Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа
Цель исследования: является выявление особенностей сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности сенсорного развития детей раннего возраста
3. Раскрыть роль игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………..6
Психолого-педагогическая проблема сенсорного развития у детей раннего возраста ………………………………………………………………..6
Анализ дидактических систем сенсорного развития у детей раннего возраста………………………………………………………………………….15
Выводы к первой главе…………………………………………………………21
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………...23
2.1 Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста…………..23
2.2 Роль игр в сенсорном развитии детей раннего возраста…………………29
Выводы ко второй главе………………………………………………………35
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….39
В. Мухина отметила, что ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [9, с. 306].
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств[6, с. 168].
И. Дуткевич говорил, что ощущение – это элементарный психический процесс, что лежит в основе отображении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а так же состояний внутренних органов при непосредственном влиянии раздражителей на органы чувств [10, с. 194].
Так Л. Выготский пишет, что ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития[9, с. 203].
Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, Л. Выготский выделяет три основных типа:
– интероцептивные;
– проприоцептивные;
– экстероцептивные;
Сенсорное развитие – процесс усвоения социального опыта, овладение системой соответствующих эталонов [20, с. 110].
Развитие восприятия происходит в процессе разнообразной деятельности, каждый вид которой имеет свои основы и обеспечивает эффективную динамику определенных сенсорных процессов.
По определению Л. Столяренко, восприятие – непосредственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом [37, с. 305].
Восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей [5, с. 172].
Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные. К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность [24, с. 98].
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие ребенка – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.
Современная педагогическая наука на основе данных психологии и педагогики очерчивает содержание сенсорного воспитания, которое должно отвечать принципу формирования, обогащения и углубления ориентирование детей (начиная с раннего возраста) в окружающем мире. Знакомство с цветом, формой, размером предметов должно происходить одновременно с совершенствованием звукового анализа языка, формированиям музыкального слуха, развитием мышечно-суставной чувствительности др. Эти умения важны для музыкальной, образо-творческой, трудовой деятельности, речевого общения[32, с. 97].
Овладение ребенком сенсорных действий сочетается с разнообразной деятельностью, обеспечивающей жизненную пригодность сенсорных знаний и умений. Сенсорное воспитание предвидит и специальную работу по ознакомлению детей с сенсорных эталонами, специальными способами сопоставления качеств предметов с усвоенными образцами, т.е. способами обследования предметов [23].
Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность. Исследования под руководством Л. Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов [8,с. 85].
Эталонами цвета являются семь цветов спектра и их оттенки; эталонами формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер и др. Усвоение сенсорных эталонов не ограничивается дошкольным возрастом, а является сложным и длительным процессом[40, с. 89].
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяются, как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения знаний. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное развитие планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы [32, с. 115].
Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втеканию предметов, при работе с мозаикой, рисованию красками.
На втором – третьем году жизни задача сенсорного развития существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник[9, с. 25].
Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины [37, с. 301].
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомство с каждым эталоном имеет свои особенности. Поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (при разведении красок). Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру. Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, их которых они состоят, и связей между элементами, называется аналептическим. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, должен научиться отличать сочетание тёплых цветов от холодных. Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измерений величины предмета – длины ширины, высоты [4;1].
С детьми раннего возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. [7;12].
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду [32, с. 105].
Таким образом, под сенсорным развитием детей раннего возраста мы будем понимать развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Общая система сенсорного воспитания, разработанная учеными, педагогами и психологами (Л. Венгером, А. Запорожцем, Н. Поддъяковым, Н. Сакулиной, А. Усовой и др.) строилась на основе дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве [14;15].
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д. [32].
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения» [39, с. 44].
Третьим принципом отечественной теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач [19].
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета [32].
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность [20, с. 114].
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики М. Монтессори и Ф. Фребель уделяли сенсорному развитию большое значение.
Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля – методика сенсорного воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Ф. Фребель придумал шесть «даров». Первый дар – шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух – трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений [22, с. 54-55].
Второй дар – деревянный шар, цилиндр и куб – предназначался для детей трех – четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Ф. Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью [29].
Третий, четвертый дар – для детей старше четырех лет – деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.
Пятый дар – это 27 кубиков, причем 21 – цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур. Шестой дар – 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 – целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода) [32].
Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Ф. Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела, но прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности». (Справедливости ради заметим: ознакомлению с предметами различной формы Ф. Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира.) Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом [1, с. 84].
Информация о работе Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста