Но предоставление ребенку такой свободы
не исключает, а, наоборот, предполагает
ненавязчивую, умную, доброжелательную
помощь взрослых - это и есть пятое условие
успешного развития творческих способностей.
Самое главное здесь - не превращать свободу
во вседозволенность, а помощь в подсказку.
К сожалению, подсказка - распространенный
среди родителей способ "помощи"
детям, но она только вредит делу. Нельзя
делать что-либо за ребенка, если он может
сделать сам. Нельзя думать за него, когда
он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо
комфортное психологическая обстановка
и наличие свободного времени, поэтому
шестое условие успешного развития творческих
способностей - тёплая дружелюбная атмосфера
в семье и детском коллективе. Взрослые
должны создать безопасную психологическую
базу для возвращения ребенка из творческого
поиска и собственных открытий. Важно
постоянно стимулировать ребенка к творчеству
проявлять сочувствие к его неудачам,
терпеливо относиться даже к странным
идеям несвойственным в реальной жизни.
Нужно исключить из обихода замечания
и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно
для воспитания ребенка с высоким творческим
потенциалом, хотя некоторые западные
психологи и сейчас считают, что творчество
изначально присуще ребенку и, что надо
только не мешать ему свободно само выражаться.
Но практика показывает, что такого невмешательства
мало: не все дети могут открыть дорогу
к созиданию, и надолго сохранить творческую
активность. Оказывается (и педагогическая
практика доказывает это), если подобрать
соответствующие методы обучения, то даже
дошкольники, не теряя своеобразия творчества,
создают произведения более высокого
уровня, чем их необученные само выражающиеся
сверстники. Не случайно сейчас так популярны
детские кружки и студии, музыкальные
школы и школы искусств. Конечно, ведется
еще много споров о том, чему же и как учить
детей, но тот факт, что учить надо не вызывает
сомнений.
Воспитание творческих способностей
детей будет эффективным лишь в том случае,
если оно будет представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели. И в данной
курсовой работе я, на основе изучения
литературы по данной теме, попыталась
определить основные направления и педагогические
задачи по развитию таких важнейших компонентов
творческих способностей как творческое
мышление и воображение в дошкольном возрасте.
2.4 Театрализованные игры
как условия развития творческих
способностей детей дошкольного
возраста.
В играх по Л.С. Выготскому «первоначальный
толчок к развитию получают многие двигательные,
конструктивные, организаторские, художественно-изобразительные,
иные творческие способности». Итак, по
мнению Л.С. Выготского «занятия различными
видами творческих игр в дошкольном детстве
приобретают особое значение для формирования
специальных способностей у детей».
Развитие творческих способностей
– это процесс, во время которого ребенок
усваивает ценности, традиции, культуру
общества в котором ему предстоит жить.
К сожалению, многим родителям
в виду их загруженности на работе, некогда
заниматься собственным ребенком, не хочется
отвечать на его бесконечные вопросы,
читать книги, играть с ним, проще купить
компьютерную игру или поставит видеокассету
с иностранными мультфильмами. Просидев
за этим за этим занятием несколько часов,
ребенок не только теряет свое здоровье,
но и перенимает стереотипы поведения
довольно примитивных героев. Наш ребенок
может стать агрессивным, замкнутым, черствым,
не желающим играть со сверстниками.
Ребенок может «потерять» себя
как личность, не быть востребованным
в нашем стремительно развивающемся обществе,
жить « по шаблону», работать «по шаблону».
А каждый ребенок талантлив,
индивидуален, он может стать «звёздочкой»
и «зажигать» своей неповторимостью, энергией,
способностью окружающих. Стать чуткой,
доброжелательной, отзывчивой, творческой,
успешной личностью. Творческий ребенок
– думающий ребенок, у него развито восприятие
окружающего мира. Такие дети, как показала
диагностика, мало болеют простудными
заболеваниями, т.к. у них развивается
позитивное отношение ко всему происходящему.
Поэтому проблема развития
творческих способностей, по-моему мнению,
стоит сейчас очень остро.
Роль театрализованной игры
в решении всех этих задач огромна, незаменима.
Театрализованная игра – одна
из самых демократичных, доступных для
детей видов искусства, она позволяет
решать актуальные проблемы педагогики
и психологии, связанные с художественным
и нравственным воспитанием, развитием
коммуникативных качеств личности, развитием
памяти, воображением, мышлением, фантазии,
инициативности и т.д.
Психологи, работающие в Беслане
с реабилитационными программами, считают
театральную деятельность одной из самых
эффективных форм помощи детям, пережившим
тяжёлый стресс.
Психолог Александр Колмановский
отметил, что у детей после просмотра спектаклей
начинает развиваться позитивное отношение
к миру. Дети усваивают элементы мимики,
пантомимики. Всё это в комплексе поможет
детям в будущем легче адаптироваться
в школьной жизни.
Театрализованные игры можно
разделить на две основные группы – режиссерские
игры и игры-драматизации. Особое внимание
я уделяю режиссерским играм: именно в
них наиболее ярко развивается воображаемая
ситуация и происходит зарождение театрализованной
игры. В режиссерских играх используются
сюжетные игрушки, а действие разыгрывается
на мини-сцене импровизированного театра
с занавесом, набором декораций.
Атмосфера театра присутствует
во всем пространстве детского сада: групповая
комната, приемная, умывальная, спальня.
Детей знакомлю с различными
видами театра. В беседах им предлагаю
обсудить вопросы: «Что такое театр? Что
делают в театре зрители? Кто участвует
в спектаклях? Кто шьет для артистов костюмы?»
и т.д. Детям проводили игры «Испорченный
телефон», «День рождения», «Угадай, что
я делаю». В течение недели на познавательных
и музыкальных занятиях детям предлагала
такие виды деятельности, как сочинение
сказок, их моделирование и разыгрывание,
рисование ее персонажей. Например, сочиняя
сказку «Новые приключения Ромы лесу»,
дошкольники должны были использовать
настольный театр. В разных местах большого
листа бумаги были нарисованы деревья,
небольшие фигурки неопределенной формы
и отдельные линии. Я предлагала детям
создать «чудесный лес», дорисовывая все
незаконченные изображения, превращая
их кто во что хочет: в деревья, цветы, бабочек,
птиц, даже в то, чего на самом деле не бывает:
в невиданные растения, сказочных животных,
пришельцев. Нарисованный детьми «Чудесный
лес» – декорация к настольному театру,
с помощью которого дети разыгрывали придуманную
ими сказку об обитателях «Чудесного леса».
Таким образом, можно выделить
несколько обязательных условий для развития
творческих способностей в процессе театрализованной
деятельности.
Обогащение среды атрибутами
театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой
среды.
Содержательное общение педагога
и детей.
Обучение детей выразительным
средствам театрализованной деятельности.
Заинтересованное отношение
педагогов к данной деятельности.
Для развития творческих способностей
детей через театрализованные игры, по
моему мнению, необходимо создать предметно-развивающую
среду. Исходным требованием к предметной
среде стал следующий подход: она должна
обеспечивать и условия для творческой
деятельности каждого ребенка, и зону
ближайшего развития.
Театрализованная деятельность
предполагает наличие сцены, поэтому в
группе мы с помощью родителеи установили
многофункциональный подиум. Подиум позволил
визуально расширить пространство, увеличить
дистанцию между теми, кто играет на нем,
и теми, кто находится рядом.
Гибкому зонированию группы
способствуют многофункциональные ширмы,
которые позволяют детям играть в театр
на магнитной доске, двигать фигурки на
фланелеграфе, использовать перчаточные
куклы, куклы сделанные руками детьми.
Игра - ведущий вид деятельности
дошкольника. При этом игра понятие многообразное.
Об игре сказано много добрых и хороших
слов. Её называют источником радости,
и королевой детства и восемь чудес света.
Игра для ребенка - сама жизнь со всеми
ее прелестями, волнениями, тревогами
удачами и огорчениями. В наше время столько
разнообразных игр, которые увлекательны
и любимые. Это игры «в кого-нибудь» или
«во что-нибудь»: летчики, дочки матери,
пожарники, в больницу, в школу, в библиотеку.
Психологи установили, что 80 % у детей самые
любимые и интересные игры считаются творческими.
Какой же вид игровой деятельности является
наиболее важным для дошкольников? Среди
многочисленных игр у детей пользуются
игры в “театр”, драматизации, сюжетами
которых служат хорошо известные сказки,
рассказы или театральные представления.
Причем в одних случаях дети сами изображают
персонажей сказки, в других - персонажами
становятся их игрушки, куклы. Иногда они
целиком передают содержание литературных
произведений, но порой изменяют, дополняют
его.
О творческом характере детской
игры говорят многие деятели искусства.
К. С. Станиславский Менджерицкая Д.В. Воспитателю
о детской игре. М.: Просвещение, 1982. С. 139.
советовал актерам учиться у детей, игру
которых отличает «вера и правда». Известный
кинорежиссер Г.Л. Рошаль писал: «всякая
детская игра - это всегда мир иллюзий.
В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда
не теряет своего реального «я». Скача
на лошади - стуле, ребенок не думает, что
стул под ним - это действительно конь,
или стол, на который он карабкается как
на горку, - гора. В своей игре он похож
на актера (недаром искусство актера называют
игрой)… Итак, детская игра может быть
названа игрой театральной иллюзией».
Развитие игрового творчества
появляется, прежде всего, от постоянного
обогащении содержания игры. От богатства
и характера содержание игры. От богатства
и характера содержание игры зависит развитие
замысла и средств изображения задуманного.
В игре постепенно развивается
целенаправленность действий. На начало
втором и третьем году жизни, как уже отмечалось,
дети обычно начинаю играть не задумываясь.
В процессе игры возникает цель: приготовить
кушать кукле, поехать на машине. На третьем
году жизни можно приучить ставить цели
в строительных играх, а затем с игрушками.
На четвертом году жизни ребенок
способен идти от мысли к действию. Но
бывает временами, что цель забывается.
В современных и совместных
играх возникает более точно определять
цель игры, согласовывать действия, а это
самое трудное для малышей.
Без умелого руководства взрослых
дети могут задержаться на одном уровне
игры. Однако опыт показывает, что на пятом
и даже на четвертом году жизни можно научить
ребенка выбирать игру, ставить цели и
распределять роли. Дети постепенно приучаются
определять некоторую последовательность
действий, намечать общий ход игры.
Для того что бы воспитать детей
в игре надо знать некоторые условия: отвести
играм достаточно времени, организовать
удобную, спокойную обстановку, подобрать
игрушки.
Игры в утренние часы помогают
создать у ребят бодрое и радостное настроение
на весь день. Играм должно отводить как
больше времени, а то иначе дети становятся
вялыми, раздражительными, отстают в развитии.
Игры так же хороши на площадке. Дети играю
там с песком, снегом, превращают из песка
и снега великолепные поделки, а также
могут делать из камней, веточек и т.д.
детская фантазия не ограниченна, главное
эту фантазию поддерживать и дальше развивать.
В каждое игре есть свои правила,
а как играть с детьми? Мало кто задумывался.
Правила игры.
- Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное
достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны,
бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка
игрой, но не заставляйте его
играть,
не доводите занятия играми
до пресыщения.