4. Законченность - способность совершенствовать
свой "продукт" или придавать
ему за-конченный вид.
Известный отечественный исследователи
проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь
на биографии выдающихся ученых, изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие
творческие способности:
1. Способность видеть проблему
там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные
операции, заменяя несколько понятий
одним и используя всё более
ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки,
приобретённые при решении одной
задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность
целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать
отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать
нужную информацию в нужную
минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну
из альтернатив решения проблемы
до её проверки.
9. Способность включать вновь
воспринятые сведения в уже
имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими,
какие они есть, выделить наблюдаемое
из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей,
к совершенствованию первоначального
замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т.
Кудрявцев и В. Синельников, основываясь
на широком историко-культурном материале
(история философии, социальных наук, искусства,
отдельных сфер практики) выделили следующие
универсальные креативные способности,
сложившиеся в процессе человеческой
истории :
1. Реализм воображения - образное схватывание
некоторой существенной, общей тенденции
или закономерности развития целостного
объекта, до того, как чело-век имеет о
ней четкое понятие и может вписать её
в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше
частей.
3. Надситуативно - преобразовательный
характер творческих решений - способность
при решении проблемы не просто выбирать
из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно
создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность
сознательно и целенаправленно создавать
условия, в которых предметы наиболее
выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных
ситуациях сущность, а также способность
проследить и про-анализировать особенности
"поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой
программ и методик творческого воспитания
на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских
задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских
задач) считают, что один из компонентов
творческого потенциала человека составляют
следующие способности .
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные
идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей
и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки
зрения по вопросу о составляющих творческих
способностей можно сделать вывод, что
несмотря на различие подходов к их определению,
исследователи единодушно выделяют творческое
воображение и качество творческого мышления
как обязательные компоненты творческих
способностей.
Исходя из этого, можно определить основные
направления в развитии творческих способностей
детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые
формируют креативность.
1.4 Виды театра
Пальчиковый, варежковый театр.
Это куклы, сшитые из ткани, склеенные
из бумаги или связанные из шерсти и ниток.
Выкройка повторяет контур вытянутого
пальца взрослого или ребёнка или контур
ладони. Кукла должна надеваться свободно
на любой палец или руку кукловода. Лицо
персонажа можно вышить, наклеить или
пришить, используя пуговицы, бусинки,
нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную
бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или
при непосредственном контакте. Для пальчикового
театра можно вместе с ребёнком нарисовать
или склеить из цветной бумаги любой персонаж
из сказки, затем наклеить на тонкий картон,
а с обратной стороны пришить или приклеить
широкую резинку, надеть на палец и играть.
Для варежкового театра можно использовать
ненужные детские варежки. Каждый ребёнок,
занятый в спектакле, работает только
с одной куклой. Интонации, движения того
или иного персонажа дети находят самостоятельно
или с помощью взрослого. Спектакль хорошо
сопровождать музыкой или песнями, которые
знают дети.
Театр кукол би-ба-бо(или театр
«Петрушки»). Театром «Петрушки» называется
театр, куклы которого надеваются на три
полных пальца руки – вроде перчатки.
В Италии эти куклы раньше назывались
бураттини, теперь они носят имя пупаттцы.
В России этот кукольный персонаж получил
имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал
с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не
обрёл, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге.
И именно тогда был организован постоянно
действующий кукольный театр для детей.
Эти куклы можно приобрести в детских
магазинах или сделать самим. Самая простая
кукла состоит из тельца рубашки, головки
и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи
по руке кукловода. Голова может быть сделана
из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина,
пластмассового шарика, но обычно из папье-маше.
А можно использовать старые куклы или
резиновые игрушки, которые вы, возможно,
собрались выбросить. Если взять голову
резиновой куклы и к ней пришить новый
костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка),
то кукла оживёт, и её можно будет использовать
в театральных представлениях. Кукла надевается
так: на указательный палец – голова, а
на большой и средний – руки или лапки.
Если кукла тяжела для маленького ребёнка,
то на помощь приходит гапит (деревянный
стержень с удобной закруглённой рукояткой).
Сценой театра петрушек является ширма.
На неё ставятся декорации, и происходит
действие. За ширмой находятся кукловоды,
которые управляют куклами и говорят за
них. Кукольный театр доставляет детям
много радости и удовольствия, создаёт
у них хорошее настроение и находит яркое
отражение в их творческих играх.
Настольный театр, театр игрушек.
Это плоскостные или обыкновенные игрушки,
которыми ежедневно играют дети. Сценическая
площадка – детский стол. Персонаж для
настольного театра можно сделать самим
из любого подручного материала: шишек,
желудей, кореньев; из бытового материала:
пакетов из под молока и кефира, коробок
из под обуви. Если взять старые кегли
и отрезать дно, а затем обшить или обвязать
их, то получится кукла для настольного
театра. Для оформления куклы используются
пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально
надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы
и хвосты…. Этих кукол можно надеть на
руку, на гапит, на нитку. Педагог садится
за детский стол, перед ним полукругом
садятся дети. Дети не должны видеть игрушки,
которыми педагог будет показывать спектакль.
Педагог, не маскируя руки, на глазах у
детей берёт игрушки, передвигает их и
говорит за них. Такой спектакль игрушек,
несмотря на большую простоту и примитивность,
не лишён театральности; и малыши, и дети
старшего возраста смотрят его с большим
интересом. Для спектакля рекомендуется
брать сценки, специально написанные для
показа их игрушками: «Матрёшка и Катя»,
«Игра в прятки», «Приключения игрушек»
и другие. Подобные сценки для театра кукол
можно придумывать самим или использовать
отдельные сюжеты из детской литературы.
Только надо помнить, что содержание их
должно быть предельно простым, без трудных,
невыполнимых для игрушек действий и движений.
Спектакль игрушек рассчитан на небольшую
группу детей. Его показывают не в зале
на празднике, а в групповой комнате. Цель
таких показов – развлечь и порадовать
детей, сделать для них куклу более интересной,
помочь им внести разнообразие в их игровую
деятельность.
Теневой театр. Теневой театр
является радостным и желанным развлечением.
Дети очень любят смотреть, как движутся
фигурки людей, животных и птиц на ярко
освещённом экране. Сказку, рассказ, стихотворение,
песню можно сопровождать показом теней.
Выразительное исполнение музыкальных
и литературных произведений при умелом
показе вызывает у детей самые разнообразные
эмоции. Сценой теневого театра является
экран. Раму-ширму теневого театра делают
из дерева или толстого картона и украшают
орнаментом. Экран обтягивают тонким белым
материалом. При показе фигурки теневого
театра плотно прижимают к материалу с
обратной стороны экрана. Сзади экрана
помещают источник света. Силуэты фигурок
делают из тонкого картона и окрашивают
в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые
части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.)
можно сделать подвижными (прикрепить
нитками или проволокой). Подёргивание
за ниточку приводит в движение фигурку:
опускается или поднимается рука, голова
и т.д. При показе силуэтов рука кукловода
не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка
должна иметь дополнительную часть, за
которую держат эту фигурку. Много интересных,
любимых детьми сказок и других литературных
произведений можно показать в теневом
театре.
Театр на фланелеграфе. Иллюстративное
показывание с фланелеграфом дети слушают
и смотрят с большим интересом. Их поражает
необычность зрелища: картинки не падают,
держаться на доске, как волшебные. Старшие
дети сразу начинают интересоваться техникой
изготовления картинок и самого фланелеграфа.
Дети ещё больше удивляются, когда педагог
им говорит, что такой театр картинок они
сами могут показать малышам. Дети с увлечением
начинают готовиться к предстоящему спектаклю.
Для иллюстративного показывания с фланелеграфом
детьми старшего возраста можно рекомендовать
следующие литературные произведения:
«Игрушки» А. Барто, «Игрушки» А. Ахундовой,
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
В. Маяковского, «Весёлый счёт» С. Маршака,
«Ничего тебе не дали» Н. Найдёновой, «Таня
потерялась» З. Александровой, «Жил на
свете слонёнок» Г. Цыферова, «Лесенка»
Е. Шабал. Дети должны знать эти произведения
наизусть. Каждое произведение могут рассказать
и показать сразу несколько детей. Для
этого вида театра вам понадобится кусок
фанеры, обшитый мягкой фланелью (лучше
в два слоя) – это экран. Картинки для показа
можно рисовать самим (это сюжеты или герои
из сказок, рассказов), а можно вырезать
из старых книг, которые уже не подлежат
реставрации. Их наклеивают на тонкий
картон, а с обратной стороны также наклеивают
фланель. Эти картинки можно раскладывать
и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить
палочку (гапит), то можно играть спектакль,
используя как ширму край стола. Возможен
и другой вариант: к верхней части картинки
крепится нитка (картинка в этом случае
рисуется с двух сторон) и двигают картинку
у поверхности пола, стола.
Ролевой театр. Это театр, где
дети берут на себя роль выбранного персонажа.
Дети с помощью взрослого или самостоятельно
разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие
сказки, инсценируют песни. Для лучшей
наглядности детям нужны костюмы. Их можно
купить в магазине или сшить самим. В детском
саду в каждой группе или в домашних условиях
желательно иметь костюмерную, где костюмы
сшиты руками родителей и детей. Если не
умеете шить, то вместе с детьми сделайте
маски различных персонажей, декорации
и бутафорию.
II. Театральная деятельность
как средство развития творческих способностей
детей дошкольного возраста.
2.1 Методика развития
творческих способностей детей
по средствам театральной деятельности.
Творческие способности у детей
проявляются и развиваются на основе театрализованной
деятельности. Эта деятельность развивает
личность ребенка, прививает устойчивый
интерес к литературе, музыке, театру,
совершенствует навык воплощать в игре
определенные переживания, побуждает
к созданию новых образов, побуждает к
мышлению. Существует проблема, волнующая
многих педагогов, психологов, родителей:
у одних детей возникают страхи, срывы,
заторможенность, а у других, наоборот,
развязанность и суетливость. У детей
часто отсутствуют навыки произвольного
поведения, недостаточно развиты память,
внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятие сжатости,
обучения чувствованию и художественному
воображению - это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная
деятельность. Являясь наиболее распространенным
видом детского творчества, именно драматизация,
связывает художественное творчество
с личными переживаниями, ведь театр обладает
огромной силой воздействия на эмоциональный
мир ребенка.
С психологической точки зрения
дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития мышления творческих
способностей потому, что в этом возрасте
дети чрезвычайно любознательны, у них
есть огромное желание познавать окружающий
мир. И воспитатели, и родители поощряя
любознательность, сообщая детям знания,
вовлекая их в различные виды деятельности,
способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний - это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности.
Дошкольное детство также является
сензитивным периодом для развития творческого
воображения. Из всего выше сказанного
можно сделать вывод, что дошкольный возраст,
даёт прекрасные возможности для развития
способностей к творчеству. И от того,
насколько были использованы эти возможности,
во многом будет зависеть творческий потенциал
взрослого человека.
2.2 Развитие творческого
мышления и воображения у детей
дошкольного возраста.
Главной педагогической задачей по развитию
творческого мышления в дошкольном возрасте
является формирование ассоциативности,
диалектичности и системности мышления.
Так как развитие именно этих качеств
делает мышление гибким, оригинальным
и продуктивным.
Ассоциативность - это способность видеть
связь и сходные черты в предметах и явлениях,
на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности
мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных
связей позволяет быстро извлекать нужную
информацию из памяти. Ассоциативность
очень легко приобретается дошкольниками
в ролевой игре. Так же существуют специальные
игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении
казалось бы несоединимого. Например,
долгое время казались невозможными полёты
на летательных аппаратах, которые тяжелее
воздуха. Сформулировать противоречия
и найти способ его разрешения позволяет
диалектичность мышления.
Диалектичность - это способность видеть
в любых системах противоречия, мешающие
их развитию, умение устранять эти противоречия,
решать проблемы.
Диалектичность является необходимым
качеством талантливого мышления. Психологи
провели ряд исследований и, установили,
что механизм диалектического мышления
функционирует в народном и научном творчестве.
В частности анализ трудов Выгодского
показал, что выдающийся русский психолог
постоянно использовал этот механизм
в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию
диалектичности мышления в дошкольном
возрасте являются: