Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях системного кризиса семьи возрастает роль образовательных учреждений и субъектов социальной защиты разного уровня, которые призваны обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические основы становления социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения
1.1. Социальная компетентность: сущность понятия, особенности становления у детей и подростков………………………………………… 9
1.2. Деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения…………………………………………………………………… 11
1.3. Диагностика социальной компетентности:
основные методики………………………………………………………………………………….. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности социальной компетентности в условиях образовательных учреждений.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы……….. 18
2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………….. 28
Приложения………………………………………………………...… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Крук 1.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Современные образовательные учреждения играют огромную роль в процессе становления социальной компетентности детей и подростков, помогая ученикам и воспитанником различных образовательных учреждений научиться эффективно, взаимодействовать в обществе в соответствии с его нормами, традициями и установленными правилами поведения.

Проведённый в ходе исследования сравнительный анализ уровня социальной компетентности детей находящихся в различных социальных условиях позволил сделать вывод, что у детей, воспитывающихся в семье показатель уровня социальной компетентности не намного выше, чем у детей оставшихся без попечения родителей (см. прил.3).

Данные анализа говорят о том, что работа по формированию социальной компетентности ведётся в образовательных учреждениях различных типов. Детей с низким уровнем социальной компетентности в ходе исследования было выявлено 16,7 % - средний показатель по 3 общеобразовательным учреждениям же свидетельствует в пользу того, что социальными педагогами работа ведётся.

Таким образом, сопоставив данные полученные в ходе анализа теоретических документов и практического исследования можно сделать общий вывод: работа по формированию навыков социальной компетентности у детей и подростков является одним из актуальных направлений в работе социальных педагогов работающих в различных образовательных учреждениях, исследование показало, что работа ведётся достаточно успешно. Цель курсовой работы достигнута, гипотеза подтверждена.

 

Зоя ..нужно описать результаты диагностики по уровням….

 

Список литературы

  1. Андрияхина, Н.В. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышений квалификации / Н.В. Андрияхина, Г.И. Миронова // Классный руководитель.- 2006.- №5.- С. 17-37.
  2. Антоева, В. С. Профилактика асоциального поведения подростков в условиях социального приюта / В.С. Антоева // Школьный психолог.- 2010.- №18.- С. 8-12.
  3. Басов, Н. Ф. Социальный педагог / Н.Ф. Басов.- М.: Академия, 2006.- 256 с.
  4. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко.- СПб.: Союз, 2002. – 160 с.
  5. Васильева, В.Е. Реабилитационный потенциал воспитателя в социальном приюте/ В.Е. Васильева // Отечественный журнал социальной работы.- 2008.- №4.- С. 71-73.
  6. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова.- М.: Кнорус, 2010.- 240 с.
  7. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова.- М.: Академия, 2004.- 166 с.
  8. Витвар, О.И. Профессиональная подготовка социального педагога к воспитанию детей / О.И. Витвар // Педагогика.- 2006.- №8.- С.72-78.
  9. Галагузова, М.А., Мардахаев, Л.В. Методики и технологии работы социального педагога / М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев.- М.: Академия, 2002. – 192 с.
  10. Дети социального риска и их воспитание: учеб.- метод. пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 143 c. 
  11. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицына.- М.: Владос, 2008.- 351 с.
  12. Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина.- М.: Академия, 2011.- 254 с.
  13. Лутхова, З. В. Жизнь без надзора/ З.В. Лутхова// Воспитание школьников.- 2009.-№8.-c.С.55-56.
  14. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс/ Л.В. Мардахаев.- М.: Юрайт, 2011.- 800 с.
  15. Мудрик, А.В. Основы социальной педагогики/ А.В. Мудрик.- М.: Академия, 2006.- 208 с.
  16. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.- М.: Владос, 2005.- 399 с.
  17. Овчарова, Р.В. Справочник социального педагога / Р.В. Овчарова.- М.: Сфера, 2007.- 480 с.
  18. Пантюхина, Е.А. Социально-педагогическая защита детей-сирот в России / Е.А. Пантюхина // Педагогика.- 2008.- №6.- С. 93-99.
  19. Пименова, О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте / О. Пименова // Воспитание школьников.- 2003.- №5.- С.20-28.
  20. Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.- М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  21. Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей// Педагогика.- 2008.- №6.- С.55-61.
  22. Савенкова, С.В. Психическое здоровье воспитанников и некоторые аспекты организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков / С.В. Савенкова // Вестник образования России.- 2004.- №16.- 47-51.
  23. Скрипник, Е. Дом, где возвращают детство / Е. Скрипник // Наш Новоалтайск.- 2011.- 16 августа.- С.2.
  24. Словарь по социальной педагогике . -  М.: Академия, 2002.- 317 с.
  25. Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой.- М.: Владос, 2001.- 416 с.
  26. Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина.- М.: Владос, 2002.- 272 с.
  27. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой.- М.: Юрайт, 2012.- 405 с.
  28. Шахманова, А.Ш. Социально-педагогические проблемы воспитания сирот в России / А.Ш. Шахманова // Педагогика.- 2009.- №5.- С. 47-51.
  29. Шептенко, П.А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко.- Барнаул: АлтГПА, 2011.- 166 с.
  30. Шилова, М.И. Многофакторный анализ деформаций характера детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения/ М.И. Шилова, Н.Ф. Яковлева// Педагогика.- 2010.- №2.- С. 25-32.
  31. Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга.- М.: УРАО, 2001.- 123 с.

 

Приложение 1.

 

Методика для изучения социализированности личности учащегося (позволяет оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащегося).

Разработана профессором М.И.Рожковым.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 -  всегда

3 – почти всегда

2 – иногда

1 – очень редко

0- никогда

  1. Стараюсь слушаться во всем  своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

17

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


 

          Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности – вторая строка. Оценка социальной активности – третья строка. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – четвертая строка. Если получаемый коэффициент больше трех – высокая степень социализированности. Если больше двух, но меньше трех – средняя степень. Если меньше двух – низкий уровень.

 

Приложение 2.

 

Опросный лист

 

Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, если ты считаешь, что это «абсолютно про тебя», – оцени свое согласие с высказыванием в 7 баллов; если ты категорически не согласен, это точно «не про тебя», – твоя оценка 1 балл. Если ты сомневаешься, – начисли от 2 до 6 баллов, в зависимости от того, какая позиции тебе ближе. Если ты не знаешь, как можно ответить, – 0 баллов. Если в опроснике фраза не закончена, – продолжи ее.

 

1. Я знаю правила, по которым живет моя школа. Эти правила такие: _____________________________________________________________________________

2. Правила, по которым  живет моя школа, мой класс  я принимаю и считаю, что они  разумны.

 

3. У меня была возможность  узнать, по каким правилам живет  моя школа.

4. Для того, чтобы существовать, школа, класс, государство должны  иметь свои правила.

5. Может быть, правила, по которым живет мой класс, моя школа, мне и не нравятся, но я считаю, что их нужно соблюдать.

6. Если мне не нравятся  те правила, по которым живет  мой класс, моя школа, их можно  изменить, и я знаю, как это  можно сделать. Изменить эти правила можно следующим образом: __________________________________________________________

7. У меня есть возможность  изменить правила, по которым  живет мой класс, моя школа.

8. Мне хотелось бы больше  знать о правилах или законах, по которым живет наше государство.

9. Мне хотелось бы больше  знать о правилах или законах, по которым живет наше общество.

10. Я чувствую себя гражданином  своего государства.

 

11. Как гражданин государства  я имею права и обязанности, и я знаю их.

12. Как у гражданина  государства у меня есть права: __________________________

13. Как у гражданина  государства у меня есть обязанности: _____________________________________________________________________________

 


14. У меня достаточно  знаний и умений, чтобы хорошо  устроиться в жизни.

15. У меня достаточно умений, чтобы добиться того, чего я хочу.

16. Для достижения в  жизни того, чего я хочу, мне  надо научиться _____________________________________________________________________________

17. Я знаю и умею достаточно, чтобы, оказавшись в другой школе или другом городе, чувствовать себя своим.

18. Со своими одноклассниками  я общаюсь, или мы вместе занимаемся  помимо уроков чем-то еще.

19. Вне школы есть еще  многое, чем можно заняться. Например: _____________________________________________________________________________

20. Кроме уроков я в  школе еще __________________________________________

21. Школьные праздники  мне интересны.

22. У нас в школе часто  происходит что-то интересное  кроме уроков.

23. У меня, как у пяти – (шести-, семи-, восьми-, девяти-) классника, есть такие возможности:

24. Человек в моем возрасте  может заняться__________________________________

25. Если мы с друзьями  захотим создать, к примеру, Партию  по защите прав ребенка, то  сможем это сделать. А именно, мы сделаем следующее: _____________________________________________________________________________

26. Я знаю, что нужно  сделать, если меня обвинят в  проступке, которого я не совершал. Я поступлю так: ________________________________________________________________

27. Если у моего друга или подруги случится серьезная неприятность (например, серьезные проблемы в семье), я могу помочь им следующим: _____________________________________________________________________________

28. Если мы с друзьями  захотим организовать что-нибудь интересное, например, спортивный клуб (какого в городе еще нет) или музыкальную группу, то сможем это сделать. Мы сделаем следующее: ________________________________________________

29. Если мне придется  перейти в другую школу, я буду  вести себя следующим образом:

30. Если мне поручат  в школе организовать какое-нибудь  мероприятие, я сделаю следующее:

31. Если мне понадобятся  деньги для личных нужд (очень  чего-либо захочется), я 

32. Моя жизнь больше  зависит от моих родителей, чем  от меня.

33. Моя жизнь больше зависит от того, как сложатся обстоятельства.

34. Мои успехи в школе  зависят от меня.

35. Мои отношения с людьми  больше зависят от меня, чем  от тех, с кем я общаюсь.

36. Я несу ответственность  за то, как я поступаю.

37. Для того чтобы понять  другого человека, нужно иногда представлять себя на его месте и думать о том, что он чувствует.

38. Я могу поставить  себя на место другого человека  и понять, что он чувствует.

39. Я мог бы дружить (или дружу) с человеком с другим  цветом кожи или другой национальности.

40. Среди моих друзей  только русские, и я не хотел  бы, чтобы в моей компании появился  человек другой национальности.

41. В моем классе или  компании есть люди другой  национальности, и я с ними  нахожусь в хороших отношениях.

42. Может быть, у меня  есть недостатки, но я знаю, что человек я хороший.

43. Я считаю, что большинство  моих сверстников, с кем мне  приходится общаться, – хорошие  люди. Я знаю о сильных и  слабых сторонах своего характера.

Мои сильные стороны:____________________________________________________

Мои слабые стороны:___________________________________________________

44. В моем характере  есть и хорошее, и плохое, но  хорошего больше.

45. Как правило, я понимаю, почему себя ведут так, а не  иначе мои друзья и одноклассники  в разных ситуациях.

46. Я могу себя уважать.

47. Большинство моих одноклассников  и знакомых достойны уважения.

48. Я знаю, чего я хочу  от жизни сейчас. А именно:____________________________

49. Я знаю, чего хотят  от жизни мои друзья и одноклассники. А именно:______________________________________________________________________

 

50. У меня редко возникают  конфликты с моими одноклассниками.

51. Я редко ругаюсь с  моими родителями.

52. С людьми всегда можно  договориться, даже если противоречия  очень серьезные.

53. Я умею договариваться с людьми.

54. Если я с кем-то  поругался, я довольно быстро  умею помириться.

55. При общении с другими  людьми мне легко найти предмет  для разговора.

56. Я готов с каждым, кто думает иначе, чем я, спокойно  побеседовать и выслушать его  мнение.

57. Если я на кого-то разозлюсь, то стараюсь ему этого не показывать.

58. Мне трудно открыто  выражать свое мнение.

59. При коллективном обсуждении  я стараюсь держаться в тени.

60. Я умею сказать другим, что мне в них не нравится.

61. Люди бывают разные, и это хорошо.

62. Хорошо, что люди бывают  разные, потому что ____________________________

63. Люди бывают разные, значит себя с ними нужно  вести по-разному.

64. Когда общаешься с  людьми, надо учитывать то, что  у них может быть другая  точка зрения.

65. С разными людьми я веду себя по-разному.

66. Взрослые ценят во  мне ________________________________________________

67. Мои друзья ценят  во мне _______________________________________________

68. Я ценю в своих  одноклассниках _________________________________________

69. Я ценю в своих  учителях _______________________________________________

70. Когда мне бывает  плохо, я знаю, как с этим справиться.

71. Когда мне плохо, я ____________________________________________________

72. У меня получается  контролировать себя, когда возникают конфликты с кем-либо.

Оценка ответов производится по семибалльной шкале. Затем подсчитывается сумма баллов по каждому виду компетентности и отдельно по каждому диагностируемому параметру. Для сопоставления полученных результатов рассчитывается относительный и средний бал.

Общее правило – 0 баллов начисляется, если ответа нет или он неадекватен.

Критерии оценок возможных продолжений высказываний учащихся приведены ниже.

Информация о работе Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений