Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: является выявление особенностей сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности сенсорного развития детей раннего возраста
3. Раскрыть роль игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………..6
Психолого-педагогическая проблема сенсорного развития у детей раннего возраста ………………………………………………………………..6
Анализ дидактических систем сенсорного развития у детей раннего возраста………………………………………………………………………….15
Выводы к первой главе…………………………………………………………21
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………...23
2.1 Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста…………..23
2.2 Роль игр в сенсорном развитии детей раннего возраста…………………29
Выводы ко второй главе………………………………………………………35
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

распечатпать курсовуююю.docx

— 80.81 Кб (Скачать файл)

2. Воспитатель  демонстрирует круг и овал, просит  младших дошкольников вспомнить  название этих фигур, показать, чем  они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. " А теперь все кружочки положите  на один поднос - матрешке, а все  овалы на другой поднос - мишке". Наблюдает, как дети выполняет  задание, в случае затруднений  предлагает ребенку обвести фигуру  пальцем и сказать, как она  называется.

3. Итог. "Мы  сегодня научились отличать круги  от овалов. Мишка все овалы  отнесет в лес, а матрешка - заберет  круги домой. Принесите подносы  с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам  и принесите подносы с овалами, отдадим их мише. Молодцы, теперь  мишка и матрешка с вами  прощаются.

"Геометрическое лото"

Дидактическая задача: научить младших дошкольников сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек и изображениями геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход игры:

1. Ребята, нас  окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем  в игру, которая называется "Геометрическое  лото" и попробуем увидеть в  окружающих нас предметах самые  различные формы.

2. В игре  принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе  с детьми материал. Дети называют  фигуры и предметы. Затем по  указанию воспитателя подбирают  к своим геометрическим образцам  карточки к изображению предметов  нужной формы. Воспитатель предлагает  детям правильно назвать форму  предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает  тот, кто быстрее подберет все  карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами  друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Дидактические игры на определение величины

"Башня"

Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.

Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия:

Жили - были три братика - зайчика. Звали из Пушок - самый высокий, Белячок - средний, Шустрик - самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок - на первом, самом большом этаже. Но как - то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего - то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. "Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины? Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик.

Положи и садись к ребятам за стол.

2. Мы сейчас  посадим зайчиков на выступы  башни, пусть идут домой, а посадит  их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри  на зайчиков. Куда ты посадишь  самого большого, Пушка? Молодец, это  его комната. А куда поселится  Белячок, тоже правильно. Остался  один Шустрик - ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание  на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков - квадраты. Мы будем играть, как будто  квадрат - это кубик. А из окошечка  кубика выглядывает зайчик. Квадраты  тоже разной величины: большой, средний  и маленький. На столе сложите  из них башенку. Только квадраты  надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы  возьмем квадрат? Правильно, самый  большой. Положите его у нижнего  края стола. А какой квадрат  мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились  у вас башни? Всем ли зайчикам  удобно? Молодцы, хорошо построили  башню для зайчиков.

3. Итог:

Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.

" Что там? "

Дидактическая задача: Учить младших дошкольников устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: Деревянная трехместная матрешка.

Ход занятия:

1.Читаю детям  загадку:

"Ростом  разные подружки, но похожи друг  на дружку". Дети, кто это такие  интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, Матрешки. Сейчас мы с  ним поиграем.

2. Я раскрываю  одну матрешку и обнаруживаю  в ней еще одну. " Смотрите, еще  одна матрешка, посмотрим, что там". Разбираю вторую матрешку и  нахожу в ней третью - самую  маленькую. "Оказывается здесь  целых три матрешки, (складываю  все три), а можно сделать опять  одну? А как?". Обращаю внимание  младших дошкольников на то, что  маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю  часть средней, которая потом  закрывается верхней частью, после  чего вставляется в нижнюю  часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.

3. Дети выполняют  указанные действия, разбирая и  собирая матрешку по очереди. Отмечая особо тех ребят, которые  без проб, на глаз, находят нужные  части матрешки и быстро собирают  её. В конце игры матрешек выстраиваю  по росту и веду на прогулку.

"Сбор фруктов"

Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: Яблоки - образцы (вырезанные из картона) 3 величин - большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 6 яблок разной величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см. Книга с красочными иллюстрациями "Гуси - лебеди". Три куклы разного роста.

Ход занятия:

1. Рассказывание  русской народной сказки "Гуси - лебеди". Рассматривание красочных  иллюстраций к сказке. "Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная  яблонька сестричку с братиком  спрятала от злых гусей - лебедей. А мы тоже сейчас вырастим  волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим  или наших кукол. Положим им  на тарелочки. Но куклы у нас  разного размера, поэтому нам  придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие  для Алёны; Средние для Оли; Маленькие  для Кати. Сейчас мы с вами, скажем волшебные слова, и на  этом подносе вырастет самая  настоящая яблоня. Только надо  всем дружно сказать волшебные  слова: Крибле крабле бумс. Вот  и выросла наша яблонька.

2. Показываю  детям яблоню с яблоками и  корзины. Возле корзинок сажаю  трех кукол. " На нашей яблоне  растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди  подойдет к яблоньке и по  образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если  яблоко сорвано правильно прошу  положить их в соответствующую  корзинку".

3. Когда все  яблоки сорваны и разложены  по корзинам, дети относят яблоки  на стол и продолжают угощать  кукол. Если игра кончена, а дети  ещё не наигрались, то яблоки  можно повесить на место и  повторить игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Комплексные занятия

Тема: «Двери в домиках».

(I младшая группа)

Программные задачи: Обучать детей выделению величины предметов.

Материал: По 2 вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - «двери». Игрушка лиса.

Ход занятия:

Показываю детям улицу, на которой много домов. В этих домах живут зайчата, они очень дружны и никогда не закрывали раньше двери. Но вот появилась лиса и теперь зайчатам надо закрывать двери, чтобы лиса не могла зайти к ним.

Предлагаю детям помочь зайчатам подобрать двери к их домикам.

Объясняю, что двери должны плотно закрываться. Если неправильно подобрать дверь, то лиса может в щелку пройти в дом.

Игру можно провести несколько раз. В конце занятия предлагаю сравнить ширину дверей путем наложения.

Тема: «Лесенка».

(I младшая  группа)

Программные задачи: Обучать детей установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.

Материал: демонстрационный: 4 бруска, различающихся по высоте, игрушки матрешка, бабочка.

Раздаточный: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, по игpушке на каждого ребенка.

Ход занятия:

Бабочка сидит высоко на дереве и матрешка не может ее достать.

Предлагаю детям построить лесенку, по которой бы матрешка поднялась и достала бабочку. Дети учатся строить лесенку. Сначала берут самый высокий брусок, затем выбирают самый высокий из оставшихся. Я напоминаю, что бруски должны с одного конца ровно подходить.

Матрешка поднимается по лесенке и достает бабочку. Предлагаю детям каждому построить лесенку для себя. Дети работают с прямоугольниками. Вновь напоминается правило: все «концы» прямоугольников должны находиться на одной линии. Дети играют с матрешками.

Тема: «Подарок Мишутки».

(I младшая  группа)

Программные задачи: Познакомить детей с новым синим цветом. Продолжать учить выкладывать предмет в соответствии с рисунком: закреплять умение определять предмет по признакам; закреплять умение прикладывать широкой стороной кирпичик к кирпичику.

Материал: Мягкая игрушка - мишка, синяя машина, синие кирпичики из набора «Строитель», листы бумаги с изображением грузовика и соответствующие по размерам и цвету на рисунке фигуры: синий, красный, желтый, зеленый круги и такого же цвета ленточки, магнитофон с записью.

Ход занятия:

- К нам  в гости сегодня пришел Мишка.

- Он принес  вам подарок.

- Что это? (Машина)

- Да, это  машина синего цвета.

- Посмотрите, какая она красивая!

- Какую машину  принес Миша? (Синюю)

- А еще  Миша принес вот эти листочки  с грузовичками, но они не красивые  и он предлагает вам сделать  машины красивыми, яркими. - Давайте  посмотрим, из каких фигур построен  грузовик?

(Дети рассматривают  и называют фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и называют их цвет; собирают  грузовики, накладывая цветные фигуры).

- Молодцы, ребята, Мише очень понравились ваши  грузовики.

- Давайте  мы построим для нашей новой  машины длинную широкую  дорогу.

(Дети берут  па кирпичику и строят дорогу).

- Из чего  мы построили дорогу? (из кирпичиков)

- Какую дорогу  мы построили? (длинную, широкую, синюю).

- для какой  машины построили синюю дорогу? (для синей машины)

- Пока наша  синяя машина едет по синей  дороге, давайте поиграем с  Мишей.

- Смотрите, вот фигурки-человечки ждут вас  в гости. Вы танцуете с ленточками, а как только музыка кончится, вы идете к той фигуре в  гости, какого цвета у вас ленточка.

(Дети играют  в игру «В гости»).

- Ребята, Мише  очень понравилось с вами играть, ему понравилось как вы построили  длинную, широкую, синюю дорогу, собирали  красивые цветные грузовички. Давайте  попросим Мишу остаться с нами  на весь день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста