовать к словаре  ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

  4. Владение связной речью -  под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении)   высказывания,  которые  позволяю! человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

  Познавательные процессы  были рассмотрены более подробно, но нельзя не

упомянуть  и о других навыках,  которые в той или  иной степени должны быть развиты в ребенке к обучению в школе.

 

    1. Особенности  развития творческих способностей у детей 

дошкольного возраста.

 

  Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат.

«creatio» — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Основными показателями творческих способностей являются беглость и

гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

      Беглость мысли — количество идеи, возникающих в единицу времени.                       Гибкость мысли — способность быстро и без внутренних усилий

переключаться с одной  идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

      Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она

обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлении к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно

отказываться от скомпрометированной  гипотезы, быть готовым к

интеллектуально,  риску  и к парадоксам.

      Оригинальность  — способность к генерации  идей, отличающихся от

общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана  с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

      Любознательность  — способность удивляться, любопытство  и открытость ко всему новому.

      Точность  — способность совершенствовать  иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

      Смелость  — способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

  Являются ли эти  показатели врожденными или же  они могут поддаваться

влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей -  Торренс - говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

  Для ребенка основной  деятельностью, в которой проявляется  его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

  Еще одно исключительно  важное достоинство игровой деятельности - это

внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что  им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

 

 

Выводы по 1 главе

Таким образом, выявление  особенностей психологической  готовности детей к обучению в школе, мы выполняем  поставленные нами задачи и подтверждаем намеченную гипотезу. Психологическая подготовка детей к обучению в школе занимает одно из самых важных мест в жизни ребенка, поэтому к этому процессу надо готовиться заранее. И, конечно же, главными помощниками в этом нелегком начинании должны быть в первую очередь родители и педагоги. Исследование особенностей познавательных процессов позволяет определить на какой стадии развития находится ребенок, по результатам дать оценку. Внимание, речь, память, мышление, восприятие, воображение- все это должно быть развиваться своевременно и целенаправленно. Внимание должно быть произвольным. Его возникновение - важное новообразование этого возраста. Ребенок еще не в состоянии «заставить себя» сосредоточить внимание, поэтому родители должны ему помогать. В ряду других способностей, обеспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. У ребенка нужно развивать все виды памяти, поскольку развитие этих процессов является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе. Важное место занимают творческие способности, которые способствуют развитию познавательных процессов.

Психологическая подготовка это нелегкий труд, главное- желание  ребенка развивать свои навыки, умения и быть готовым  изменить свой социальный статус дошкольника на школьника.    

    В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Высокие требования жизни  к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные  психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что  готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных  психологических исследований.

 

            

 

Глава 2  Экспериментальное исследование

психологической готовности ребенка к обучению в школе.

2.1 Методика проведения исследования детей

Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей  к школе проводилась с детьми старшей группы д./с №28 г. Ишимбай. Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по  оздоровительному направлению.

Обследовались дети старшей  группы в количестве 11 человек.

В группе работают специалисты: воспитатель – Клейн Т.С., Кучукаева  С.З. Воспитатели имеют 1 квалифицированную категорию. Время обследования    28.01.08г. – 29.01.08 г. время 10.00 часов Тест создан Г. Вициаком в 1972 г. Занесен в альманах психологических тестов в 1996 г.

ЦЕЛЬ: Психодиагностика психологической готовности детей 5-6 лет к  обучению и уровня умственного развития ребенка.

Для тестирования использовался  стимульный материал в виде картинок. Все задания давались с опорой на наглядный материал, кроме задания  на заучивание стихотворения.

Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты теста заносились в бланк регистрации. Тестирование проводилось индивидуально. Время, затраченное на каждого ребенка 20-30 мин.

 

1 ЗАДАНИЕ «История  в картинках»

 

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно  раскладываются перед ребенком с  просьбой рассказать историю, которую  он видит на них. При этом никакая  помощь при этом ребенку не оказывается. После того как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.

ОЦЕНКИ:

7 БАЛЛОВ – Ребенок  очень хорошо отразил смысловую  связь всех трех  картинок, уделив  внимание главному в сюжете. Резюме состояло  из основного краткого содержания истории.

5 БАЛЛОВ – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках.                     Существенное и второстепенное описано с одинаковым                       вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.

3 БАЛЛА – Ребенок  смог правильно и самостоятельно отразить смысловую  связь только между двумя картинками. В резюме основное      внимание уделено второстепенным деталям.

0 БАЛЛОВ – Ребенок  не смог составить рассказ.

 

2 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ  ЦВЕТА»

 

Перед ребенком кладут доску  с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.

Информация о работе Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста