Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях системного кризиса семьи возрастает роль образовательных учреждений и субъектов социальной защиты разного уровня, которые призваны обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические основы становления социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения
1.1. Социальная компетентность: сущность понятия, особенности становления у детей и подростков………………………………………… 9
1.2. Деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения…………………………………………………………………… 11
1.3. Диагностика социальной компетентности:
основные методики………………………………………………………………………………….. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности социальной компетентности в условиях образовательных учреждений.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы……….. 18
2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………….. 28
Приложения………………………………………………………...… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Крук 1.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием.

«Шкала социальной компетентности» разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.

 Шкала предназначена  для подростков 10-16 лет и позволяет  выявить как общий уровень  социальной компетенции подростка  в соответствии с возрастом, так  и компетентность в отдельных областях.

Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.

 Беседа может проводиться  с самим подростком, а также  с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом)

 Психолог или социальный  педагог зачитывает последовательно  каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую  графу бланка. В том случае  если беседа проводится с самим  подростком, пункты читаются во втором лице.

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) № 106 города Барнаула Алтайского края, расположена в спальном районе на окраине города. В школе обучаются дети в основном из малообеспеченных, алкоголизированных, конфликтных, асоциальных семей. Микрорайон школы отличается сложной криминогенной обстановкой, высоким уровнем безработицы населения. В школе открыты классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же обучаются дети из коррекционного детского дома №7. Большой проблемой стоящей перед учителями и социальными педагогами данной школы является нарушение воспитания в большинстве семей, отсутствие педагогической культуры у многих родителей, нарушение детско-родительских отношений. Поэтому приоритетной задачей стоящей перед данной школой в целом и социальным педагогом в частности является работа с семьёй.

За многие годы здесь сложилась система работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Школа выполняет огромную работу целью, которой является социализация детей, раскрытие их личностного потенциала.

Школа работает в тесном контакте с инспектором ОДН, филиалом центра помощи семье и детям «Меридиан».

Всего в МБОУ №106 обучается 479 человек, общее количество класс-комплектов – 29, из них традиционного обучения – 10, компенсирующего обучения – 5, коррекционного обучения – 14. Для проведения исследования был выбран 9 в класс.

Вторым учреждением, на базе которого прошло исследование, стал КГУСО Краевой социальный приют для детей и подростков «Забота» который располагается в городе Новоалтайске Алтайского края.

Приют работает с 2001 года. За годы работы в приюте прошли реабилитацию около двух тысяч человек с разных районов Алтайского края. Сегодня в приюте работает 72 сотрудника, могут проживать 38 несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет [23, с. 2]. В приют попадают дети из семей ведущих асоциальный образ жизни или лишившиеся родителей по различным причинам. Не все дети после пребывания в «Заботе» отправляются в детский дом, некоторые возвращаются в семью. Вести работу по формированию социальной компетентности у детей находящихся в приюте очень сложно, так как срок пребывания их ограничен. Однако социальным педагогом такая работа ведётся.

И наконец, в качестве третьего учреждения, на базе которого проходило исследование выступил филиал «Планета» Краевого Государственного бюджетного учреждения социального обеспечения «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» г. Барнаула. Работа данного центра направлена на оказание помощи семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Работа ведётся в микрорайонах по месту жительства в тесном сотрудничестве с базовыми школами, поликлиниками, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Центре работает 6 отделений и 8 филиалов, которые готовы предложить социально-экономическую, социально-психологическую, социально-культурную, социально-педагогическую, медико-социальную помощь семьям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию. Филиал Краевое Государственное бюджетное учреждение социального обеспечения «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» «Планета» находится в Ленинском районе города Барнаула Алтайского края. Основными целями и задачами филиала являются:

- укрепление семьи и  защита интересов детей и детей-инвалидов;

- психолого-педагогическое  просвещение родителей, повышение  их педагогической культуры;

- формирование и совершенствование  всех граней личности ребёнка;

- работа по созданию  благоприятной образовательной  среды с целью всестороннего развития личности.

Около 100 воспитанников различных возрастов посещают 4 отделения филиала «Планета». Дети до 6 лет – 5 человек, от 6 до 11 – 28 человек, от 11 до 15 – 31 человек, от 15 до 18 – 334 человека. Процентное соотношение по полу примерно 50% на 50%. Воспитанники, которые посещают филиал: школьники, учащиеся профессиональных училищ, дети дошкольного возраста. Так же филиал посещают дети с ограниченными возможностями – 10 человек, школьники, состоящие на учёте в ОДН – 48 человек подросткового возраста.

Исследование проводилось в период с 14 ноября 2011 г. по 25 февраля 2012 года.

В ходе исследования было продиагностированно 18 человек, учащихся 9 А класса, школы № 106, 8 детей – воспитанников приюта «Забота» с пятого по 8 класс. Таким образом, возрастные рамки участников исследования составили 11-15 лет и 7 человек – воспитанников центра в возрасте от 10 до 14 лет.

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей

 

Всем проходившим диагностику ребятам было предложено прочитать (20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

Интерпретация полученных в ходе исследования  результатов показала, что у учащихся 9 класса школы № 106 высокая степень социальной адаптированности выявлена у 3 человек из 18, у 10 человек – средний уровень и 5 учащихся имеют низкий уровень социальной адаптированности. Уровень автономности: высокий у 6 учеников,  средний у 9 и низкий у троих. Высокий коэффициент социальной активности был зафиксирован у 3-х из общего числа проходящих тест, средний уровень у 15 и низкий уровень не был зафиксирован ни у кого. И наконец, результаты  оценки приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) оказались следующими: высокий уровень нравственности выявлен лишь у одного ребёнка, средний уровень у 11 подростков, и низкий у 6 школьников.

На основании полученных данных был выведен средний показатель уровня социальной компетентности высокий у 4 человек, средний у 11 учащихся и низкий у 3-х.

Исследование, проведённое на базе социального приюта «Забота» показало следующие результаты: из восьми человек, лишь у одного высокая степень социальной адаптированности, средняя у 6 и низкая так же у одного; уровень автономности высокий в 3-х случаях из 8, средний в трёх и низкий в двух. Трое ребят отличаются высоким уровнем социальной активности, у всех остальных прослеживается средний уровень; что же касается уровня нравственности, высокий он только у троих воспитанников приюта, средний так же у троих и низкий у 2-х детей.

Далее ребятам было предложено пройти тестирование с помощью Шкалы социальной компетентности. Анализ полученных данных показал, что у троих из школьников коэффициент социальной компетентности соответствует норме, у 13 коэффициент социальной компетентности незначительно отклоняется от норматива, и у 2  коэффициент социальной компетентности значительно отстает от норматива.

Среди воспитанников приюта лишь у двоих коэффициент социальной компетентности соответствует норме, у остальных он незначительно отклоняется от норматива.

Диагностика уровня социальной компетентности у воспитанников КГБУСО «ТЦСПСиД» проводилась при помощи методики разработанной педагогом-психологом гимназии №4 города Брянска. Данный метод диагностики уровня социальной компетентности так же представляет собой опросный лист, включающий в себя 75 вопросов направленных на анализ всех сфер жизни респондентов. Анализ опросников показал следующее:

- из 7 человек высокий уровень социальной компетентности лишь у одного ребёнка. Данный ребёнок практически по каждому виду компетентности в данном случае набрал максимальное количество баллов;

- у 5 человек уровень сформированности социальной компетентности средний, что в общем-то достаточно неплохо, если учесть то, что все дети проходящие диагностику воспитываются в семьях находящихся в трудной жизненной ситуации (у большинства из числа опрошенных родители ведут асоциальный образ жизни);

- один ребёнок набрал минимальное количество балов во время прохождения диагностического опроса. Это ребенок, воспитывающийся в семье.

Некоторые вопросы, являющиеся ключевыми для интерпритации, были проигнорированы всеми участниками опроса, а это наводит на мысль, что не все вопросы были понятны детям. Или же некоторые из респондентов отнеслись к тестированию недостаточно серьёзно.

На основе сравнительного анализа были сделаны следующие выводы:

 - общий уровень социальной компетентности у детей, воспитывающихся в семье, даже, несмотря на то, что, большая часть участников исследования, воспитывается, в так называемых, «неблагополучных» семьях выше, чем у детей, воспитывающихся в приюте;

- большинству детей, как тех, кто воспитывается в семьях, так и воспитанников приюта необходима в той или иной степени помощь социального педагога;

- многие дети, как школьники, так и воспитанники приюта  нуждаются в индивидуальном подходе  со стороны социального педагога;

- работа, направленная на развитие эффективной социализации в учреждениях участниках исследования, несомненно, ведётся, особенно это прослеживается в приюте и в Центре социальной помощи семье и детям (в пользу этого свидетельствует отсутствие детей со значительными отклонениями от норматива социальной компетентности);

- лучше всего работа  социального педагога организованна  в филиале «Центра социальной  помощи семье и детям» «Планета», так как в его штате находится  несколько социальных педагогов, педагогов-психологов готовых работать индивидуально с каждым ребёнком, трудность же заключается в том, что посещение Центра свободное, дети посещают его по желанию, а это отражается на процессе формирования социальной компетентности;

- социальные педагоги  приюта «Забота» имеют возможность работать с ребёнком лишь какое-то часто непродолжительное время, а это так же отражается на процессе становления социальной компетентности у детей;

- основное преимущество  социального педагога общеобразовательной  школы заключается в том, что он со своими воспитанниками может построить долговременную работу, в процессе которой становление социальной компетентности пройдёт постепенно и будет более эффективно. Основной недостаток здесь – это то, что в школе введена всего одна ставка социального педагога, а это так же осложняет работу. Социальный педагог может работать лишь с самыми запущенными случаями, а большинство детей остаётся неохваченными социально-педагогической деятельностью.

 Основываясь на полученных  результатах, были разработаны следующие рекомендации:

- социальным педагогам  школы № 106 г. Барнаула и Приюта «Забота» и филиалу «Центра социальной помощи семье и детям» «Планета» необходимо уделить пристальное внимание развитию социальной компетентности подопечных;

- усилить индивидуальную работу с детьми;

- обратить особое внимание  на детей, чей уровень социальной  компетентности оказался ниже  нормы (провести повторную диагностику  с применением других методик);

- активизировать работу  по формированию нравственных  качеств, развитию социальной активности детей;

- социальному педагогу  школы № 106 провести работу с  семьями учащихся 9А класса;

- разработать программу  мероприятий направленных на  развитие социальной компетентности  детей и подростков, отдавая предпочтение  игровым формам работы;

- по результатам работы  в рамках программы провести  повторное тестирование при помощи других методик для анализа изменений уровня социальной компетентности школьников и воспитанников приюта.

 

Заключение

На сегодняшний день перед обществом достаточно остро стоит проблема социализации подрастающего поколения и основной причиной здесь являются пошатнувшиеся позиции российского института семьи. Для формирования положительных социальных умений и навыков в образовательных учреждениях и учреждениях где дети находятся под опекой государства, введены ставки социальных педагогов. Основная цель работы социального помочь ребёнку (подростку) научиться ориентироваться в социальных ситуациях, усвоить нормы поведения принятые в обществе, выходить из сложных жизненных ситуаций. Для того чтобы работа социального педагога была более успешной и приносила реальные плоды необходимо чтобы она была построена в соответствии с определёнными требованиями и проходила строго поэтапно. Каждый этап, начиная от диагностики и заканчивая анализом проделанной работы очень важен, но, несомненно, первый этап на котором выявляется уровень социальной компетентности, является одним из важнейших. Проделанная работа может не дать прогнозируемых результатов, в том случае если на диагностическом этапе были получены неверные данные или же этот этап был пропущен вовсе. Таким образом, социальным педагогам необходимо подходить к организации диагностики социальной компетентности очень ответственно и выбирать только проверенные методики.

Информация о работе Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений