Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:42, реферат
Вначале в России магистерские программы воспринимались исключительно как научно-исследовательские, готовящие слушателей к преподавательской или научной карьере. Это существенно ограничивало область использования таких программ и снижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерские программы действительно должны иметь сильный исследовательский компонент, но в смысле обучения студентов навыкам сбора, анализа и использования информации для принятия решений. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.
Введение………………………………………………………………….3
1 История возникновения магистратуры в России...…..…..………...4
2 Болонский процесс и его цели……………….……………..………..6
3 Прохождение обучения в магистратуре…………………………...11
4 Российское законодательство касающееся магистратуры………..13
Заключение……………………………………………………………...17
Приложение………………………………………………………………18
Список использованных источников……………………………………19
Однако, мобильность в
российских условиях доступна лишь немногим
категориям граждан в силу высоких транспортных
тарифов, специфических особенностей
рынка труда в каждом регионе РФ, недоступности
цен на жилье и т.п. Поэтому понятие мобильности
студентов, преподавателей, научных работников,
выпускников вузов может быть трансформировано
в виртуальную и профессиональную мобильность.
Элементами виртуальной мобильности являются
дистанционное образование и работа на
зарубежные фирмы. Фундаментальность
образования - главная основа для профессиональной
мобильности и профессиональной гибкости
выпускников вузов. К профессиональной
мобильности можно отнести получение
второго высшего образования, переподготовка
кадров, повышение квалификации, дополнительные
образовательные услуги. Одной из задач
обеспечения профессиональной мобильности
является повышение роли вузов в формировании
социальной и культурной среды, привлекательной
для реализации жизненных устремлений
всех жителей региона. Перевод центра
активности ведущих вузов страны с поиска
сильных абитуриентов в регионах на содействие
профессиональному росту профессорско-
Одно из центральных положений Болонской декларации - это установление многоуровневой системы высшего образования при базовой структуре «бакалавриат-магистратура». Берлинское коммюнике 2003 года определяет 2010 г. как год начала перехода на указанную систему. Первая ступень - подготовка кадров исполнительского типа (бакалавр). Вторая ступень - подготовка кадров творческого, креативного типа (магистр). Каждая ступень должна готовить не только специалистов, востребованных на рынке труда, но и обеспечивать возможность продолжить образование дальше. В России есть положительные примеры 2-х ступенчатого образования. В 1990-е годы, в основном, негосударственные образовательные учреждения освоили программы подготовки бакалавров по специальностям "Юриспруденция", "Менеджмент", "Экономика".
Освоение новой двух- или трехступенчатой системы высшего образования потребует разработки государственных образовательных стандартов нового поколения. Совершенно очевидно, что программы подготовки бакалавров и магистров необходимо разрабатывать с учетом конкретных требований работодателей, как регионального, так и государственного масштабов. Это позволит значительно снизить уровень безработицы среди выпускников вузов. Возможна ситуация, когда будут вузы, готовящие только бакалавров (в регионах, в небольших вузах) — и вузы, готовящие только магистров (в более крупных городах и вузах). В последнем случае можно представить себе и зональные консорциумы вузов: вполне реальна ситуация, когда ни один отдельно взятый вуз региона или не в состоянии «освоить» магистерскую программу, но, соединив усилия, собрав лучших специалистов из разных вузов, консорциум может поставить полноценную программу магистерского уровня.
Одна из многих целей декларации - повышение качества образования и установление общеевропейских критериев его оценки. Повышение качества образования невозможно без универсальной единой системы его контроля. В условиях современных информационных технологий востребован неквалифицированный и высококвалифицированный труд.
Повышение качества образования необходимо решать на нескольких уровнях:
- Европейский уровень. Разработка, согласованных в рамках единого образовательного пространства, перечня стандартов, процедур и основных принципов обеспечения качества образования.
- Национальный уровень. Система обеспечения качество образования должна включать точное распределение обязанностей, участвующих в образовательной деятельности органов и учреждений, внешнюю и внутреннюю экспертизу, аккредитацию и аттестацию вузов, международное партнерство в сфере качества образования.
- ВУЗовский уровень. Разработка внутри ВУЗовской системы обеспечения качества образования, включающая рейтинговую оценку деятельности преподавателей и учебу студентов, модульный принцип построения учебного процесса.
Также декларация преследует цели: развитие непрерывного образования;
введение совместных (эквивалентных) образовательных программ и степеней; усиление интеграции науки и образования; содействие внедрению европейского мировоззрения, сохранение ценностей европейского гуманизма; повышение ответственности образовательных учреждений за социальное сплочение общества; открытость Европейского союза в науке и образовании.
Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.
Сегодня в российской системе образования
магистратура входит в структуру
высшего профессионального
3.Прохождение обучение в магистратуре
Магистратура – это
возможность повысить уровень своего
образования и получить диплом, который
будет признаваться во всем мире. Но
многие студенты предпочитают традиционный
путь обучения, а именно 5 лет и
получение диплома специалиста.
Некоторых останавливает
После зачисления в магистратуру по итогам сдачи вступительных экзаменов и защиты перед комиссией бакалаврской выпускной работы, магистры первого курса начинают учиться по специальной программе.
Данную программу составляют специально под конкретный факультет и специальность, а также утверждают на заседании ученого совета факультета и ВУЗа. В программу входят дисциплины, которые также читаются у пятикурсников и учебные дисциплины, разработанные специально для магистрантов.
Специальные дисциплины включают в себя методические разработки углубленных курсов дисциплин данного факультета. То есть студенты, учащиеся в магистратуре изучают новые и углубленные аспекты раннее преподававшихся им предметов, а также предметы со смежных специальностей. Например, в магистратуре, где готовят журналистов, преподают не только углубленно журналистику, но и новые знания по психологии и PR.
Также будущие магистры изучают философию и английский язык, а на втором курсе магистратуры они сдают эти предметы как государственные экзамены.
Второй курс магистратуры отводится для самостоятельного обучения и написания магистерской диссертации. Поэтому занятия чаще всего бывают один раз в неделю и то только в первом семестре.
В конце второго курса магистрант должен сдать научному руководителю на проверку свою магистерскую диссертацию.
Магистерская диссертация
– это серьезное
Магистрант должен представить к защите, не просто текст с практической частью, а большую научную работу с проверенными данными, отличающуюся новизной и актуальностью данного исследования.
В магистерской диссертации обязательно должны быть представлены самостоятельно проведенные автором опыты и исследования, опросы, эксперименты, которые доказывают актуальность и новизну исследования.
В конце срока обучения
магистранты сдают
4 Российское законодательство касающееся магистратуры
Современное положение о магистратуре в России определяется законами РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
27 октября 2007 г. опубликован в Российской газете и вступил в силу Федеральный закон от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
Закон внес ряд изменений в законодательство, касающееся высшего образования, в частности: уровни образования - закон вводит вместо существовавших ранее ступеней высшего профессионального образования ( бакалавр - срок обучения не менее 4 года, специалист – не менее 5 лет и магистр не менее – 6 лет)
Уровни высшего профессионального образования:
«высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; и высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.» (статья 6, п. 2 Закона N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Начиная с 2009 г. по большинству направлений подготовки образование будет вестись по двухуровневой системе бакалавриат – магистратура. Подготовка специалистов будет сохранена для ограниченного ряда специальностей (как ожидается, в медицинских, инженерных и творческих вузах)
Нормативные сроки освоения
основных образовательных программ
высшего профессионального
- для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;
- для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;
- для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.
(статья 6 пункт 4 закона N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании)
Условия приема:
«Прием граждан на конкурсной
основе в государственные и
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата."; ст. 24 п.1 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
Магистратура и второе высшее образование
«Получение образования
по следующим образовательным
1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра»
(ст. 24 п. 4 Закон РФ N 3266-1"Об образовании")
(ст. 6 п. 5 Закона N 125-ФЗ "О
высшем и послевузовском
«Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению».
Изменения в действующие
государственные
Магистратура и военная служба.
«Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в:
- имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:….
- программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ»
(ст. 2, п. 5 Закона «О внесении
изменений в отдельные
Особое внимание обращаем на то, что отсрочка от призыва предоставляется магистрантам только в случае, если они поступили в магистратуру в год получения квалификации бакалавра и не предоставляется лицам, имеющим диплом специалиста или магистра. Т.е. при поступлении в магистратуру лиц уже имеющих диплом специалиста или магистра отсрочка не предоставляется. Магистратура в данном случае будет рассматриваться как второе высшее образование.
Информация о работе Особенности становления магистратуры в России