Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа
В условиях системного кризиса семьи возрастает роль образовательных учреждений и субъектов социальной защиты разного уровня, которые призваны обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.
Введение…………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические основы становления социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения
1.1. Социальная компетентность: сущность понятия, особенности становления у детей и подростков………………………………………… 9
1.2. Деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения…………………………………………………………………… 11
1.3. Диагностика социальной компетентности:
основные методики………………………………………………………………………………….. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности социальной компетентности в условиях образовательных учреждений.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы……….. 18
2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………….. 28
Приложения………………………………………………………...… 31
Высказывание № 1. Я знаю правила, по которым живет моя школа. Эти правила такие…
1 балл – перечислены правила, реально несуществующие;
3 балла – перечислены
правила, реально существующие, но
относящиеся к общепринятым
5 баллов – перечислены правила, реально существующие, в достаточном объеме;
7 баллов – перечислены
в большом объеме реально
Высказывание № 6. Если мне не нравятся те правила, по которым живет мой класс, моя школа, их можно изменить, и я знаю, как это можно сделать. Изменить эти правила можно следующим образом…
2 балла – перечисленные действия плохо сформулированы;
4 балла – действия описаны коротко, но адекватно («договорюсь с одноклассниками», «обращусь к классному руководителю, посоветуюсь с директором, администрацией», « соберу подписи и покажу директору»);
7 баллов – адекватно
описана последовательность
Высказывание № 12. Как у гражданина государства у меня есть права…
1 балл – перечисленные права плохо сформулированы («жить», «дышать», «гулять»);
4 балла – права либо
перечислены, но в незначительном
количестве, либо названы в общем
виде, либо описаны адекватно, но
касаются взрослого человека
или даны в собственной
7 баллов – права описаны адекватно, последовательно и развернуто, в соответствии с возрастом («учиться, получать образование», «свобода слова и мысли», «свобода самоопределения», «право на бесплатное лечение, образование», «право на защиту со стороны государства», «право на свободу слова, действия, мысли»).
Высказывание № 13. Как у гражданина государства у меня есть обязанности…
1 балл – перечисленные
обязанности плохо
4 балла – обязанности перечислены, но в незначительном количестве либо описаны в общем виде («служить в армии», «жить по законам государства», «не нарушать Конституцию государства», «платить налоги»);
7 баллов – обязанности описаны последовательно и развернуто («обязанность соблюдать законы, обязанность получить паспорт в 14 лет, парням служить в армии после школы и др. «, «не нарушать Конституцию государства»).
Высказывание № 16. Для достижения в жизни того, чего я хочу, мне надо научиться…
2 балла – ответ дан либо в общем виде, не конкретизирован («всему», «выучиться, хорошо закончить школу», «многому»), либо свернут;
5 баллов – ответ достаточно конкретизирован («всему, что касается моей будущей профессии железнодорожника»);
7 баллов – ответ конкретизирован, имеет личностный смысл («общаться с людьми, уметь говорить», «понимать законы», «ездить на машине», «жить в стиле «пэчворк»…).
Высказывание № 19. Вне школы есть многое, чем еще можно заняться. Например…
1 балл – ответ дан в общем виде («всем, чем угодно»);
4 балла – «общаться с друзьями», «ходить на различные мероприятия»;
7 баллов – «заняться социально значимой деятельностью», «заниматься в секциях, ходить на элективы, разнообразные секции, кружки», «общаться с друзьями», «организовывать праздники, ходить на дискотеки, в лагерь».
Высказывание № 20. Кроме уроков я в школе еще…
2 балла – ответ свернут;
4 балла – «общаюсь», «хожу на дополнительные занятия, подготовку»;
7 баллов – «хожу на секции, кружок, электив и т. д.».
Высказывание № 23. У меня, как у …классника есть такие возможности…
2 балла – «гулять, общаться», «у каждого свой интерес и соответственно ему…»;
4 балла – приводится либо только основное занятие – «учиться», либо одно дополнительное занятие помимо основного: «рыбачить и учиться», «общаться и интересоваться всем, чем захочется»;
7 баллов – описаны
разнообразные и
Высказывание № 24. Человек в моем возрасте может заняться…
2 балла – «всем, чем хочет»;
4 балла – приводится либо основное занятие – «учиться», либо одно занятие помимо основного: «рыбачить и учиться», «общаться и интересоваться всем, чем захочет»;
7 баллов – описаны
разнообразные конкретные и
Высказывание № 26. Я знаю, что нужно сделать, если меня обвинят в проступке, которого я не совершал. Я поступлю так…
1 балл – действия не соответствуют цели («буду отрицать», «откажусь», «скажу, что это не я»);
4 балла – действия описаны отрывочно, но социально оправданы и адекватны, либо представлены в общем виде («докажу, что это не я»);
7 баллов – поведение в кризисной ситуации обдумано, адекватно, конструктивно («буду защищать себя, приведу доказательства, в крайнем случае обращусь в суд или к адвокату», «буду отстаивать свои права, найду свидетелей, обращусь в соответствующие органы»).
Высказывание № 27. Если у моего друга или подруги случится серьезная неприятность (например, серьезные проблемы в семье), я могу помочь им следующим…
1 балл – действия не соответствуют цели («не буду лезть»);
4 баллов – описаны социально оправданные и адекватные действия, но либо отрывочно, либо в общем виде («окажу моральную поддержку», «помогу всем, чем смогу», «предложу деньги или помощь»);
7 баллов – поведение в кризисной ситуации обдумано, адекватно, конструктивно («спрошу, чем смогу помочь, и помогу советом или деньгами», «смотря по обстоятельствам помогу, чем смогу», «если нужны деньги, постараемся собрать в школе, если понадобится, приглашу к себе пожить»).
Высказывание № 28. Если мы с друзьями захотим организовать что-нибудь интересное, например спортивный клуб (какого в городе еще нет) или музыкальную группу, то сможем это сделать. Мы сделаем следующее…
1 балл – описанные
действия не соответствуют
4 балла – действия для достижения цели описаны отрывочно, но адекватно («найдем деньги, купим гитары»);
7 баллов – последовательно описаны адекватные действия для достижения цели («соберем группу, будем искать помещение и деньги, договоримся с администрацией», «обратимся за помощью к директору, будем искать варианты и средства»).
Высказывание № 29. Если мне придется перейти в другую школу, я буду вести себя следующим образом…
1 балл – действия описаны неконструктивно («буду сидеть тихо», «не буду высовываться», «подружусь со всеми», «буду привыкать»);
4 балла – приведены
социально оправданные и
7 баллов – описано обдуманное, адекватное и конструктивное поведение в кризисной ситуации («найду себе друзей, буду соблюдать правила этой школы», «присмотрюсь к законам, по которым там живут, и буду вести себя соответственно»).
Высказывание № 30. Если мне поручат в школе организовать какое-нибудь мероприятие, я сделаю следующее…
1 балл – действия не соответствуют цели;
4 балла – действия для достижения цели описаны отрывочно, но адекватно;
7 баллов – действия
описаны многоступенчато и
Высказывание № 31. Если мне понадобятся деньги для личных нужд (очень чего-либо захочется) я…
1 балл – описано неадекватное поведение в данной ситуации («украду, напечатаю фальшивки»);
4 балла – описаны адекватные возрасту действия («попрошу у родителей»);
7 баллов – действия социально оправданы, адекватны возрасту («попрошу у родителей либо попробую заработать», «возьму из копилки, если летом подзаработал», «попрошу у родителей, а если сумма крупная, буду копить или перетерплю до тех пор, пока сам не буду зарабатывать»).
Высказывание № 44. Я знаю о сильных и слабых сторонах своего характера. Мои сильные стороны… Мои слабые стороны…
2 балла – ответ дан в свернутой форме («знаю, но не ваше дело»);
7 баллов – ответ дан развернуто, осознанно, содержание имеет личностно значимый смысл («сильные –умею договариваться с людьми, слабые – нерешительный»).
Высказывание № 49. Я знаю, чего я хочу от жизни сейчас. А именно…
2 балла – ответ дан в свернутой форме («хочу, но не ваше дело»);
4 балла – ответ дан,
желания направлены на
5 баллов – ответ дан в общем виде («окончить школу», «получить образование»);
7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл («достойно закончить школу», «завести друзей», «научиться работать над собой»).
Высказывание № 49. Я знаю, чего хотят от жизни мои друзья и одноклассники. А именно…
1 балл – ответы: «не знаю, надо их спросить», «наверное, того же, чего и все»;
4 балла – за ответ «того же, чего и я – друзей, хорошей жизни»;
5 баллов – ответ дан в общем виде («окончить школу», «получить образование»);
7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл («достойно закончить школу», «завести друзей», «научиться работать над собой»).
Высказывание № 62. Хорошо, что люди бывают разные, потому что…
1 балл – односложное, отрывочное продолжение («потому что это хорошо»);
4 балла – с высказыванием согласны, но без аргументации и личностно значимого смысла («иначе все были бы одинаковые, это неинтересно»);
7 баллов – объяснение дано развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл, на достаточно высоком уровне осмысления действительности («с разными людьми интересно общаться, узнавать их характеры», «общество тогда бы не развивалось»).
Высказывание № 66. Взрослые ценят во мне…
1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);
2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;
7 баллов – ответ развернутый,
содержание имеет личностно
Высказывание № 67. Мои друзья ценят во мне…
1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);
2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;
7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл, на достаточно высоком уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности поведения).
Высказывание № 68. Я ценю в своих одноклассниках…
1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);
2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;
7 баллов – ответ развернутый,
содержание имеет личностно
Высказывание № 69. Я ценю в своих учителях…
1 балл – ответы неопределенные («откуда я знаю», «не знаю»);
2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;
7 баллов – ответ дан
развернуто, содержание имеет личностно
значимый смысл, на достаточно
высоком уровне осмысления
Высказывание № 71. Когда мне плохо, я…
1 балл – описано поведение
в ситуации физического
3 балла – приведены
варианты неконструктивного
5 баллов – поведение описано кратко, но адекватно («поднимаю настроение»);
7 баллов – приведено
развернутое описание
Приложение 3.
Сравнительный анализ уровня социальной компетентности (%)
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Школа № 106 г. Барнаула |
22% |
61 % |
17% |
Приют «Забота» |
25% |
50 % |
25% |
ЦПСиД «Планета» |
54% |
38% |
8% |