Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: является выявление особенностей сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности сенсорного развития детей раннего возраста
3. Раскрыть роль игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………..6
Психолого-педагогическая проблема сенсорного развития у детей раннего возраста ………………………………………………………………..6
Анализ дидактических систем сенсорного развития у детей раннего возраста………………………………………………………………………….15
Выводы к первой главе…………………………………………………………21
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………...23
2.1 Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста…………..23
2.2 Роль игр в сенсорном развитии детей раннего возраста…………………29
Выводы ко второй главе………………………………………………………35
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

распечатпать курсовуююю.docx

— 80.81 Кб (Скачать файл)

Ряд игр для определения уровня развития сенсорного восприятия:

Задание второе: "Найди такой же"

Цель: выявление степени ориентировки ребёнка в семи цветах спектра, нахождения по образцу, по просьбе взрослого.

Материал: кубики, окрашенные в семь цветов спектра.

Проведение: педагог предлагает ребёнку построить башню из кубиков. Он берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета.

В процессе игры выявляется понимание и ориентировка ребёнка в семи цветах спектра.

Задание третье: игра с "Занимательной коробкой"

Цель: выявление ориентировки ребёнка в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям).

Материал: коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур.

Проведение: педагог обращает внимание ребёнка на коробку и говорит: "Посмотри, какой у меня есть домик. В нём живут разные фигурки, вот они вышли погулять" (высыпает фигуры из коробки и закрывает крышку). Ребёнку предоставляется возможность потрогать фигуры руками, посмотреть на них. Затем педагог предлагает вернуть фигурки в домик, и обращает внимание на то, что у каждой фигуры своя дверь и что в домик он может попасть только через свою дверь.

В процессе игры выявляется умение ребёнка ориентироваться в конфигурации объёмных фигур.

Задание четвёртое: игра "Разложи фигуры"

Цель: определение умений ребёнка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.

Материал: набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур – "домики".

Проведение: педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим "домикам".

Задание пятое: игра "Большой и маленький"

Цель: выявление умений ребёнка находить и называть большой, маленький предмет.

Материал: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая.

Проведение: педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку вопрос о величине предмета.

Задание шестое: игра "Сложи пирамидку"

Цель: определение умения ребёнка собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера).

Материал: карточка, поделённая пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая. Кольца такие же, как на образце.

Проведение: педагог показывает ребёнку карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же [32, с. 31-35].

В процессе выполнения определяется умение ребёнка выкладывать по образцу с учётом убывания размера [30, с. 66-70].

Таким образом, роль игр в сенсорном развитии детей раннего возраста занимает один из важных аспектов умственного развития детей

 

Выводы ко второй главе

 

Сенсорное развитие предвидит и специальную работу по ознакомлению детей с сенсорных эталонами, специальными способами сопоставления качеств предметов с усвоенными образцами. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду.

В развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста можно выделить следующее: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязей с речью и мышлением.

На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микро-периоду необходимо подходить дифференцированно.

Сенсорное развитие детей раннего возраста включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Как доказано учеными и педагогами лучше всего сенсорика у детей развивается во время игры, ведь игра для детей – стихия. Играя, ребенок, учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны. Манипуляция  с предметами различной формы и структуры полезна для детской руки. Она развивает мелкую моторику рук и положительно влияет на их речь. Детям раннего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

Именно ранний возраст детей наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

На основе проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделаны следующие выводы.

1. Сенсорное развитие  ребёнка – это развитие его  восприятия и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение  в пространстве, а также запахе, вкусе. В различной психолого-педагогической  литературе авторы трактуют это понятие по-разному. Анализ дидактических систем сенсорного развития у детей раннего возраста (О. Декроли, Я. Коменский, М. Манасеина, М. Монтессори, Е. Тихеева, Ф. Фребель, и др.) позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

2. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микро-периоду необходимо подходить дифференцированно. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста имеет следующие особенности: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; в результате  установления взаимосвязей с речью и мышлением.

3. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр.), которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один – для показа и образца, другой – для воспроизведения правильного действия с ним. И, что очень важно, игры с предметами должны быть по возможности выделены из других событий жизни ребёнка, они должны иметь очевидные начало и конец.

Особенности сенсорное развитие ребёнка является в восприятии и формировании представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также положение в пространстве, запахе, вкусе. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Артемова Л. В. Колір, форма, величина, число. / Л. В. Артемова  
    – К. : Томіріс, 2000. – 211 с.
  2. Базова програма розвитку дитини дошкільного віку "Я у Світі" / Наук. кер. та заг. ред. Кононко О. Л. – 3-вид., випр. – К. : Світич, 2009. 
    – 430 с.
  3. Базовий компонент дошкільної освіти в Україні. – К. : Освіта, 1999.
  4. Болотина Л. Р. Дошк. пед. : учеб. пособие [ для студ. сред. пед. учеб. заведений ], / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. А. Баранов – 3-е изд. стереотип. – М. : Академия, 1988. – 240 с.
  5. Большой толковый психологичексий словарь Т 1 (А-О); Пер. с англ. / Роберт Артур., Издательство Вече, 2003. – 592 с.
  6. Большой толковый психологичексий словарь Т 2 (Л-Я); Пер. с англ. / Роберт Артур. – Издательство Вече, 2003. – 560 с.
  7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.  
    – 160 с.
  8. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина,  
    Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 2001. – 144 с.
  9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М . : Педагогика, 1999 – 432 с.
  10. Дуткевич Т. В. Дошкільна психологія: навч. посіб. / Т. В. Дуткевич. – К. : Центр учбової літератури, 2007. – 392 с.
  11.   Дьяченко О. О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей / О. О. Дьяченко // Дошкольное воспитание.  – 2005. – № 1. – С. 46 – 50.
  12. Жичкина А. С. Значимость игры в развитии человека / А. С. Жичкина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4. –  С. 2 – 6.
  13. Закон України «Про дошкільну освіту» // Уряд. кур єр. – 2001. 
    – № 141.
  14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды /  
    А. В. Запорожец : В 2-х т. – М., 1986. – 235 с.
  15. Запорожец А. В.  Формирование восприятия у дошкольника. / А. В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1990 – 280 с.
  16. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дош. пед. : учеб. пособие [ для студ. сред. пед. учеб. заведений ], / С. А. Козлова., Т. А. Куликова – 3-е изд. исправ.и доп. – М. : Академия,  2001. – 413 с.
  17. Крайг Г. М., Бокум Д.В. Психология развития. / Г. Крайг, Д. Бокум – СПб. : Питер, 2005. − 940 с.
  18. Крулехт М. А., Онищенко Э. Н. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания / М. А. Крулехт, Э. Н. Онищенко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 52 – 54.
  19. Кузьминський А. І., Омелянко В. Л. – підручник Педагогіка / А. І. Кузьминський, В. Л. Омелянко. – К. : Знання, 2007. – 448 с.
  20. Лисенко Н. В., Кириста Н. Р. Педагогiка дошкiлля : навч. посiб. /  
    Н. В. Лисенко., Н. Р. Кириста. – К. : Вища шк. , 2006. – Ч . 1. – 302 с.
  21. Методичні аспекти реалізації Базової програми розвитку дитини дошкільного віку "Я у Світі" / Наук. кер. та заг. ред. О. Л. Кононко. – 2-ге вид., випр.. – К. : Світич, 2009. – 208 с.
  22. Морозова О. И., Тихеева Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О. И. Морозова, Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. –2009. – № 5. – С. 54 – 55.
  23. Мухина В. С. Психология дошкольника. / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
  24. Національна доктрина розвитку освіти // Дошкільна виховання.  
    – 2002. – № 7. – С. 12 – 21.
  25. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология : учебник. / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
  26. Педагогічний словник / [уклад. С. Гончаренко]. – К. : Либідь, 1997. – 376 с.
  27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб. : Союз, 1997. – 256 с.
  28. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего / Э. Г. Пилюгина. – М., 1999. – 68 с.
  29. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение. 1996. – 112 с.
  30. Плеханов А. П. Педагогическая теория и практика М. Монтессори / А. П. Плеханов // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. 
    – С. 66 – 70.
  31. Плеханов А. П., Морозова О. И. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики / А. П. Плеханов, О. И. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – С. 64 – 67.
  32. Плеханов А. П., Морозова О. И., Манасеина М. М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. П. Плеханов, О. И. Морозова, М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 31 – 35.
  33. Поніманская Т. І. Дошкільна педагогіка: навч. посіб. / Т. І. Поніманська. – К. : Академвидав, 2008. – 456 с.
  34. Прокопович О. К. Цвет как средство выразительности детского рисунка / О. К. Прокопович // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 6. – С.22.
  35. Сапогова Е. Е., Психология развития человека. / Е. Е. Сапогова  
    − М. : 2001 – 374 с.
  36. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2003. – 192 с.
  37. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М. : Просвещение, 2007. – 35 с.
  38. Скляренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособ. /  
    Л. Д. Скляренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 672 с.
  39. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. / А. П. Усова. – М., 2000. – 78 с.
  40. Чуприкова Н. И.Умственное развитие и обучение: Псих. основы развивающего обучения. / Н. И. Чуприкова. – М. : Столетие, 1995 – 192 с.
  41. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. / Е. А. Янушко. – К., 2004. – 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Дидактические игры на определение формы

"Подбери фигуру"

Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить  младших дошкольников за стол  и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. "Смотрите, кто  к нам пришел. Это зайчик из  лесу прискакал. Он совсем не  знает, что такое геометрические  фигуры. Он перепутал все фигуры  и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем  в очень интересную игру "Подбери  фигуру" и объясним зайчику, какие  бывают фигуры и как их обследовать.

2. Показать  круг и, обводя его пальцем, спрашивает: "Как называется эта фигура, какая она по форме?" Показать  овал, тоже обводит его пальцем. "А это какая форма?". То  же самое проделать с другими  фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать  внимание на углах. Неточные и  ошибочные ответы младших дошкольников  воспитатель исправляет. Попросить  младших дошкольников обводить  пальцем каждую фигуру, лежащую  на подносе, затем накладывать  ее на наклеенную фигуру и  только при полном совпадении - класть формы и такие же  фигуры на подносах. Разложить  все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

3. Итог. " Мы сегодня научились подбирать  фигуры по форме - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

"Кому какая форма"

Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наглядный материал: большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Сейчас  я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили - были мишка  и матрешка. И были у них  яркие, красивые фигурки. Как - то  раз разбаловались мишка и  матрешка и перемешали все  фигуры. А так как они внешне  очень похожи, то сами не смогли  отличить овал от круга. Вот  и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили  по подносам овалы от круга.

Информация о работе Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста