Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
8
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
8
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема
13
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста
16
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
21
2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

особенноти формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

8

1.1.Понятие «толерантность»  в философском и социальном  контексте

8

1.2. Формирование толерантности  как педагогическая проблема

13

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

16

2.1. Специфика старшего  дошкольного возраста

16

2.2. Организация педагогической  деятельности в старшей группе  детского сада по формированию  толерантности

21

2.3. Педагогические условия  нравственного воспитания дошкольников

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

33

ПРИЛОЖЕНИЕ

35


 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время часто  возникают дискуссии о толерантном  мире, так называемом мире без насилия  и жестокости, в котором главной  ценностью является единственная в  своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать  путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих  людей.

В научных изданиях толерантность  трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ  от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они  есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь  она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом  жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся  к позициям и ценностям других людей. 

В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной  политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

Проблема воспитания толерантной  культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. 

 Семья – одна из  величайших ценностей, созданных  человечеством за всю историю  своего существования, это первый  и наиболее значимый институт  в жизни человека. Но важно  семью рассматривать как объект  социальной действительности, носитель  многовекового опыта, традиций, обычаев.  В настоящее время в ДОУ  складывается система работы  с родителями воспитанников, которая  предполагает поиск путей и  создание условий для становления  личности ребенка, раскрытия его  индивидуальных особенностей. Нельзя  забывать, что на этом жизненном  этапе самыми близкими людьми  для малыша становятся воспитатели  и родственники. В младенческие  годы и весь дошкольный период  человек воспитывается семьей, жизнью  семьи. Здесь зарождаются его  симпатии, потребности, интересы. Здесь  обозначается его характер. И  поэтому жизнь семьи, ее нравы,  традиции, влечения, идеалы, развлечения  влияют на его дальнейшую судьбу, его гражданскую позицию, подготовку  ребенка к полноценному и эффективному  участию в различных видах  жизнедеятельности.  
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с  культурой народов ближайшего окружения  – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности. 

В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально- экономического развития всех народов.

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит  огромное значение в первичном складывании  личности. В дошкольном и младшем  школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений  о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных  ситуаций. Благодаря пластичности нервной  системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о  мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными  ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).

Формирование толерантности  актуальная проблема, но мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного  возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса, что и  обусловило выбор темы курсового исследования: «Особенности формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
  2. Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста; 
  3. Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
  4. Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

Объектом исследования является процесс формирования толерантности  у детей старшего дошкольного  возраста.

Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности.

Гипотеза исследования базируется на следующем предположении: 
1. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические труды, связанные с рассматриваемой  проблемой, а именно: концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного  возраста как периода максимального  раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже и др.); фундаментальные и прикладные исследования по проблеме толерантности отечественных и зарубежных авторов (В.М.Золотухин, В.А.Лекторский, Г.Оллпорт, А.Г.Асмолов, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, и др.).

Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования: представленный в работе теоретический и практический материал может быть полезен педагогам  и психологам ДОУ, родителям и  всем тем, кто работает и имеет  отношение с детьми.

Опытно-экспериментальная  база исследования: МДОУ г. Ангарска. 
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Понятие «толерантность»  в философском и социальном  контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела  к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии  требование меры в удовольствиях  и поведении стало одной из основных нормативных установок  античной этики, связанной тесно  с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольно  характере человеческих суждений и  оценок, с одной стороны, а с  другой – об объективности человеческого  знания.

В исследования В.М. Золотухина, посвященных генезису понятия «терпимость», мы можем проследить историю возникновения  и развития понятия «толерантность».

С момента обоснования  Протагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд на человека, т.е. доминирующим становится самосовершенствование человека, определяющего  его жизнедеятельность и выработку  норм собственного поведения. Протагор также подчеркивает, что людям  не хватает «умения жить обществом», которое возможно только при условии  введения среди людей «стыда»  и «дружественных связей», обуславливающих  основу объединения людей.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

В практической направленности этики Аристотеля, где основой  добродетели является «середина», Золотухин  находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия к чему-либо, предполагающее возможность равноценного существования различных вещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека и его соотнесенность с другими людьми. Отождествляясь с воздержанностью, «терпимость» способствует достижению «высшего блага» и выступает как один из моральных принципов.

Представитель позднего стоицизма  Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в  ней есть разумность, упорство и  относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых  осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленопреклоненных.

Тертуллиан, представитель  ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Наряду с единообразием  в душе, «терпимости» свойственно  и многообразие, находящееся в  образе телесной добродетели, где принимает  формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».

Христианская концепция  «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в  гуманности и достижении равенства  между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой  стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению  к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение  и сохранение справедливости, а в  случае её нарушения, государство имеет  право подавлять эти попытки  путем допустимого «принципом терпимости»  наказания.

А. Шопенгауэр и А. Гален  определяли «терпимость» как отношение  «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует  достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гёте, а в последующем  Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики  общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Информация о работе Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста