Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях системного кризиса семьи возрастает роль образовательных учреждений и субъектов социальной защиты разного уровня, которые призваны обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические основы становления социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения
1.1. Социальная компетентность: сущность понятия, особенности становления у детей и подростков………………………………………… 9
1.2. Деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения…………………………………………………………………… 11
1.3. Диагностика социальной компетентности:
основные методики………………………………………………………………………………….. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности социальной компетентности в условиях образовательных учреждений.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы……….. 18
2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………….. 28
Приложения………………………………………………………...… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Крук 1.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Высказывание № 1. Я знаю правила, по которым живет моя школа. Эти правила такие…

1 балл – перечислены  правила, реально несуществующие;

3 балла – перечислены  правила, реально существующие, но  относящиеся к общепринятым правилам  хорошего поведения («не драться», «не грубить учителям», «хорошо себя вести»);

5 баллов – перечислены правила, реально существующие, в достаточном объеме;

7 баллов – перечислены  в большом объеме реально существующие  правила, касающиеся различных аспектов (о разговорной лексике, о поведении  в пределах учебного учреждения, о внешнем виде, о необходимости ношения сменной обуви, о соблюдении делового стиля в одежде, о посещении занятий без опозданий, о соблюдении устава школы).

Высказывание № 6. Если мне не нравятся те правила, по которым живет мой класс, моя школа, их можно изменить, и я знаю, как это можно сделать. Изменить эти правила можно следующим образом…

2 балла – перечисленные  действия плохо сформулированы;

4 балла – действия  описаны коротко, но адекватно («договорюсь с одноклассниками», «обращусь к классному руководителю, посоветуюсь с директором, администрацией», « соберу подписи и покажу директору»);

7 баллов – адекватно  описана последовательность действий, необходимых для достижения данной  цели («соберу группу людей, со мной согласных, и мы обсудим правила; поговорим с директором; организуем обсуждение в школе, классе; проведем голосование», «объединиться с единомышленниками и воздействовать на администрацию школы»).

Высказывание № 12. Как у гражданина государства у меня есть права…

1 балл – перечисленные  права плохо сформулированы («жить», «дышать», «гулять»);

4 балла – права либо  перечислены, но в незначительном  количестве, либо названы в общем  виде, либо описаны адекватно, но  касаются взрослого человека  или даны в собственной формулировке («права ребенка», «право на собственное мнение», «учиться, работать»);

7 баллов – права описаны  адекватно, последовательно и развернуто, в соответствии с возрастом («учиться, получать образование», «свобода слова и мысли», «свобода самоопределения», «право на бесплатное лечение, образование», «право на защиту со стороны государства», «право на свободу слова, действия, мысли»).

Высказывание № 13. Как у гражданина государства у меня есть обязанности…

1 балл – перечисленные  обязанности плохо сформулированы («ничего не ломать, слушать учителей, сидеть тихо на уроках») ;

4 балла – обязанности  перечислены, но в незначительном  количестве либо описаны в  общем виде («служить в армии», «жить по законам государства», «не нарушать Конституцию государства», «платить налоги»);

7 баллов – обязанности  описаны последовательно и развернуто («обязанность соблюдать законы, обязанность получить паспорт в 14 лет, парням служить в армии после школы и др. «, «не нарушать Конституцию государства»).

Высказывание № 16. Для достижения в жизни того, чего я хочу, мне надо научиться…

2 балла – ответ дан  либо в общем виде, не конкретизирован («всему», «выучиться, хорошо закончить школу», «многому»), либо свернут;

5 баллов – ответ достаточно  конкретизирован («всему, что касается моей будущей профессии железнодорожника»);

7 баллов – ответ конкретизирован, имеет личностный смысл («общаться с людьми, уметь говорить», «понимать законы», «ездить на машине», «жить в стиле «пэчворк»…).

Высказывание № 19. Вне школы есть многое, чем еще можно заняться. Например…

1 балл – ответ дан  в общем виде («всем, чем угодно»);

4 балла – «общаться с друзьями», «ходить на различные мероприятия»;

7 баллов – «заняться социально значимой деятельностью», «заниматься в секциях, ходить на элективы, разнообразные секции, кружки», «общаться с друзьями», «организовывать праздники, ходить на дискотеки, в лагерь».

Высказывание № 20. Кроме уроков я в школе еще…

2 балла – ответ свернут;

4 балла – «общаюсь», «хожу на дополнительные занятия, подготовку»;

7 баллов – «хожу на секции, кружок, электив и т. д.».

Высказывание № 23. У меня, как у …классника есть такие возможности…

2 балла – «гулять, общаться», «у каждого свой интерес и соответственно ему…»;

4 балла – приводится  либо только основное занятие  – «учиться», либо одно дополнительное занятие помимо основного: «рыбачить и учиться», «общаться и интересоваться всем, чем захочется»;

7 баллов – описаны  разнообразные и многочисленные  занятия.

Высказывание № 24. Человек в моем возрасте может заняться…

2 балла – «всем, чем хочет»;

4 балла – приводится  либо основное занятие – «учиться», либо одно занятие помимо основного: «рыбачить и учиться», «общаться и интересоваться всем, чем захочет»;

7 баллов – описаны  разнообразные конкретные и достаточно  многочисленные занятия.

Высказывание № 26. Я знаю, что нужно сделать, если меня обвинят в проступке, которого я не совершал. Я поступлю так…

1 балл – действия не  соответствуют цели («буду отрицать», «откажусь», «скажу, что это не я»);

4 балла – действия  описаны отрывочно, но социально  оправданы и адекватны, либо представлены  в общем виде («докажу, что это не я»);

7 баллов – поведение  в кризисной ситуации обдумано, адекватно, конструктивно («буду защищать себя, приведу доказательства, в крайнем случае обращусь в суд или к адвокату», «буду отстаивать свои права, найду свидетелей, обращусь в соответствующие органы»).

Высказывание № 27. Если у моего друга или подруги случится серьезная неприятность (например, серьезные проблемы в семье), я могу помочь им следующим…

1 балл – действия не  соответствуют цели («не буду лезть»);

4 баллов – описаны социально оправданные и адекватные действия, но либо отрывочно, либо в общем виде («окажу моральную поддержку», «помогу всем, чем смогу», «предложу деньги или помощь»);

7 баллов – поведение  в кризисной ситуации обдумано, адекватно, конструктивно («спрошу, чем смогу помочь, и помогу советом или деньгами», «смотря по обстоятельствам помогу, чем смогу», «если нужны деньги, постараемся собрать в школе, если понадобится, приглашу к себе пожить»).

Высказывание № 28. Если мы с друзьями захотим организовать что-нибудь интересное, например спортивный клуб (какого в городе еще нет) или музыкальную группу, то сможем это сделать. Мы сделаем следующее…

1 балл – описанные  действия не соответствуют цели  либо даны в общем виде: «соглашусь», «буду делать»;

4 балла – действия для достижения цели описаны отрывочно, но адекватно («найдем деньги, купим гитары»);

7 баллов – последовательно  описаны адекватные действия  для достижения цели («соберем группу, будем искать помещение и деньги, договоримся с администрацией», «обратимся за помощью к директору, будем искать варианты и средства»).

Высказывание № 29. Если мне придется перейти в другую школу, я буду вести себя следующим образом…

1 балл – действия описаны  неконструктивно («буду сидеть тихо», «не буду высовываться», «подружусь со всеми», «буду привыкать»);

4 балла – приведены  социально оправданные и адекватные  действия, но кратко («буду искать общий язык с одноклассниками и учителями»);

7 баллов – описано  обдуманное, адекватное и конструктивное  поведение в кризисной ситуации («найду себе друзей, буду соблюдать правила этой школы», «присмотрюсь к законам, по которым там живут, и буду вести себя соответственно»).

Высказывание № 30. Если мне поручат в школе организовать какое-нибудь мероприятие, я сделаю следующее…

1 балл – действия не соответствуют цели;

4 балла – действия  для достижения цели описаны  отрывочно, но адекватно;

7 баллов – действия  описаны многоступенчато и адекватно.

Высказывание № 31. Если мне понадобятся деньги для личных нужд (очень чего-либо захочется) я…

1 балл – описано неадекватное  поведение в данной ситуации («украду, напечатаю фальшивки»);

4 балла – описаны адекватные  возрасту действия («попрошу у родителей»);

7 баллов – действия  социально оправданы, адекватны  возрасту («попрошу у родителей либо попробую заработать», «возьму из копилки, если летом подзаработал», «попрошу у родителей, а если сумма крупная, буду копить или перетерплю до тех пор, пока сам не буду зарабатывать»).

Высказывание № 44. Я знаю о сильных и слабых сторонах своего характера. Мои сильные стороны… Мои слабые стороны…

2 балла – ответ дан  в свернутой форме («знаю, но не ваше дело»);

7 баллов – ответ дан  развернуто, осознанно, содержание  имеет личностно значимый смысл («сильные –умею договариваться с людьми, слабые – нерешительный»).

Высказывание № 49. Я знаю, чего я хочу от жизни сейчас. А именно…

2 балла – ответ дан  в свернутой форме («хочу, но не ваше дело»);

4 балла – ответ дан, желания направлены на конкретные  жизненные, материальные блага;

5 баллов – ответ дан  в общем виде («окончить школу», «получить образование»);

7 баллов – ответ дан  развернуто, содержание имеет личностно  значимый смысл («достойно закончить школу», «завести друзей», «научиться работать над собой»).

Высказывание № 49. Я знаю, чего хотят от жизни мои друзья и одноклассники. А именно…

1 балл – ответы: «не знаю, надо их спросить», «наверное, того же, чего и все»;

4 балла – за ответ «того же, чего и я – друзей, хорошей жизни»;

5 баллов – ответ дан  в общем виде («окончить школу», «получить образование»);

7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл («достойно закончить школу», «завести друзей», «научиться работать над собой»).

Высказывание № 62. Хорошо, что люди бывают разные, потому что…

1 балл – односложное, отрывочное продолжение («потому что это хорошо»);

4 балла – с высказыванием  согласны, но без аргументации  и личностно значимого смысла («иначе все были бы одинаковые, это неинтересно»);

7 баллов – объяснение  дано развернуто, содержание имеет  личностно значимый смысл, на  достаточно высоком уровне осмысления действительности («с разными людьми интересно общаться, узнавать их характеры», «общество тогда бы не развивалось»).

Высказывание № 66. Взрослые ценят во мне…

1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);

2 балла – ответ дан  односложно, не имеет личностно  значимого смысла;

7 баллов – ответ развернутый, содержание имеет личностно значимый  смысл, на достаточно высоком  уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности  поведения).

Высказывание № 67. Мои друзья ценят во мне…

1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);

2 балла – ответ дан  односложно, не имеет личностно  значимого смысла;

7 баллов – ответ дан  развернуто, содержание имеет личностно  значимый смысл, на достаточно высоком уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности поведения).

Высказывание № 68. Я ценю в своих одноклассниках…

1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);

2 балла – ответ дан  односложно, не имеет личностно значимого смысла;

7 баллов – ответ развернутый, содержание имеет личностно значимый  смысл, на достаточно высоком  уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности  поведения).

Высказывание № 69. Я ценю в своих учителях…

1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);

2 балла – ответ дан  односложно, не имеет личностно  значимого смысла;

7 баллов – ответ дан  развернуто, содержание имеет личностно  значимый смысл, на достаточно  высоком уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности поведения).

Высказывание № 71. Когда мне плохо, я…

1 балл – описано поведение  в ситуации физического недомогания;

3 балла – приведены  варианты неконструктивного или  агрессивного поведения в данной  ситуации («ору», «с друзьями покурю», «не буду этого замечать»);

5 баллов – поведение  описано кратко, но адекватно («поднимаю настроение»);

7 баллов – приведено  развернутое описание конструктивного  осмысленного поведения или способа  работы над собой («подумаю, в чем дело», «ложусь спать», «иду к маме или звоню подруге», «слушаю музыку и думаю»).

 

Приложение 3.

 

Сравнительный анализ уровня социальной компетентности (%)

 

 

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Школа № 106 г. Барнаула

22%

61 %

17%

Приют «Забота»

25%

50 %

25%

ЦПСиД «Планета»

54%

38%

8%


 

 

 


Информация о работе Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений