Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях системного кризиса семьи возрастает роль образовательных учреждений и субъектов социальной защиты разного уровня, которые призваны обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические основы становления социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения
1.1. Социальная компетентность: сущность понятия, особенности становления у детей и подростков………………………………………… 9
1.2. Деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения…………………………………………………………………… 11
1.3. Диагностика социальной компетентности:
основные методики………………………………………………………………………………….. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности социальной компетентности в условиях образовательных учреждений.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы……….. 18
2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………….. 28
Приложения………………………………………………………...… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Крук 1.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

Становление социальной компетентности ребёнка начинается с самого раннего детства. В основе её лежит процесс социализации ребёнка в обществе. Социальную компетентность необходимо формировать с самого детства, приобщение ребенка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума - процесс долгий, многоступенчатый  и необходимый. Сложность его заключается в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента ее рождения. Первым институтом, в котором ребёнок должен проходить социализацию и как следствие усваивать нормы и законы, по которым живёт общество, должен являться институт семьи. Именно в семье ребёнок должен пройти первичную, вторичную социализации. Однако в последние годы в значительной степени возросло количество детей оставшихся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы, обстоятельств; из неблагополучных, асоциальных семей; детей с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Это связанно, прежде всего, с тем, что многие семьи перестали выполнять свою роль.  Именно поэтому в последние годы значительно возросла роль образовательных учреждений в частности дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования, учреждений интернатного типа и пр. Так как именно образовательные учреждения способны взять на себя функции позитивной социализации детей, преобразуя режим выживания в норму развития, полноценного духовного становления, познания себя и окружающего мира, принятия социальных норм поведения, обеспечения гармоничного взросления.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что становление социальной компетентности у детей и подростков является одной из важнейших задач стоящих перед социальными педагогами образовательных учреждений различного типа. Несмотря на то, что первичные знания, умения и навыки взаимодействия в обществе ребёнку должны закладываться в семье, многие семьи не способны сформировать у ребёнка социальную компетентность в силу различных обстоятельств. В связи с этим и возрастает роль образовательных учреждений в области формирования полноценного гражданина умеющего эффективно взаимодействовать в обществе, жить по его законам.

 

1.2. Деятельность  социального педагога общеобразовательного  учреждения направленная на выявление  и формирование уровня социальной компетентности в условиях образовательного учреждения

 

Развитием социальной компетентности у детей в образовательных учреждениях любого типа занимаются социальные педагоги. Сегодня ставка социального педагога есть практически в каждой школе, интернате, социальном приюте и т.д. Профессиональная деятельность социального педагога обширна и многозадачна. С одной стороны он выполняет функцию педагога - психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и психологические нарушения в развитии, с детьми из неполных, семей в которых ведётся асоциальный образ жизни. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей. С другой стороны социальный педагог должен следить за соблюдением прав ребенка, как в семье, так и вне семьи (в школах, детских садах и др.) То есть - разрешать проблемные ситуации, когда права несовершеннолетних каким-либо образом нарушаются. Кроме того, социальный педагог имеет право инициировать возбуждение судебных дел по лишению недобросоветных и неблагополучных родителей родительских прав. Формирование у ребёнка социальной компетентности является одной из основных задач стоящих перед социальными педагогами. Основными получателями социально педагогических услуг в школах, интернатах, социальных приютах являются дети.

В различных образовательных учреждениях деятельность социального педагога направленная на становление у ребёнка социальной компетентности отличается.

Социальный педагог, работающий на базе школы выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того - социальный педагог работает с одаренными детьми.

У детей, обучающихся в общеобразовательной школе, как правило, становление социальной компетентности идёт преимущественно в семье, поэтому основным направлением работы социального педагога общеобразовательной школы является работа с семьёй. Работа с семьёй строится по следующим направлениям: педагогическое просвещение родителей; «воспитание» родителей - предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности; удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы; изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьёй.

Социальный педагог в школе ограничен в своих действиях, так как не может уделить внимание каждому нуждающегося ребёнку, его работа более общая. Все внеклассные мероприятия, который готовит и проводит социальный педагог общеобразовательной школы носят общий характер и организуются, как правило, не в соответствии с результатами диагностической работы и не в рамках формирования социальной компетентность, а в соответствии с планом работы.

В основе работы социального педагога, работающего в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами лежит индивидуальный подход. Ребёнок, который растёт и воспитывается не в своей семье, в 90% случаев имеет нарушения в своём развитии [17, с. 161]. Процесс формирования социальной компетентности у таких детей идёт очень трудно, поэтому одной из основных задач в работе социального педагога работающего в социальном приюте или детском доме является социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации. Если ребёнок находится на попечении государства с первых дней жизни, задача социального педагога упрощается, так как процесс социализации идёт на глазах и под его руководством. Ребенок, попавший в приют или детский дом до этого воспитывающийся в семье (как правило, ведущий асоциальный образ жизни)  уже имеет некие представления о взаимоотношениях в обществе. В данном случае социальному педагогу достаточно трудно изменить его установки.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения они не способны нормально взаимодействовать в коллективе [6, с. 77].

Поэтому наиболее эффективным здесь и является индивидуальный подход к работе с каждым ребёнком.

Учреждения дополнительного образования занимают особое место среди общественных институтов, так как создают условия для гармоничного единства познания, творчества и общения детей и взрослых.

Сегодня в систему дополнительного образования входят клубы по месту жительства, спортивные школы, школы искусств, художественные школы, дома творчества, центры дополнительного образования и др. [соц. Пед, с. 96]. Сюда же можно отнести и Центры помощи семье и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Учреждения дополнительного образования – это почти всегда уникальная образовательная и социально-педагогическая система, ориентированная на потребности и возможности как общества в целом отдельных социальных групп, так и каждой конкретной личности. Социально-педагогические возможности различных видов деятельности, в которые включаются дети, подростки в программных рамках учреждений, базируются на том, что в процессе такой деятельности удовлетворяются исключительно важные для детей и подростков социальные, материальные и духовные потребности; осваиваются ценности, социальные роли, нормы и правила поведения [27, с. 111]. К сожалению, многие учреждения дополнительного образования не имеют в своём штате ставку социального педагога. Дети и подростки, посещающие учреждения дополнительного образования, в которых работают социальные педагоги, имеют возможность пройти становление социальной компетентности, не отрываясь от любимого занятия.

Таким образом, деятельность социальных педагогов направленная на формирование социальной компетентности в образовательных учреждениях различных видов имеет свои особенности и возможности по формированию социальной компетентности.

1.3. Диагностика  социальной компетентности: основные  методики.

 

На сегодняшний день разработаны и активно используются на практике технологии развития социальных компетенций. Формирование социальных компетенций детей и подростков осуществляется поэтапно. Организационно задачи формирования социальных компетенций подростков решаются следующими технологическими шагами:

1. Педагогическая диагностика способностей и особенностей личностного развития, уровня социальных компетенций и самопознание интересов и возможностей (самоопределение и самопознание личности);

2. Выбор форм и видов  деятельности, оптимального круга  общения в общешкольном коллективе, в классе, используя индивидуальный подход (опыт группового общения и взаимодействия);

3. Социально-педагогические  тренинги;

4. Социально-ориентированная  деятельность (через индивидуальные  и групповые проекты);

5. Педагогический анализ  результатов развития личности на каждом этапе.

Первый этап исследования является очень важным, так как педагогическая диагностика позволяет выявить уровень социальной компетентности ребёнка. На данных полученных в результате диагностики строится вся дальнейшая работа с ребёнком.

Социальная диагностика – это комплексный процесс использования социального явления, с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством системы методов, приёмов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путём расчленения её на составляющие элементы, по которым осуществляется мини-исследование. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследуемого социального явления [27, с. 261]

Диагностические технологии в работе социального педагога включают выбор целей, содержания, методов сбора информации, интерпретацию результатов.

Для эффективной профессиональной диагностики социальному педагогу необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности его подопечных. На сегодняшний день разработано и активно используется достаточно большое количество методик направленных на диагностику уровня социальной компетенции у детей и подростков.

На сегодняшний день разработано и активно используется в практике работы социальных педагогов достаточно большое количество авторских методик направленных на выявление уровня социальной компетентности у детей и подростков. Среди наиболее популярных:

-  Шкала социальной  компетентности Е. Долла

- Методика для изучения  социализированности личности учащегося  М.И. Рожкова директора Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктора педагогических наук, профессора, действительный член РАЕН;

- «Шкала социальной компетентности»  А.М. Прихожан доктора психологических  наук, профессора, заведующей лабораторией  психологии эмоций Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ;

- Методика диагностики  коммуникативной социальной компетентности (КСК), которая проводится в виде  тестирования;

- «Диагностика компетентности  учащихся» разработанная педагогом-психологом  гимназии г. Брянска Г.М. Беспаловой и др.

Огромный опыт накоплен и у зарубежных коллег, так как во всём мире вопрос диагностики и формирования социальной компетентности у детей и подростков является одним из актуальных на сегодняшний день.

Обилие методик направленных на диагностику и формирование социальной компетентности детей и подростков в процессе её становления говорит о том, что социальные педагоги в своей работе не ограниченны определёнными рамками и имеют возможность подбора методик исходя из условий в которых работают.

 

II. Диагностика уровня социальной компетентности у детей и подростков

 

2.1. Организация  опытно-экспериментальной работы

 

Цель эксперимента -  выявить уровень сформированности социальной компетентности у детей находящихся в различных социальных условиях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие методы исследования: диагностика при помощи «Методики изучения социализированности личности» М. И. Рожкова (Приложение 1), «Шкале социальной компетентности» автор А.М. Прихожан и «Диагностика компетентности учащихся» разработанная педагогом-психологом гимназии № 4 города Брянска Г.М. Беспаловой (Приложение 2).

Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование традиционно проводится педагогом – психологом или социальным педагогом 2 раза в год с учащимися групп и классов. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Информация о работе Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений