Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
8
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
8
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема
13
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста
16
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
21
2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ |
8 |
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте |
8 |
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема |
13 |
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
16 |
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста |
16 |
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности |
21 |
2.3. Педагогические условия
нравственного воспитания |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
31 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
33 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время часто
возникают дискуссии о
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Семья – одна из
величайших ценностей,
Воспитание дошкольников – это не только
воспитание любви к родному дому, семье,
но и толерантного отношения к представителям
национальностей, культур и традиций.
В настоящее время необходимо в дошкольных
учреждениях как можно больше приобщать
детей к культуре своего народа и развивать
их национальное самосознание. Ребенок
должен, прежде всего, пустить корни в
свою землю и культуру, познакомиться
со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Мы живем в много национальном городе
и каждому ребенку должны обеспечить возможность
соприкасаться со своей национальной
культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.
В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально- экономического развития всех народов.
Данное положение
Формирование толерантности актуальная проблема, но мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы курсового исследования: «Особенности формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Объектом исследования является процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности.
Гипотеза исследования базируется
на следующем предположении:
1. Формирование толерантности целесообразно
начинать со старшего дошкольного возраста,
так как, именно этот возраст является
сенситивным для воспитания нравственности
и толерантности, именно в этом возрасте
закладывается фундамент для дальнейшего
развития личности ребенка.
Методологическую основу
исследования составили психолого-
Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования: представленный в работе теоретический и практический материал может быть полезен педагогам и психологам ДОУ, родителям и всем тем, кто работает и имеет отношение с детьми.
Опытно-экспериментальная
база исследования: МДОУ г. Ангарска.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, списка использованной литературы
и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
Потребность поиска элементов,
способствующих «сглаживанию» противоречий
и конфликтов реальной жизни привела
к возникновению понятия «
В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольно характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой – об объективности человеческого знания.
В исследования В.М. Золотухина, посвященных генезису понятия «терпимость», мы можем проследить историю возникновения и развития понятия «толерантность».
С момента обоснования
Протагором того, что «человек есть
мера всех вещей», изменяется взгляд на
человека, т.е. доминирующим становится
самосовершенствование
Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.
В практической направленности
этики Аристотеля, где основой
добродетели является «середина», Золотухин
находит обоснование «
Представитель позднего стоицизма
Сенека рассматривает «терпимость»
как основу для мужества, ибо в
ней есть разумность, упорство и
относится к тем благам и желаниям,
исполнение и прославление которых
осуществляется не «толпой поздравителей»,
а благоговением
Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.
Наряду с единообразием в душе, «терпимости» свойственно и многообразие, находящееся в образе телесной добродетели, где принимает формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».
Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.
В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».
Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение и сохранение справедливости, а в случае её нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем допустимого «принципом терпимости» наказания.
А. Шопенгауэр и А. Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».
Терпимость, для И. Канта,
противопоставлена ненависти, характеризует
достоинство и честь человека
и воспитывается как
И.В. Гёте, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.
Информация о работе Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста