Особенности становления магистратуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:42, реферат

Краткое описание

Вначале в России магистерские программы воспринимались исключительно как научно-исследовательские, готовящие слушателей к преподавательской или научной карьере. Это существенно ограничивало область использования таких программ и снижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерские программы действительно должны иметь сильный исследовательский компонент, но в смысле обучения студентов навыкам сбора, анализа и использования информации для принятия решений. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 История возникновения магистратуры в России...…..…..………...4
2 Болонский процесс и его цели……………….……………..………..6
3 Прохождение обучения в магистратуре…………………………...11
4 Российское законодательство касающееся магистратуры………..13
Заключение……………………………………………………………...17
Приложение………………………………………………………………18
Список использованных источников……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАГИСТРАТУРЫ В РОССИИ.docx

— 90.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1 История возникновения магистратуры в России...…..…..………...4

2 Болонский процесс и его цели……………….……………..………..6

3 Прохождение обучения  в магистратуре…………………………...11

4 Российское законодательство касающееся магистратуры………..13

Заключение……………………………………………………………...17

Приложение………………………………………………………………18

Список использованных источников……………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вначале в России магистерские программы воспринимались исключительно  как научно-исследовательские, готовящие  слушателей к преподавательской  или научной карьере. Это существенно  ограничивало область использования  таких программ и снижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерские программы действительно  должны иметь сильный исследовательский  компонент, но в смысле обучения студентов  навыкам сбора, анализа и использования  информации для принятия решений. Высококвалифицированные  кадры с магистерским уровнем  образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.

Это второй уровень двухуровневой  системы высшего образования, созданной  в процессе реформирования  российской образовательной системы согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и  дипломированные специалисты.

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для  успешной карьеры в международных  и российских компаниях, а также  аналитической, консультационной и  научно-исследовательской деятельности, т.е. магистратура – это форма  подготовки специалистов (магистров) подготовленных к научно-исследовательской и  педагогической деятельности. Магистры должны владеть основательной научной  базой и методологией научного труда  и быть в курсе современных  информационных технологий и методов  получения и обработки научной информации.

 

 

 

  1.История появления магистратуры в России.

В России ученая степень  магистра была введена императорским  указом в 1803 году. Люди, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой. В 1819 году утверждено "Положение о производстве в ученые степени", регламентирующее порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждение ученых степеней. Университетским уставом в 1884 году ученая степень кандидата наук была отменена (с этого времени в России присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук).

После 1917 года по различным  причинам подготовка магистров была отменена. Но перестроечные процессы в нашей стране, начавшиеся в середине 80-х годов XX века и затронувшие  практически все стороны общественной жизни, вновь сделали ее актуальной. В соответствии с постановлением Министерства науки, высшей школы и  технической политики РФ от 13.03.1992 "О  введении многоуровневой структуры  высшего образования Российской Федерации" наряду с подготовкой  дипломированных специалистов стала  осуществляться подготовка бакалавров и магистров. Новая структура  высшего образования преследовала цель расширить возможности ВУЗов в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности, повышения научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом потребностей экономики и рынка труда.

Когда в самом начале 90-х  годов в ВУЗовской среде стала обсуждаться концепция структурно-содержательной реформы высшего образования в России, специалисты классических университетов, проявили особый интерес к идее введения системы подготовки по направлениям высшего образования с ее многоуровневой структурой. Этот интерес был обусловлен увиденной возможностью реализовать в рамках данной системы в явном виде и на новом методологическом, методическом и организационном уровнях традиционный для этого типа вузов подход к задачам высшего университетского образования.

Этот подход предусматривает, с одной стороны выделение  как самостоятельной задачи обеспечения  получения студентами фундаментального образования в достаточно широкой  области знаний в сочетании с  базовыми сведениями из других научных областей и элементами начальной профессионализации, а с другой - развития на этой основе системы углубленной специализированной подготовки кадров для научно-исследовательской и педагогической деятельности на базе имеющихся научно-педагогических школ. Решение первой задачи является главной функцией программ подготовки бакалавров, а второй - основной целью специализированной магистерской подготовки. Такой подход предусматривает также понимание бакалавриата и магистратуры как двух составных частей единой двухуровневой системы подготовки по направлению.

В своей деятельности по развертыванию магистратуры университеты руководствовались Положением о  магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Государственного Комитета РФ по высшему образованию N42 от 10.09.93 г. По нашему мнению, этот нормативный документ сыграл и продолжает играть важнейшую роль в становлении института магистратуры в России.

Ключевым шагом в осознании  важности перехода России на двухуровневую  систему высшего образования (бакалавр + магистр) стало решение о присоединении  к Болонскому процессу. 19 июня 1999 года министры, отвечающие за высшее образование  в 29 странах Европы, подписали Болонскую  декларацию. Они сформулировали ряд  общих целей, достижение которых  позволит к 2010 году создать единое Европейское  пространство высшего образования.

19 сентября 2003 года на  Берлинском коммюнике «Формирование  общеевропейского пространства  высшего образования» министры 33 европейских стран подписал Болонскую  декларацию. Со стороны России  свою подпись поставил министр  образования Российской Федерации  В.М. Филиппов. Это решение закрепило  за Россией статус полноправного  члена европейского образовательного  сообщества. Для РФ это означает, что она обязуется до 2010 года  воплотить в жизнь основные  цели и принципы Болонского  процесса.

Одной из основных целей  Болонского процесса является «содействие  мобильности путем преодоления  препятствий эффективному осуществлению  свободного передвижения». Для этого  необходимо, чтобы уровни высшего  образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные  степени – наиболее прозрачными  и легко сопоставимыми. Это, в  свою очередь, напрямую связано с  введением в ВУЗах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Сегодня в российской системе  образования магистратура входит в  структуру высшего профессионального  образования. На сегодняшний момент выпускники ВУЗов могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного специалиста или магистра по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Вначале в России магистерские программы воспринимались исключительно  как научно-исследовательские, готовящие  слушателей к преподавательской  или научной карьере. Это существенно  ограничивало область использования  таких программ и снижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерские программы действительно  должны иметь сильный исследовательский  компонент, но в смысле обучения студентов  навыкам сбора, анализа и использования  информации для принятия решений. Высококвалифицированные  кадры с магистерским уровнем  образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях  и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.

Сейчас магистерские программы  по направлению «Экономика» и  «Менеджмент» дают возможность не только углубить знания в области экономики, коммерции или менеджмента, но и  получить экономическое и управленческое образование выпускникам технических  вузов, окончившим программы дипломированного специалиста.

Спрос на магистерские программы  быстро растет. Рынок труда России еще не полностью воспринял диплом бакалавра в качестве полновесного диплома о высшем образовании. И  работодатели, и потребители образовательных  услуг стремятся получить в их представлении «полновесное» высшее образование, т.е. образование на магистерском уровне.

Магистерские программы  постепенно вытесняют с рынка  так называемое «второе высшее образование». Магистратура – новый и более  высокий уровень высшего образования. Программа построена не на перезачете когда-то пройденных в вузе иного профиля дисциплин, а на аккумулировании и переносе имеющихся знаний и навыков на новую предметную область и новый уровень. Например, знание математики учим применять в экономических дисциплинах, языки – чтобы слушать лекции приглашенных профессоров из-за рубежа.

В магистратуру приходят около 40% людей с неэкономическим образованием. Они, как правило, работают на управленческих должностях и нуждаются в специальных  знаниях по маркетингу, финансам, бухучету и другим экономическим дисциплинам. Надо сказать, что экономическое  образование в дополнение к техническому необходимо для работы аналитиками  или менеджерами в высокотехнологичных  областях экономики.

Магистерские программы  – это специализация, углубление знаний в определенной области, таких  специалистов пока требуется много  почти в каждой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Болонский процесс и  его цели

С самого начала Болонский  процесс был призван увеличить  конкурентоспособность и привлекательность  европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко  определить уровень подготовки и  степень выпускников. Еще одной  важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение  высокого качества обучающего процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области европейского высшего образования.

Цель Болонской декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

 Для облегчения процедуры подтверждения дипломов о высшем образовании было введено единое общеевропейское приложение к диплому о высшем образовании полученному в других странах. Это было сделано так же для унификации перечня сведений, отражающих объем знаний и навыков, которыми владеет выпускник.

Квалификацией в России называют запись в дипломе о профессии, например "Инженер по строительству автодорог и аэродромов". Европейское понятие квалификации носит академический характер, под квалификацией понимается документ об образовании. Причем, как считают некоторые, запись в дипломе российского образца о профессии (квалификация) наиболее соответствует идее о едином вкладыше-приложении. Для упрощения процедуры подтверждения дипломов и признания их эквивалентности в других странах Болонской декларацией предусмотрено наличие в документах о высшем образовании специального вкладыша на английском языке, где даются основные сведения об учебных дисциплинах, практическом обучении и др. видах обучения, выраженные в кредитных единицах ECTS.

Был введен единый для всего европейского образовательного пространства механизм учета освоенного студентами объема знаний в кредитных единицах ECTS - European Credit Transfer System, которые используются в двух основных функциях: для обеспечения возможности зачета курсов, освоенных в одном вузе другим вузом (функция трансфера) и для определения позиции обучающегося на его образовательной траектории применительно, в первую очередь, к возможности продолжения обучения и перехода на следующий образовательный уровень (накопительная функция).

Были созданы условия для значительного повышения мобильности студентов, преподавателей и научных работников путем устранения препятствий  для  эффективного  осуществления свободного передвижения: обеспечение учащимся возможности получения образования и практической подготовки; преподавателям, исследователям и административному персоналу - возможности признания результатов и зачет времени, затраченного на проведение исследований, преподавание   и   стажировку  в   других   ВУЗах. Конъюнктура рынка труда подвержена изменчивости, поэтому учебные планы вузов и процесс подготовки специалистов не могут постоянно в полной мере соответствовать требованиям работодателей. Поэтому выпускники ВУЗов должны обладать мобильностью, чтобы быть востребованными в других регионах. Для обеспечения мобильности необходимо создать единое образовательное пространство.

Информация о работе Особенности становления магистратуры в России